Программа «Изменение проблемного поведения ребенка»

Программа «Изменение проблемного поведения ребенка» была разработана в Центре по проблемам насилия и жестокого обращения с детьми Оклахомского Университета и в период с 2001 по 2002 год адаптирована сотрудниками Нижегородского ресурсного центра к российским условиям. В процессе адаптации программы проводились супервизии американскими коллегами, использующими эту программу в своей деятельности.

Исследования, проводимые в области проблемы физического насилия, показывают взаимозависимость применения физических мер наказания и появление социально неодобряемых форм поведения. В числе основных нарушений поведения детей, подвергшихся физическому насилию, можно назвать следующие:

- агрессивность, антисоциальные действия и поступки, неконтролируемое

поведение, демонстративное неповиновение;

- гиперактивность или конфликтность;

- частые приступы гнева;

- потенциальные правонарушения.

Исследование проблемы агрессивности и агрессивного поведения (в том числе и девиантного) показало, что основные модели поведения ребенок черпает в первую очередь из семьи, а так же из взаимоотношений со сверстниками и СМИ. Поэтому применение физических наказаний значимыми взрослыми способствует усвоению ребенком агрессивного поведение и реакция на такие взаимоотношения со взрослыми может проявляться в неконтролируемом поведении. Исследованиями показано, что те дети, которые в дошкольном и раннем школьном возрасте проявляли агрессию, став старше, с большой вероятностью, станут проявлять склонность к асоциальному поведению. В классическом исследовании Ли Робинс было осуществлено 30-летнее прослеживание развитие детей, состоявших на учете в специальных детских клиниках в 1920-х годах в США. Она обнаружила, что судьба тех детей, которых приводили в клинику с жалобами на асоциальное поведение, в общем – то, довольно печальна. Став взрослыми, они не только чаще подвергались арестам и заключениям, чем дети, составившие контрольную группу (родители которых никогда не обращались с проблемами поведения ребенка), но они так же испытывали гораздо больше трудностей в браке, имели более низкий заработок, весьма однообразные социальные отношения, гораздо чаще злоупотребляли алкоголем.

Из группы детей с асоциальным поведением только один из шести во взрослом состоянии отличался психическим здоровьем, вместе с тем приблизительно в четвертой части случаев были выявлены психопатические расстройства личности. Дети, которые, став взрослыми, приобрели психопатические личностные расстройства, в детстве значительно чаще проявляли агрессивность по отношению к незнакомым людям или лицам, обладающим авторитетом. Исследования Ли Робинс касались детей, посещавших детские клиники в США много лет назад, и не обязательно допускать, что эти результаты так же точно отражают прогноз развития тех детей, которых наблюдаете вы в своей работе. Но, все – таки, необходимо учесть, что существует другие исследования, которые подтверждаею общий итог развития таких детей, поэтому полученные Ли Робинс результаты можно считать применимыми сегодня и к нашим детям.

Для детей с хроническими расстройствами поведения типичной является тяжелая обстановка в семье, для которой характерна непоследовательная, малоэффективная либо исключительно суровая (или слишком слабая) дисциплина. Агрессивные дети часто вырастают в семьях, где в качестве дисциплинарных воздействий предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. Учитывая специфику деятельности, следует отметить, что в большинстве случаев и приходится сталкиваться именно с детьми из таких семей.

Попытки сдерживать агрессивное поведение с помощью физических наказаний зачастую напоминает метание бумеранга. Желание свести агрессию на нет или, хотя бы, контролировать ее с помощь суровых наказаний фактически является подкреплением и может потворствовать агрессивному поведению и увеличивать уровень демонстрируемой агрессии.

Таким образом, использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей»:

1. Взрослые, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности.

2. Дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать общения с данным взрослым или оказывать ему сопротивление

3. Если наказание слишком возбуждает или расстраивает ребенка, он может забыть причину, по которой его наказали и, таким образом, наказание не поможет усвоению правил приемлемого поведения.

4. Дети, изменившие поведение в результате столь сильного внешнего воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями.

По сути дела физическое наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.

Еще одна форма нарушения поведения ребенка – гиперактивность. У детей с подобным нарушением повышенная активность проявляется черезвычайно ярко. В таких случаях родители жалуются на то, что ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно суетиться. Хотя основные связанные с гиперактивностью проблемы заключаются в нарушении двигательного поведения ребенка и его способности к концентрации внимания с этим нарушением часто связывают серьезные затруднения общения с другими детьми и агрессивное или деструктивное поведение. Часто гиперактивность возникает результате ранних повреждений головного мозга или может быть ранним вариантом темпераментных особенностей ребенка. В таких случаях применение физических наказаний может отягчать и усиливать данное расстройство. Возникает порочный круг: поведение ребенка изматывает, выводит из себя родителей, что вынуждает их применять «крайние меры», в частности физическое наказание. В коррекции подобных случаев основной акцент делается на обеспечение родителей средствами контроля поведения, исключающими физические и другие насильственные действия. Данная программа является одним из таких средств.

Физическое насилие, жестокое обращение с ребенком может стать причиной не только нарушений в поведении, но и задержки психического развития (ЗПР). Известно, что неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, к нарушению эмоционального развития. В таких случаях речь идет о патологическом, аномальном развитии личности. Вариант патологического развития личности по невротическому типу ведущей к ЗПР психогенного происхождения чаще наблюдается у детей, чьи родители проявляют грубость, жестокость, деспотичность, агрессию к ребенку и другим членам семьи.

Таким образом, взаимосвязь физических наказаний и нарушений поведения обусловлена следующими особенностями:

·Ребенок идентифицирует себя с родителем (или иным значимым взрослым), который демонстрирует негативную форму поведения.

·Ребенок моделирует поведение родителя.

·Неадекватная забота уменьшает эмпатию ребенка и повышает агрессивность.

Существует и обратная связь, когда нарушения поведения, обусловленные другими причинами (например, отклонениями в развитии ребенка) приводят к тому, что родители начинают использовать физические наказания:

·Высокий уровень активности изматывает родителей, они «сдаются» и перестают контролировать.

·Обычные приемы воспитания (убеждение, запрет и др.) «не срабатывают».

·Гиперактивность ребенка повышает уровень стресса родителя.

Программа «Изменение проблемного поведения ребенка» направлена на улучшение взаимоотношений родитель – ребенок и на обучения родителей адекватным методам поддержания дисциплины. Методы, используемые в данной программе, являются альтернативой физическому насилию.

Программа предназначенадля детей от 2 до 7 лет, имеющих проблемы поведения:

  • агрессивность;
  • гиперактивность;

а также для родителей:

  • использующих физические меры наказания;
  • желающих обучиться эффективным способам воспитания «проблемного» ребенка.

Условия реализации программы:

1. Программа рассчитана в среднем на 10-15 занятий по 1,5 часа.

2. Занятия проводятся один раз в неделю.

3. Программа предполагает выполнение ежедневной домашней работы родителя и ребенка (по 5-10 минут).

Рекомендации по использованию программы:

1. Необходимо наличие специально оборудованной комнаты. В идеальном варианте комната должна быть снабжена зеркалом Гизелла и звуковым оборудованием.

2. В работе необходимо использование игрушек.

Рекомендуются следующие варианты игрушек:

Креативные, конструкторские игрушки как: строительные кубики, лего, магнитные кубики, магнитная доска для картин, мелочь для строительства, игрушечный дом с миниатюрными человечками, игрушечный гараж с машинками, школьный автобус с пассажирами, игрушечная ферма с игрушками, доска и разноцветные мелки, бумага и цветные карандаши и др.

Игрушки, непригодные для использования:

те, которые способствуют грубой игре (боксерские перчатки, мычи, летучие мыши);

те, которые ведут к агрессивной игре (игрушечные пистолеты, игрушечные щиты, игрушки ковбоев и индейцев, игрушки супергероев);

те, которые могут выпасть из рук и необходимо время ограничения (краски, ножницы);

те, которые подразумевают наличие правил (карточные и настольные игры);

те, которые не поддерживают разговор (книги и аудио кассеты);

те, в которых лидирует родитель или ребенок претворяется, что он кто-то другой (куклы, мягкие игрушки, костюмы, игрушечные телефоны).

Эффективность программы оценивается путем анализа изменений взаимоотношений и взаимодействий родитель – ребенок.

Исследование эффективности программы показало следующее:

· наблюдается заметное улучшение поведения ребенка;

· устанавливаются положительные отношения между родителем и ребенком;

· поведенческие проблемы ребенка оцениваются родителем в пределах нормы;

· у участников выявляется высокая удовлетворенность работой;

· сохраняются положительные результаты после прохождения программы в течение

длительного времени: через 6,12 и 18 месяцев;

· генерализируются улучшения поведения ребенка на его братьев и сестер.

Содержание:

1 блок. Взаимоотношения при лидерстве ребенка.

· диагностика семейной ситуации;

· специфики поведенческой проблемы ребенка;

· разработка программы работы родителя и ребенка (разработка проводится совместно ведущим и родителем);

· обучение родителя навыком игры при лидерстве ребенка;

· отработка родителем навыков игры при лидерстве ребенка.

2 блок. Взаимоотношение при лидерстве родителя.

· обучение родителя управлению поведением ребенка;

· отработка навыков реагирования на негативное поведения ребенка.

3. Для специалистов

- Учебный курс «Семья как объект работы междисциплинарной команды специалистов»

Учебный курс

«Семья как объект работы междисциплинарной команды специалистов»

Автор: старший преподаватель кафедры психологии управления Нижегородского государственного педагогического университета, Ярыгина Наталья Юрьевна

Проблема насилия и жестокого обращения с детьми является междисциплинарной проблемой: ее решение возможно только в случае объединения усилий специалистов нескольких ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты, органов правопорядка).

Служба по борьбе с насилием над детьми не должна стать источником насилия над семьей. Ее цель: не поиск виноватых, а укрепление семейной системы, повышение ее адаптационных ресурсов, снижение ее зависимости от экономических и социальных стрессоров, создание условий для полноценного выполнения семьей ее функций. Задачей специалистов, работающих с семьей, пережившей насилие и жестокое обращение с детьми или имеющей угрозу насилия, является работа не только с ребенком, но и с семьей в целом.

В системе подготовки многих специалистов недостаточно представлены программы по работе с семьей. И если при подготовке психологов и социальных работников эта проблематика и учитывается, то при подготовке юристов, педагогов, врачей присутствует явный дефицит специальных знаний об особенностях семьи и методах работы с ней. Кроме того, как правило, подготовка специалистов не отличается системным многопрофильным подходом к решению проблем семьи и не связана с разработкой практических технологий помощи.

Поэтому, при подготовке, специалистов необходимо обеспечить знаниями о законах функционирования семейной системы, о нормально функционирующей семье, о семье как источнике благополучия, защиты, физического и психического здоровья; об организации и приемах работы специалиста по повышению ресурсов в семье и снижению ее зависимости от стрессоров. Кроме того, необходимо создать условия для разработки и освоения специалистами технологии работы с семьей.

Цели и задачи курса:

  • обеспечение специалистов междисциплинарных команд научной информацией в области семейной психологии;
  • создание условий для овладения специалистами навыками работы с семьей как системой;
  • создание условий для получения и осознания специалистами первичного опыта в работе с реальными семьями;

анализ полученного опыта и осмысление перспектив деятельности.

Условия реализации программы:

  1. Программа разработана для специалистов междисциплинарных команд, работающих с семьей, пережившей насилие и жестокое обращение с детьми или имеющей угрозу насилия.
  2. Общее количество учебных часов: 120. Из них: лекции - 46, семинары - 4 , практикумы - 42, тренинги – 28.
  3. Основными формами и механизмами реализации программы является проведение обучающих семинаров (лекции, семинары, тренинги, практикумы, супервизорство)

для специалистов междисциплинарных команд, а также научно-методическое и консультативное сопровождение их деятельности;

Эффективность программы определяется с помощью методов психологической диагностики, анкетирования, интервью участников программы, а также с помощью внутренних экспертных оценок ведущих специалистов и привлеченных экспертов, работающих в данной области.

Содержание

I. Семья как система
Законы функционирования семейной системы. Структура и подсистемы семьи.
Функции семьи. Нормально функционирующая семья. Нормальное супружество. Дисфункциональная семья. Нарушения жизнедеятельности семьи.
Портрет семьи. Теория семейных систем М.Боуэна.
II. Практика помощи семье.
Семейное консультирование и семейная терапия. Семейная психотерапия М.Боуэна
III. Организация взаимодействия междисциплинарной команды специалистов с семьей.
Принципы и методы выявления семей, переживших насилие и жестокое обращение с детьми или имеющих угрозу насилия. Принципы и методы организации мониторинга семей, переживших насилие и жестокое обращение с детьми или имеющих угрозу насилия. Принципы и методы организации помощи семьям, пережившим насилие и жестокое обращение с детьми или имеющим угрозу насилия. Распределение ответственности и полномочий членов междисциплинарной команды, работающей с семьей, пережившей насилие и жестокое обращение с детьми или имеющей угрозу насилия

Программы мониторинга

В современной России наметилась отчетливая тенденция возрастающего интереса к проблемам детства. В последнее время большие усилия тратятся на разработку и внедрение мер, направленных на решение проблем, связанных с ростом количества детей, оставшихся без попечения родителей; ростом количества детей с задержкой психического развития; высоким уровнем количества детей и подростков, совершивших преступления и стоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; роста наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних и др. Эти проблемы весьма острые, требуют незамедлительных решений и являются следствием гораздо более глубинных для нашего общества проблем. У истоков детских наркомании и алкоголизма, асоциальных поступков, преступлений стоят проблемы насилия и жесткого обращения с ребенком.

Одной из задач по развитию системы защиты прав детства является проведение программ мониторинга положения детей и подростков.

Наши рекомендации