Канцерогенное, или бластомогенное, действие ядов.
Многие вещества различной химической природы способны при воздействии на человека вызывать злокачественное перерождение клеток.
Канцерогенная активность выявлена для многих веществ, имеющих различное химическое строение. Важнейшей группой канцерогенных веществ являются некоторые полициклические и ароматические углеводороды, а также углеводороды, содержащие группировку фенантрена.
Профессиональные злокачественные новообразования давно известны и наблюдались у работающих с печной сажей, каменноугольной смолой, парафином, минеральными маслами, анилиновыми красителями и др. Увеличение заболеваемости раком легких связывают с присутствием канцерогенных веществ, в особенности 3,4-бензипрена, в дыме промышленных предприятий и выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания, загрязняющих атмосферный воздух.
Профессиональный рак органов дыхания вызывают соединения хрома (особенно бихромат калия и хромовый ангидрид), мышьяка, никеля (чаще рак полости носа), железа (особенно окись железа), бериллия, кадмия, кобальта. Рак легких, а также мезотелиомы плевры и брюшины могут возникнуть под влиянием асбеста, особенно минерала крокидолита.
Для проявления действия канцерогенных веществ характерен латентный период различной длительности. Продолжительность последнего в известной степени определяется суммарной дозой. Господствует точка зрения, что ни одна доза канцерогена, даже самая минимальная, не проходит для организма бесследно, т. е. имеет место «беспороговость бластомогенного эффекта». Чем выше исходная концентрация, тем короче латентный период. Рак, вызванный минеральными маслами, чаще появляется после 12-15-летнего профессионального контакта. Смоляной и дегтярный рак кожи может возникнуть через 2,5-30 лет. Латентный период при «анилиновом» раке мочевого пузыря составляет от 4 до 48 лет, при этом больше чем в 50% случаев он равен 11-16 годам.
Предрасполагающими к профессиональному раку моментами являются механические и термические повреждения (например, описаны случаи острого смоляного рака кожи после ожога), хронические воспаления, рубцы и т. п., а также некоторые вредные привычки: курение, жевание табака, различных ароматических смол и паса.
Появлению профессионального рака обычно предшествуют преканцерозные заболевания. Так, к предраковым заболеваниям кожи относят дерматиты (папулезные, пустулезные), фотодерматиты, фолликулиты, гиперкератозы, бородавки, меланодермии; к предраковой патологии губы и полости рта - дискератоз, рецидивирующие язвочки, папилломы. Профессиональный рак, как известно, по своей морфологической картине и течению не отличается от непрофессиональных злокачественных новообразований.
Гепатотоксичность - это свойство химических веществ, действуя на организм немеханическим путем, вызывать структурно-функциональные нарушения печени.
Известен широкий круг веществ, обладающих гепатотоксичностью. К их числу относятся природные соединения, продуцируемые растениями, грибами, микроорганизмами, минералы, продукты химической и фармацевтической промышленности, отходы этих видов производственной деятельности.
Патологические состояния печени, формирующиеся при действии гепатотоксикантов, можно отнести к одному из двух классов: цитотоксические и холестатические. Независимо от действующего фактора формируется ограниченное количество патологических реакций, среди которых важнейшие: стеатоз, некроз, холестаз, фиброз (цирроз), канцерогенез. Цитотоксические повреждения печени проявляются некрозом, стеатозом, канцерогенезом. Холестатические - нарушением секреции желчи, развитием желтухи. Как правило, токсические гепатопатии носят смешанный характер.
К химическим веществам, обладающим нейротоксическим действием относятся: фосфорорганические отравляющие вещества (зарин, зоман, ви‑газы).
К ядам нервнопаралитического действия могут быть отнесены и фосфорорганические инсектициды: хлорофос, дихлофос, метафос, карбофос и др. Они широко используются для дезинсекции в сельском хозяйстве, быту.
Кроме того, нервнопаралитическим действием обладают фосфороорганические лекарственные средства: прозерин, армин, фосфакол, пирофос, нибуфин. Передозировка этих препаратов приводит к острым интоксикациям различной степени тяжести.
Влияние фосфорорганических отравляющих веществ на ЦНС чрезвычайно разнообразно и сложно. Оно охватывает все отделы ЦНС, начиная от высшей нервной деятельности и кончая функцией спинного мозга. Все определяется способностью ядов проникать через гематоэнцефалический барьер. Расстройства ЦНС возникают при глубоком угнетении активности холинэстеразы. Вначале происходит возбуждение ЦНС – беспокойство, страх, кошмарные сновидения, вплоть до психоза. Возбуждение может захватывать нижележащие отделы, в частности экстрапирамидную систему, отсюда судорожный синдром. В последующем развивается торможение, больные впадают в кому, может наступить паралич жизненно важных центров и смерть.
Нарушение функции дыхания занимает ведущее место в патогенезе интоксикации. Непосредственными механизмами расстройства дыхания являются бронхоспазм с бронхореей, угнетение дыхательного центра, развитие блока в передаче нервных импульсов с дыхательных нервов на диафрагму и межреберные мышцы, клонико‑тонические судороги центрального происхождения.
Сокращение гладкой мускулатуры бронхов (бронхоспазм) в сочетании с гиперсекрецией желез слизистой дыхательных путей (бронхорея) могут создать непреодолимое препятствие для прохождения воздуха и явится причиной асфиксии.
Угнетение дыхательного центра возникает при действии высоких доз отравляющих веществ.
Вначале возбуждение дыхательного центра (одышка), затем торможение и паралич (угнетение и остановка дыхания). Развивается слабость дыхательной мускулатуры, а затем нервно‑мышечный блок, не устранимый введением холинолитических препаратов.
Расстройства сердечно‑сосудистой системы развивается параллельно с нарушениями ЦНС и дыхания. Наиболее характерными проявлениями действия фосфорорганических отравляющих веществ на сердце являются брадикардия и снижение силы сокращения сердечной мышцы.
Заключение
Должна проводиться борьба с профессиональными злокачественными новообразованиями, а также с возможным тератогенным и мутагенным эффектом ядов с помощью различных оздоровительных мероприятий, которые конкретно разрабатываются в зависимости от особенностей производства, современного уровня техники и природы канцерогенного агента.
Вопрос о регламентации бластомогенных веществ до настоящего времени остается теоретически и практически не решенным. С гигиенической точки зрения, идеальным решением вопроса является полное устранение канцерогенных веществ из воздуха производственной зоны и предотвращение всех видов контакта с ними работающих. Это относится в первую очередь к сильным канцерогенам. Поэтому там, где это представляется возможным, осуществляется замена в технологических процессах канцерогенных веществ на неканцерогенные (например, бензола другими растворителями; а-нафтиламин, содержащий примесь В-нафтиламина, в синтезе а-нафтола заменен на тетралин), в ряде случаев запрещается их производство.
В связи с всевозрастающим применением различных химических соединений, в том числе и разнообразных синтетических продуктов в промышленности, в сельском хозяйстве, в быту, в качестве пищевых добавок и т. д., важное профилактическое значение имеет определение их канцерогенной активности.
Наряду с техническими и санитарно-гигиеническими мероприятиями, осуществляются лечебно-медицинские меры профилактики. Рекомендуется проводить тщательный отбор и учет контингентов работающих, так называемых групп риска, имеющих контакт с заведомо или потенциально канцерогенными агентами. Эти контингенты подвергаются периодическим медицинским осмотрам с участием онкологов и при необходимости - врачей других специальностей (дерматологов, урологов и др.). Большое значение в профилактике профессиональных новообразований имеет своевременное распознавание предраковой патологии. При выявлении последней необходимо проводить немедленное лечение и при необходимости - отстранение от работы, связанной с воздействием канцерогенных агентов. С учетом длительного латентного периода развития профессионального рака разработаны рекомендации по приему на работу в ряде производств лиц не моложе 40-45 лет.
Для предупреждения тератогенного и мутагенного эффекта важное значение имеет освобождение беременных женщин от контакта с токсическими веществами.
Литература
1. Батян А.Н., Фрумин Г.Т., Базылев В.Н. Основы общей и профилактической токсикологии/Учебное пособие.- СпецЛит, Санкт-Петербург, 2009.-351с.
2. Курс обзорных лекций по специальности «Медицинская экология»/ А.Г.Лапко, А.Н.Батян, В.Д.Свирид, Е.В.Толстая, И.П.Меркулова: 2-е издание, дополненное и переработанное, МГЭУ им. А.Д.Сахарова.-Минск, 2008.-99с.
3. Саноцкий И.В. Основные понятия токсикологии. - В кн.: Методы определения токсичности и опасности химических веществ. М., 1970, с.5-35.
4. Ваганов П.А., Им М.-С Экологические риски.- СпбГУ, 2001 .- 152 с.
5. Гуляева Л.Ф. Биологические эффекты токсических соединений: курс лекций/Л.Ф.Гуляева, Р.Х. Райс.- Новосибирск, 2005.-203 с.
6. Вредные химические вещества. Справочник под ред. В.А.Филова, Л.А.Тиунова. − Санкт-Петербург: Химия, 1994. − 688с.
7. Лукников Е.А. Клиническая токсикология. Учебник для медвузов.− М.: Медицина, 1982. − 368с.