Коррекция отношений в семье.
Осветим вкратце круг семейных проблем, требующих внимания и нередко вмешательства психотерапевта.
Для успешной психотерапии в детском и подростковом возрасте в первую очередь необходима семейная психотерапия. Психодиагностика и психокоррекция в таком случае также распространяются на всю семью. Влияние родителей на ребенка огромно, поэтому лучший из путей воздействия на него — через родителей. В том случае, когда хотя бы один из родителей страдает неврозом или психопатией, ребенка невозможно вылечить, не излечив невроза у его родителей, не подвергнув коррекции психопатию. Следует попытаться, и часто это вполне реально, апеллируя к родительским чувствам, ослабить «психопатический гнет» на ребенка со стороны родителей.
Работая с родителями, психотерапевту приходится учитывать ряд важных обстоятельств. Зачастую родители, как это ни парадоксально, плохо знают своих детей. Они не задумываясь отвечают на вопросы о физическом здоровье ребенка, но замолкают и испытывают затруднения, когда их просят рассказать о нем как о человеке. Острота восприятия ребенка его родителями обратно пропорциональна его возрасту. Чем старше ребенок, тем меньше его понимают. До трех лет малыш воспринимается с пристальным вниманием, но далее взгляд родителей как бы утрачивает свою остроту. А когда “грянет гром”, когда ребенок совершит дурной поступок или впадет в невроз, родители искренне удивлены: «И не думали, и не ожидали! Откуда это у него?».
Попробуем раскрыть механизм эмоциональной взаимосвязи ребенок – родитель. Ребенок неразрывно связан со своими родителями, и на него распространяется личностная психологическая защита родителей, поскольку «если плох ребенок, значит, плох и я!». При отсутствии личностной готовности родителя срабатывает механизм психологической защиты: неблагоприятная информация о ребенке не воспринимается, отвергается или вытесняется. Важнейший канал объективного представления о ребенке — взгляд на него со стороны, т.е. мнение о нем посторонних, — в связи с этим не учитывается. В лучшем случае посторонним снисходительно отвечают: «Вы не знаете нашего ребенка, он совсем другой», в худшем — неблагоприятную оценку своего ребенка агрессивно отвергают.
Такие родители склонны к упорному противостоянию любым негативным мнениям о своем ребенке, если оно противоречит их оценке, их «родительской позиции», даже если иной взгляд на ребенка позитивен, но исходит от другого человека. Между тем противоречивость взглядов на ребенка естественным образом заложена в полоролевых позициях отца и матери, социальных отношениях окружающих. Критически, более объективно скорее видит сына отец, а дочь — мать. Любого ребенка, как сына, так и дочь по-разному оценивают отец и мать. Абсолютное согласие наблюдается редко.
По-разному оценивают ребенка и воздействуют на него родители и прародители. Прародители склонны к более снисходительной оценке. Противоречивость оценок ребенка в семье сама по себе естественна и полезна, поскольку обусловливает большую широту взгляда на него. К сожалению, не всегда от этой широты взглядов рождается истина, а иногда это порождает патопластичный семейный конфликт, который не удается разрешить без помощи психотерапевта. Противоречивость отношений к ребенку выступает позитивным фактором, способствует накоплению им опыта отношений с различными людьми, расширяет возможности его первичной социализации, но лишь до тех пор, пока противоречия не принимают драматического характера и не искажают формирование личности ребенка.
Психологи и педагоги, как правило, рекомендуют направить единственного ребенка в детское дошкольное учреждение с трех лет, ибо малыш должен осознать, что есть еще дети и у них есть свои интересы, что следует ждать своей очереди, уметь считаться с интересами и желаниями других. Детей воспитывает отношение родителей к прародителям. Безнравственность поселяется в душе того ребенка, на глазах которого унижали его бабушку и дедушку (точно так же, как в семье, где унижен отец или мать). В семье единственного ребенка внимание в первую очередь уделяется прародителям и уже во вторую - ему: первая тарелка, как и самое большое яблоко, дается не ему, а дедушке, бабушке или больному.