Второй этап заключается в оценке уровня знаний и предоставлении информации.
На данном этапе консультант должен выявить и обсудить все неверные представления о ВИЧ-инфекции и предполагаемом тестировании.
Выяснить уровень знаний пациента о ВИЧ и путях его передачи, способах защиты;
предоставить достоверную информацию о ВИЧ/СПИДе;
выяснить и обсудить все неверные представления о планируемом тестировании на ВИЧ-инфекцию (т.е. как проводится анализ). При этом оговаривается, что:
- тест определяет только наличие антител к ВИЧ и их присутствие является доказательством наличия ВИЧ-инфекции
- на основании положительного результата нельзя сказать, когда произошло заражение и кто стал источником заражения.
Рассказать о периоде «окна» и необходимости прохождения теста дважды, и объяснить, что нужно делать, чтобы не приобрести и не передать инфекцию в этот период времени (3-6 месяцев).
Предоставить поддерживающую информацию. В качестве поддерживающей информации может выступать информация об исследованиях и правильном использовании презервативов и т.д.
На третьем этапе происходит завершение консультирования.
1. объяснить значение возможных результатов теста. При этом консультант должен убедиться в том, что обратившийся понимает, что означает положительный и отрицательный результаты.
2. обсудить возможные реакции на результат, имеющиеся ресурсы и оценить возможные последствия тестирования.
3. обсудить возможности изменить рискованное поведение, если оно имело место
4. ответить на возникшие вопросы
5. назначить дату и время сообщения результатов.
Итак, в результате дотестового консультирования обратившийся:
▪ получает информацию о ВИЧ-инфекции, тесте на антитела к ВИЧ, мерах профилактики и возможных последствиях
▪ получает объективную оценку наличия в его жизни риска заразиться ВИЧ
▪ принимает осознанное решение о прохождении обследования
▪ обдумывает возможности для изменения своего поведения, рискованного в отношении ВИЧ и получает поддержку при попытках таких изменений.
Послетестовое консультирование является диалогом между пациентом и лицом, проводимым консультацию по результатам обследования с целью
- сообщить результаты теста на ВИЧ
- выяснить, понимает ли пациент значение полученного результата
- предоставить необходимую поддержку и информацию
- обсудить более безопасные, с точки зрения возможности заражения ВИЧ, формы поведения (можно дать возможность пациенту рассказать своими словами, что он должен делать, чтобы оставаться здоровым).
Во время после тестового консультирования при отрицательном результате пациента с низким риском заражения ВИЧ следует:
1. напомнить о путях передачи ВИЧ и возможных способах предохранения (можно попросить пациента самого вспомнить услышанное им)
2. разъяснить меры предосторожности от заражения ВИЧ и другими ЗППП и важность практикования защищенного секса (использование презервативов), предоставить информацию об их правильном использовании.
3. предложить поддержку в виде дальнейших посещений с целью закрепления установки на безопасное поведение
4. и если это необходимо, предоставить информацию об организациях, работающих в области профилактики ВИЧ-инфекции.
При отрицательном результате пациента с высоким риском заражения ВИЧ выше изложенная информация дополняется информацией:
- о наличии скрытого периода инфекции – «окна»
- рекомендуется повторное тестирование через 3 месяца
- поддерживается данная пациенту установка на наименее опасное поведение.
Итак,разъяснение мер предосторожности оказание необходимой поддержки в результате дотестового консультирования:
▪ повторение основной информации;
▪ разъяснение мер предосторожности, оказание необходимой поддержки.
ПОЗИТИВНАЯ ЖИЗНЬ
Рекомендации психолога
Сегодня существует множество заболеваний, которые считаются неизлечимыми, но ни одно из них не звучит так угрожающе, как «ВИЧ-инфекция». Этому есть несколько объяснений.
Ø Это очень молодое заболевание. Всего 25 лет его наблюдают на Западе, а у нас и того меньше. Ведь чтобы изучить новый вирус, создать и испытать надежные лекарства, нужны годы работы. Хотя, уже сейчас существуют препараты, которые пусть и не убивают сам вирус, но не дают ему размножаться в организме. Кроме этого существует множество традиционных и народных средств укрепления здоровья и иммунитета. К тому же, ВИЧ-инфицированные люди чаще умирают не от ВИЧ-инфекции как таковой, а от сопутствующих проблем – передозировок, отравлений наркотиками, криминального образа жизни, суицидов вследствие страхов и изоляции.
Ø Отсутствие знаний, масса слухов, вымыслов и сплетен. Первые ВИЧ-инфицированные на Западе были гомосексуалами, в дальнейшем большое количество людей заразилось при инъекционном употреблении наркотиков, поэтому люди считают, что ВИЧ-инфекция – профессиональное заболевание наркоманов, проституток и геев. Этот вредный миф, с одной стороны, заставляет любого заразившегося скрывать свой статус, чтобы избежать лишних объяснений, с другой стороны излишне расслабляет всех остальных, ведь в наше время может заразиться каждый. Поэтому сложившееся в обществе отношение к этой болезни НЕОБОСНОВАННО.
Напряжение в обществе, связанное с ВИЧ, напрямую зависит от страха заражения, который испытывают люди. Если вы и другие ВИч-инфицированные покажете себя ответственными и надежными в плане заражения партнерами, со временем уменьшиться и негативная реакция общества на ВИЧ-инфицированных. Было бы неплохо, если бы вы, заботясь о своих правах, позаботились бы и о правах других людей, которых вы вольно или невольно могли или можете заразить. Вспомните всех, кто мог заразиться от вас и посоветуйте им сдать анализы на ВИЧ. Это можно сделать бесплатно и анонимно. Особенно важно это для беременных женщин, которые собираются родить ребенка. Им могут назначить профилактическое лечение, и риск заражения ребенка намного сократиться.
.Психолого-педагогические условия успешной реабилитации детей с хроническими соматическими заболеваниями.
Психолого-педагогическая реабилитация больного человека, в частности детей с соматическими хроническими заболеваниями является в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем. Дети с соматическими заболеваниями и психическими нарушениями нуждаются не только в лечении, но и в обучении, подготовке к овладению специальными умениями, навыками, знаниями, что позволит им в будущем занять достойное место в жизни. Без такой подготовки эти дети зачастую обречены на инвалидность, они могут стать тяжелым бременем для семьи, общества и самих себя. Активная помощь в восстановлении возможностей развития больного ребенка выражением гуманизма общества и системы образования, подтверждением педагогического оптимизма по отношению к нему.
Конечная цельпсихолого-педагогической реабилитации – привести часто болеющего ребенка в такое состояние, которое позволит ему обучаться в массовой школе вместе со своими сверстниками. Причем, в период стабилизации и восстановления, такие дети нуждаются в специальной системе обучения и воспитания.
Условия реабилитации : Реабилитация таких детей должна быть основана на безусловной уверенности и убеждении, что в организме человека заложены потенциальные возможности, которые в особых условиях и при специальных воздействиях могут активизироваться и ребенок сможет достичь уровня достаточно выраженных и оформленных способностей. Реабилитация противопоставляется устаревшему мнению о больном, как о человеке “неполноценном”, обреченном на гибель. Известно, что в древности в большинстве культур болезнь считалась тяжелым наказанием для человека, а больные люди воспринимались как тяжелое бремя для общества (времена наибольшего расцвета эллинской и римской культур). Отношение к больному человеку и тем более к ребенку с недугом было не только пренебрежительным, но и жестоким.
Средства психолого-педагогической реабилитации, несмотря на их разнообразие, можно объединить в несколько основных направлений: оптимальная организация жизни и деятельности ребенка, т.е. соблюдение “природосообразного” распорядка дня;
правильное отношение к больному ребенку;
организация занятий и развивающих игр соответствующей направленности; устранение вредных влияний и условий, усугубляющих соматическое заболевание.
Соблюдение распорядка (режима дня) для больного ребенка имеет основное значение при восстановлении здоровья. Режим дня представляет собой оптимальную организацию жизни ребенка в течение суток при обеспечении ритмического удовлетворения основных жизненных потребностей (в пище, отдыхе, связи с окружающей средой). Режим дня создает определенный образ жизни, под влиянием которого формируется внутренний стереотип (т.е. организуется поведение на основании определенной последовательности действий). Это имеет огромное значение для восстановления состояния ребенка: жизнь ребенка, как правило, значительно дезорганизована под влиянием заболевания (нарушение сна, аппетита, снижение интереса к окружающей среде). Режим дня создает физиологические и психологические предпосылки для постепенного восстановления нарушений, вызванных заболеванием. Правильный распорядок дня регулирует и регламентирует воздействия окружающих на ребенка.
2. Отношение к больным детям как условие реабилитации
Решающее значение для более быстрого или более медленного восстановления больных детей имеет отношение взрослых и сверстников. Конечно, в первую очередь, необходимы: сердечность, доброта, сочувствие и поддержка. Каждый, кто вступает в контакт с больным ребенком и ухаживает за ним, должен иметь определенные знания и умения, такт, знать, как надо вести себя с ним. Понятно, что больного ребенка нужно щадить и беречь от непосильного напряжения, но в некоторые моменты ему необходимо предъявлять известные требования, конечно с учетом его возможностей. Например, ребенок может прилагать возможные для него усилия по самообслуживанию - это используется как средство постепенной физической и волевой тренировки. Даже самый минимальный успех может повысить чувство уверенности больного ребенка, укрепить его надежду на скорейшее выздоровление. Все это шаги к известному уравновешиванию со средой и к восстановлению состояния больного ребенка. В современной медицине отношение окружающих к больному считается одним из важнейших условий успешного лечения. Особенно велико значение такого отношения к больным детям.
Неправильное отношение взрослых (родителей, учителей и др.) даже к здоровому ребенку может привести к нарушениям всей его жизнедеятельности к ряду отклонений в поведении. Неправильное отношение к больному ребенку отягощает и осложняет его заболевание.
При длительном пребывании ребенка в закрытых больничных или санаторных условиях у ребенка может развиваться синдром фрустрации и эмоциональных деприваций. Проявляется это в снижении общей психической активности, изменении обычного поведения. Такие неблагоприятные эмоциональные состояния представляют собой серьезный барьер для положительных воздействий на больного ребенка. Причиной таких состояний чаще всего являются два фактора: резкий и длительный отрыв ребенка от родных и неправильное отношение к нему в больнице. Длительное переживание подобного состояния может привести к эмоциональной травме и даже тяжелым поражениям эмоциональной сферы ребенка.
3. Занятия и игры как средство психолого-педагогической реабилитации.
Занятия и игры должны соответствовать возможностям болеющего ребенка и индивидуальной психологической выносливости (продуктивной работоспособности).
Требования к организации занятий. Занятия и игры должны проводиться по индивидуальному плану, систематично и последовательно, чередоваться по степени сложности и напряжения. Занятия и игры должны повышать эмоциональный тонус больного ребенка, пробуждать в них приятные чувства. В связи с этим они должны быть желанными и ожидаемыми детьми с нетерпением. Все это зависит от вида занятий, характера и способа проведения.
При проведении занятий и игр следует соблюдать определенные условия и требования: не утомлять и не отягощать ребенка;
стремиться получить заметный, видимый и быстрый эффект при данном виде деятельности (достижение успеха позволяет сформировать положительную мотивацию деятельности);
вносить разнообразие, использовать различные формы работы;
обеспечить удобное положение и достаточное освещение (зрительная сосредоточенность у больных детей обычно более слабая и они быстро утомляются, а при плохом освещении быстро отказываются от занятий); доступность, соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, интересам, способностям;
стимулировать и поощрять, а не утомлять и не наказывать, во избежание эмоциональной перегрузки больных детей, так как это влечет за собой вредные последствия;
не допускать длительной и утомительной для больного ребенка сосредоточенности.
Внимание больного ребенка всегда слабее и ему присущи особые свойства. Так при проведении исследований у школьников больных ревматизмом сердечно-сосудистой формы наблюдаются гораздо более частые и резкие ритмические колебания внимания, чем у здоровых сверстников.
У здоровых детей, после первого естественного снижения внимания, его сила постепенно восстанавливается и превышает первоначальный уровень. У больных детей после снижения и ослабления внимания второе повышение более низкое, в сравнении с исходным уровнем. В процессе выполнения поставленной задачи у здоровых детей внимание усиливается, у больных – постепенно снижается. Такая особенность внимания у детей с хроническими соматическими заболеваниями требует контроля утомления и устранение однообразия. Именно разнообразие и интерес больных детей может в некоторой степени противодействовать быстрому ослаблению внимания.
Восстановительный эффект игры состоит, с одной стороны, в том что она придает присущее жизни ребенка содержание (больной ребенок в игре ощущает себя таким же как и другие); с другой стороны, что игры несут в себе высокий эмоциональный заряд, увлекают детей и придают деятельности положительную окраску и всему, что их окружает.
Кроме общего, обычного и текущего вида, игры проводят также и по специальной системе, как часть психотерапии – игротерапия.
Для результативного использования игры как метода она должна удовлетворять двум основным условиям:
во-первых, должны быть четко определены ее ход и задачи, которые предстоит достичь;
во-вторых, игра как средство реабилитации должна полностью сохранять качества и свойства игровой деятельности и не превращаться в однообразные упражнения.
Основная цель психологической реабилитации – стимулировать и поддерживать психическую активность у больных детей. Психическая активность является проявлением оптимальной бодрости сознания или состояния бодрствующего мозга.
Известно, что одним из способов общего восстановления (в частности, восстановления психической активности, после утомления и истощения), утвержденных практикой много лет назад, является более частый и продолжительный сон (пассивный отдых).
Научной основой этого подхода стала теория И.П.Павлова об охранительной роли торможения. Во время сна нервная система “заряжается энергией”. Поэтому после крепкого и длительного сна человек ободряется и весь его организм активизируется.
Почти на такой же теоретической основе построена и приобрела известность в современной психологической реабилитации релаксация. Релаксация также относится к способам пассивного восстановления и тонизирования психической активности.
Релаксация в переводе с греч. означает расслабление, облегчение. Психическая релаксация представляет собой состояние возможно более сильного снижения психического напряжения путем расслабления мышечного тонуса и сведения сенсорной активности до минимальных пределов. При расслаблении сознание остается ясным, но активность его снижена.
Влияние музыки при реабилитации детей, имеющих хронические соматические заболевания также имеет важное значение. Непосредственный реабилитационный эффект музыкальных воздействий и их преимущества в сравнении с релаксацией (пассивным отдыхом) можно объяснить стимулирующим действием музыки на кору головного мозга. Приятные положительные эмоции быстро вызывают состояние “бодрствующего мозга”, которое является физиологической основой оптимальной психической активности. Это обусловливается основным и универсальным свойством эмоций осуществлять “моментальную интеграцию” всех функций организма, что и создает условия для быстрого активирования, как общего жизненного тонуса, так и психической активности.
Активный отдых характеризуется созданием и поддержанием положительного эмоционального состояния, наступающего под влиянием приятных воздействий. По своей сути этот способ восстановления противоположен первому. Он основан на создании активного состояния под влиянием положительных эмоциональных воздействий.Этот способ имеет серьезные научные обоснования.
Эмоции, в определенном смысле, являются источником энергии для корковых клеток (И.П.Павлов), они оказывают сильное стимулирующее воздействие на корковые процессы (П.К.Анохин, Е.Гельгорн).
Результаты проведенных исследований показывают, что релаксация также имеет реабилитационное значение для психической активности исследуемых детей, но ее эффект имеет более ограниченное влияние, по сравнению с воздействием музыки (Исследования В. Мановой-Томовой, 1981). Вероятно, это можно объяснить механизмом действия эмоций и отдыха на психическую активность. Эмоции (в данном случае они обусловлены музыкальными воздействиями) непосредственно активизируют бодрствующий мозг и скорее создают условия для оптимального состояния психической активности. Вероятно, путь воздействия отдыха более длительный: “…энергия, высвобождаемая во время отдыха, позднее включается в действие” (Н.К.Анохин, 1964).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бондарева В.В. Здоровье поддерживающий потенциал образовательного транзактного анализа. Ж-л «Психотерапия», №6, 2006
2. Бондарева В.В. Учебный контракт как форма осознанной свободы участников образовательного процесса. Сборник научно-практической конференции «Основные направления научно-практической и проектной деятельности образовательных учреждений Красногвардейского района», 2005. С. 134-138
3. Бондарева В.В. Контрактный подход к взаимодействию участников образовательного процесса. Научные сообщения к городской научно-практической конференции. Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 9.- СПб.: СПбАППО, 2005. С. 46-51
4. Методическими рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе. №28-51-513/16 от 27 июня 2003 г.
Бондарева В.В. Контракты в системе образования./ Психологическая служба в системе образования. Выпуск 6, 2002г.
1. Бондарева В.В. Поддерживающие послания в стилях обучения./ Психологическая служба в системе образования. Выпуск 6, 2002г.
2. Гарратт Т. Эффективный тренинг с помощью НЛП.-СПб.:Питер,2001.-256с.
3. Ги Лефрансуа Прикладная педагогическая психология.- СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с. (Проект «Главный учебник»)
4. Патфорт Пат На пути к ненасилию (искореняя насилие). – 1996.
5. Kolb, D. (1984). Experiential learning. New Jersey: Prentice Hall.
6. Levin, P. (1982). The Cycle of Development, Transactional Analysis Journal, 12, 129-139.
7. Trudi Newton. Transforming Learning.
8. Smith Alestar Accelerated learning in the classroom.
9. J. Illsley Clarke, C. Dawson. Growing Up Again, 1998
11. Rosemare Napper & Trudi Newton. Tactics, 2000.
:
5. Бондарева В.В. Здоровье поддерживающий потенциал образовательного транзактного анализа. Ж-л «Психотерапия», №6, 2006
6. Бондарева В.В. Учебный контракт как форма осознанной свободы участников образовательного процесса. Сборник научно-практической конференции «Основные направления научно-практической и проектной деятельности образовательных учреждений Красногвардейского района», 2005. С. 134-138
7. Бондарева В.В. Контрактный подход к взаимодействию участников образовательного процесса. Научные сообщения к городской научно-практической конференции. Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 9.- СПб.: СПбАППО, 2005. С. 46-51.
8. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство/ Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006 – 288с..
9. Первая помощь при насилии. Пособие для учителей и воспитателей по ненасильственному разрешению конфликтов в работе с детьми и молодежью. – СПб.: Изд-во «Сударыня»,
10. Бондарева В.В. Здоровье поддерживающий потенциал образовательного транзактного анализа. Ж-л «Психотерапия», №6, 2006
11. Бондарева В.В. Учебный контракт как форма осознанной свободы участников образовательного процесса. Сборник научно-практической конференции «Основные направления научно-практической и проектной деятельности образовательных учреждений Красногвардейского района», 2005. С. 134-138
12. Бондарева В.В. Контрактный подход к взаимодействию участников образовательного процесса. Научные сообщения к городской научно-практической конференции. Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 9.- СПб.: СПбАППО, 2005. С. 46-51.
13. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство/ Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006 – 288с..
14. Первая помощь при насилии. Пособие для учителей и воспитателей по ненасильственному разрешению конфликтов в работе с детьми и молодежью. – СПб.: Изд-во «Сударыня», 2005.
1. Бурковский Г.В., и др. Использование опросника качества жизни (версия ВОЗ) в психиатрической практике. - 1998. - СПб. - 53 с.
2. Ведмедь Е.М., Воронин Е.Е., Улюкин И.М. Психо-социальные проблемы нозокомиально ВИЧ-инфицированных подростков // Мат. конф. «Вирусные гепатиты и ВИЧ-инфекция у подростков», Санкт-Петербург, 15.05.2003. – СПб. – 2003. – С.46-48
3. Гулидова Т.В. Деструктивное поведение подростков с органическими поражениями головного мозга // Мат. конф. «Ананьевские чтения – 2004: медицинская психология и психофизиология», Санкт-Петербург, 26-28.10.2004 г. – СПб. – 2004. – С. 97-98
4. Полубинская С.В. Федеральный закон «О распространении в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита»: история, содержание, перспективы // Информационный бюллетень по ВИЧ/СПИДу. – М.: «Трансатлантические партнеры против СПИДа». - 2004. - №1 (3). – 12 с.
5. Рахманова А.Г., Воронин Е.Е., Фомин Ю.А. ВИЧ-инфекция у детей. - СПб: Питер. – 2003. – 448 с.
6. Bartlett J.B., Gallant J.E. Medical management of HIV-infection. 2004 edition. – Baltimore: J. Hopkins Medicine Health Publishing Buisiness Group. – 2004. – 450 p.
7. Medrano T.V., Wiese M.C. Improving quality of life of HIV infected children in the Dominican Republic// XV Int. AIDS Conf., Bangkok, Thailand, 11-16.07.2004. – 2004. -WePeD6589
8. Padilla S.R.Born HIV+: Development and psychological experience // XV Int. AIDS Conf., Bangkok, Thailand, 11-16.07.2004. – 2004. - MoPeD3895
9.Saoukhat S.R., D.V. Vorontzov, N.M. Tormosova, et al. The influence of nosocomial HIV cases among children on the epidemic trends // XV Int. AIDS Conf., Bangkok, Thailand, 11-16.07.2004. – 2004. - TuPeC4818
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры, или вы сказали «здравствуйте». Что дальше? Психология человеской судьбы. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2001. – 576 с.
2. Штайнер К. Лечение алкоголизма. СПб: «прай-ЕВРОЗНАК», 2004. – 224 с.
3. Steiner C. Achieving emotional literacy - London: Bloomsbury, 2002. – 233p.
4. Goleman D. Emotional intelligence - London: Bloomsbury, 1996. – 352p .
- Айви А.Е, Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М., 1999 – 487с
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Екатеринбург, 2001.
- Берн Э. ПОЗНАЙ СЕБЯ. О психиатрии и психоанализе – для всех, кто интересуется, Екатеринбург, 2000.
- Бондарева В.В. Поддерживающие послания в стилях научения как фактор защиты. Профилактика зависимого поведения в образовательном учреждении. СПб.: СПбАППО, 2004.
- Бондарева В.В. Служба сопровождения школы в условиях модернизации образования. Научные сообщения к городской научно-практической конференции. Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 8. СПб.: СПбАППО, 2004.
- Ги Лефрансуа Прикладная педагогическая психология.- СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с. (Проект «Главный учебник»)
7. Стюарт Ян, Джойнс Вэнн. Современный транзактный анализ. Издательство «Социально-психологический центр», СПб. 1996г.
8. Rosemare Napper & Trudi Newton. Tactics, 2000.
9. Trudi Newton. TEACHING KIDS TO SWIM. Physis and the Educational Alliance. 2004
1. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М., 1996.
2. Популярная психология для родителей./ под ред. А. С. Спиваковской. – СПб.: Союз, 1997.
3. Психологическая служба школы. – М., 1995.
4. Практическая психология образования. / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1996.
1. Байярд Р. и Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
2. Кволс К. Переориентация поведения детей. СПб, 1997.
3. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989.
4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.,1983.
5. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.,1998.
6. Гордон Т. Тренинг родительской эффективности.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М.: Изд-во РОУ, 1996.
Шилов И. Ю. Фамилистика. – СПб., 2000.
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком: КАК? – М.: ЧеРо, 1997.
2. Практическая психология образования./ под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1998.
3. Популярная психология для родителей./ под ред. А. С. Спиваковской. – СПб.: Союз, 1997.
1. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. Москва, 1986.
2. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И. В. Москва, 1997.
Петровский В. А. Виноградова А. М. и др. Учимся общаться с ребенком.
Москва, 1993.
1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М. Прогресс. 1986.
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Как помочь ребенку. С-Пб., 1999.
4. Овчарова Р. В., Практическая психология в начальной школе. Т. Ц. "Сфера", 1996.
5. Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной., Москва, 1997.
1.
15. Бондарева В.В. Здоровье поддерживающий потенциал образовательного транзактного анализа. Ж-л «Психотерапия», №6, М., 2006.
16. Бондарева В.В. Научно-методическое обеспечение сопровождения здоровья учащихся. Сборник научно-практической конференции «Основные направления научно-практической и проектной деятельности образовательных учреждений Красногвардейского района», 2006. С. 13-21.
17. Бондарева В.В. Контрактный подход к взаимодействию участников образовательного процесса. Научные сообщения к городской научно-практической конференции. Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 9.- СПб.: СПбАППО, 2005. С. 46-51
18. Методическими рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе. №28-51-513/16 от 27 июня 2003г.
19. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство/ Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006 – 288с.
6. Региональная целевая программа "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы"