Беседа с родителями «Скоро в школу»
Мне бы хотелось поговорить с вами о том, могут ли родители помочь ребенку в том, чтобы ему было легко и интересно учиться, чтобы у него не было проблем в общении с одноклассниками и учителями, чтобы в процессе учебы не ухудшалось его физическое и психическое здоровье, т. е. чтобы ребенок был успешен в школе, а значит, и в дальнейшей жизни. Да, действительно, от родителей в огромной степени зависит, насколько ребенок легко привыкнет к школьной жизни, воспримет новые требования и другой стиль общения.
Мы остановимся на некоторых моментах.
Вы, наверное, знаете, что существует такое понятие «готовность к школе». И сейчас мы как раз и поговорим об этом вкратце.
Обратите, пожалуйста, внимание на то, как ребенок-дошкольник относится к сверстникам и взрослым. Хорошо, когда мы наблюдаем уважительное отношение к другим людям.
Большое значение имеет и то, что ребенок думает о себе самом, считает ли он свои способности хорошими. Почему это так важно? Потому что то, как ребенок воспринимает самого себя, оказывает заметное влияние на его жизнь: на поведение, на эмоции (интересно, приятно ребенку или он опасается чего-то, тревожится), на то, какие цели ставит ребенок перед собой (может быть, ниже своих способностей) и на ожидания – настроен ребенок на успех или на поражение («У меня ничего не получается»).
Очень хорошо, если ребенок умеет общаться, легко вступает в контакты со сверстниками, младшими и взрослыми.
Если у дошкольника есть желание учиться, узнавать что-то новое, то это будет помогать ему в школе. В совместной деятельности родители могут показать ребенку, что можно получать удовольствие от того, что он научился делать то, что раньше у него не получалось, или от того, что он научился что-то делать лучше.
Важно также развивать у ребенка способность заниматься какой-либо деятельностью, преодолевать трудности при достижении цели. Давайте детям посильные поручения (например, вымыть посуду, почистить картошку и т. п.).
И, коротко, я остановлюсь на интеллектуальной готовности к школе. Здесь следует обратить внимание на такие познавательные процессы, как:
1) память;
2) внимание;
3) представления:
ü пространственные (слева, справа, выше, ниже, перед, между и т.д.);
ü временные;
ü количества;
ü цвета;
ü формы.
4) мышление (типы мыслительных задач: обобщение, исключение, классификация, нахождение закономерностей, комбинации, аналогии и т. д.).
В заключении несколько слов о том, о чем обычно говорят в первую очередь – о предпосылках учебных умений:
ü к умению писать ( тонкая моторика и фонематический слух);
ü к умению считать (представления о количестве, равных величинах, отношениях «больше»/ «меньше»);
ü к умению читать;
ü освоение речи (логопедические проблемы и речь как средство общения).
Вовсе не обязательно, чтобы у каждого дошкольника мы наблюдали все вышеупомянутые качества и умения на высоком уровне. Если что-то развито – это уже хорошо! Однако, когда родители помогают детям в развитии этих качеств и умений, а также видят проблемы своих детей и помогают справиться с ними, они способствуют успеху своих детей в школе, а, значит, и в дальнейшей жизни.
Когда Ваш ребенок пойдет в школу, вы сможете оказать ему неоценимую поддержку, если в повседневной жизни не будете забывать, что:
Ø ребенок еще живет в мире игрушек и игр, в мире свободного времени;
Ø он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо», «ты обязан»;
Ø что ему еще непривычно быть не центральной фигурой, а одним из многих (особенно если ребенок не ходил в детский сад);
Ø что он будет более подвержен заболеваниям;
Ø что его работоспособность 15-20 минут;
Ø что ему нужны будут свежий воздух после занятий и движение;
Ø для того, чтобы ему было спокойнее учиться первое время, Вы будете нужны ему рядом, как никогда: приводить в школу, забирать из нее, посидеть рядом во время выполнения домашних заданий;
Ø старайтесь в выходные сделать что-то интересное вместе с ребенком и для него;
Ø не забывайте заглядывать в рюкзак ребенка, даже если он приучен к порядку;
Ø Вам придется сдерживать свои эмоции, если ребенок придет из школы чрезмерно возбужденным, огорченным и т. д. Выясните спокойно, что его так огорчило;
Ø не забывайте о школьных праздниках. Старайтесь одеть его нарядно.
Однако помочь своему ребенку Вы можете уже сейчас, не дожидаясь начала учебного года, если последуете этим советам:
Ø Начинайте забывать, что ваш ребенок маленький: давайте ему посильную работу по дому, определите круг его обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе вымыть посуду..(вытереть пол, вынести мусор и т. д.)»;
Ø Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних. Уважайте его чувства и мнения. На жалобы воспитателей отвечайте: «Спасибо, мы обязательно поговорим об этом дома»;
Ø Не стройте свои отношения с ребенком на запретах. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований;
Ø Научите ребенка делиться с Вами своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации. Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию;
Ø Чаще хвалите ребенка (улыбкой, словом, лаской, нежностью, а не покупкой новой игрушки!). Если у него что-то не получается, скажите: «Получится обязательно, только надо еще несколько раз попробовать»;
Ø Постоянно говорите с ребенком, отвечайте на его вопросы. Развитие речи – залог хорошей учебы;
Ø Больше читайте. Просите пересказать услышанное;
Ø Разучивайте стихотворения. Просите рассказать их на каком-нибудь семейном празднике;
Ø Приучайте его сидеть, занимаясь каким-нибудь делом, 10- 15 минут (рисование, лепка и т. п.);
Ø Познакомьте его с тетрадью в клепку и научите рисовать по клеточкам;
Ø Научите ориентироваться в пространстве (различать понятия «право», «лево», «выше», «ниже» и т. д);
Ø Заранее приучайте аккуратно вешать свою одежду, самостоятельно одеваться, завязывать шнурки;
Ø Постарайтесь заранее научить его пооткрывать дверной замок, предупредив об осторожности;
Ø Все бытовые дела попробуйте отрепетировать заранее.
Родительское собрание "Вхождение в школьную жизнь"
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом.
С началом обучения в школе растет объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, что особенно утомительно для малышей 6-7 лет.
Адаптация (приспособление) ребенка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, с вязанный со значительным напряжением всех систем организма.
Процесс физиологической адаптации ребенка в школе можно разделить на несколько периодов.
Первый - когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом обучения, дети отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго - 2-3 недели; и только затем наступает вторая фаза - неустойчивого приспособления, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. Поэтому родителям важно помнить, какую высокую физиологическую цену платит каждый ребенок в этот период. Третий этап - это период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку.
Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа, статическая нагрузка, которую испытывает он при вынужденной сидячей позе, или психологическая нагрузка общения в большом и еще мало знакомом коллективе, организм, вернее каждая из его систем должна отреагировать своим напряжением, своей работой. Вот поэтому недавно еще неугомонные дети так быстро устают, именно поэтому нельзя заставлять их посидеть за учебной работой "еще часок", поэтому так важно соблюдать режим дня. Нужно помнить, что трудности перестройки испытывают все дети, а еще надо делать поправку на слабое здоровье, недавнюю болезнь и еще многое-многое, что может замедлять приспособление к школьной жизни.
Режим - это важно
Большинство родителей знают, что режим важен и необходим. Многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именное с нарушением режима. А ведь режим основан на закономерностях, по которым живет организм. Есть показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его динамику - работоспособность. По данным 20005 года 65% учащихся Ленинградской области приходят в школу не выспавшиеся, они уже утомлены, о какой работоспособности может идти разговор? Работоспособность зависит от внешних условий и функционального состояния организма. У первоклассника она снижается довольно быстро; через 15-20 минут урока число неслушающих, "вертящихся" катастрофически растет, это же происходит и во время выполнения домашних заданий. Попытка умерить двигательное беспокойство детей словами, упреками , назиданиями - дело пустое; и только переключения с оного вида деятельности на другой, смена видов занятий позволяют отодвинуть утомление.
Период самой высокой работоспособности - 10-15 минут, но его можно удлинить если чередовать виды деятельности - и тем поддерживать интерес. После этого детям требуется отдых. Следовательно, при организации занятий дома необходимо учитывать эти закономерности: дать время собраться, сосредоточиться (не торопить ребенка в этот момент), не требовать приготовления всех заданий в один присест. Если видите, что ребенок отвлекается, крутится, потягивается - дайте ему возможность передохнуть. Не забывайте: письмо и чтение - самые трудные занятия в первом классе, а наибольшее напряжение вызывает непосредственно написание букв, слов, предложений, списывание текста.
В математике - самое трудное решение задач. Специальными исследованиями установлено: продолжительность непрерывного чтения не должна в шесть лет превышать 8 минут, а в 7-8 лет - 10 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного письма -2 минуты 40 секунд в начале урока и 1 минута 45 секунд в конце (то же самое при приготовлении домашних заданий).
Признаки утомления ребенка
• Снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок.
• Ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается.
• Ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это не просто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении подчерка – он становится явно хуже.
• Ребенок жалуется на усталость.
Изменения в организме, связанные с утомлением, временны и исчезают при отдыхе или смене деятельности. Опасность переутомления в том, что при нем изменения, происходящие в организме, не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности. А когда переутомление хроническое, длительно действующее - это, как правило, сказывается на росте и развитии ребенка, общем состоянии его здоровья.
Важные моменты режима дня.
• Прогулка на воздухе 3 -3,5 часа.
• Для ослабленных детей 1,5 часа сна.
• Лучшее время для приготовления уроков 15-16 часов.
• Перерыв между занятиями каждые 20 -25 минут.
• Телевизор не более 40 -45 минут в день.
• Сон 11,5 часов в сутки.
• Физкультминутки во время приготовления уроков.
• Закаливание.
Литература
1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. Москва, 1996.