Часть В. Описание фактора безопасности.
Указания:Для всех факторов, где обозначено «да», укажите соответствующий номер фактора и затем кратко опишите специфических людей, поведение, условия и/или обстоятельства, связанные с этим фактором безопасности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для установления эффективных коммуникаций внутри команды и быстрого реагирования в ситуации требующей вмешательства членам междисциплинарной команды необходимо решить следующие задачи:
· Создать протокол и стандартные процедуры для сбора информации о ситуации насилия и пренебрежения нуждами ребенка
· Создать протокол интервью детей
· Обеспечивать совместное расследование случая насилия и пренебрежения нуждами ребенка
· Уменьшить дублирование процедур расследования
· Своевременно определять несогласованность и пробелы в работе разных служб и обеспечить все необходимые ресурсы
· Формализовать систему периодического рассмотрения случаев насилия и пренебрежения нуждами ребенка и координации терапию и осуществлять патронаж
· Обеспечивать сбор статистической информации о случаях насилия и пренебрежения нуждами ребенка на местном уровне
Важным условием эффективности работы междисциплинарной команды являются наличие помещения для расположения команды, средства связи (как минимум наличие телефона) и транспорт для выезда на место проживания семьи.
4. Распределение ролей в междисциплинарной команде
Существует точка зрения, что при комплектовании команды необходимо учитывать функционирование двух механизмов совместимости: компенсации (взаимодополнения) и синергии (подобия). Здесь объективной составляющей команды является взаимосвязанность и взаимозависимость ее членов.
Создавая междисциплинарную команду, важно учитывать индивидуальные способности, личные особенности, профессиональные знания и навыки членов команды, необходимые для успешного решения задач, наличие условий для самореализации членов команды, согласование командных и личных целей и ценностей.
Для осуществления эффективной деятельности команды насчитывают более десяти конструктивных ролей. Так или иначе, многие из них важны при создании междисциплинарной команды, работающей по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми. Остановимся на некоторых из них:
· Абсолютный лидер.
Обычно это руководитель команды, обладающий особыми навыками, личностными качествами и соответствующий определенным требованиям. О нем скажем далее.
Лидерских позиций в команде может быть очень много. Они могут быть объединены в лице одного человека, а могут распределяться среди членов междисциплинарной команды.
· Лидер отношений.
Член команды, регулирующий деловые и личностные отношения внутри группы, способный понимать эмоциональные состояния других членов команды, сочувствовать им, принимая в расчет их чувства.
· Лидер экстремума.
Член команды, имеющий высокое самообладание, умеющий принимать решения в условиях дефицита времени и других ресурсов.
Потребность во влиятельном лидере особенно остро ощущается группой в тех случаях, когда на пути к достижению групповых целей возникает какое-либо препятствие или что-то угрожает группе извне, то есть когда складывается сложная, критическая ситуация. В таких случаях всегда возникает недостаток согласованного понимания членами группы того, какие шаги следует предпринять, чтобы достигнуть целей или отразить опасность. Если при этом какой-либо индивид сумеет обеспечить достижение целей или обезопасить группу в силу своих личных качеств, тогда он вероятнее всего станет лидером данной группы.
· Лидер коммуникации.
Чаще всего специалист способный хорошо выстраивать отношения не только внутри междисциплинарной команды, но и с внешними организациями, специалистами, представителями власти и бизнеса.
Данный член междисциплинарной команды является официальным лицом группы, выступающим во внешней среде от имени всех. Он трансформирует информацию, исходящую от группы и получаемую для группы.
· Исполнители. Эксперты.
Понимая, что каждая из названных ролей является самостоятельной, следует сказать, что специфика деятельности междисциплинарной команды предъявляет «жесткое» требование к специалисту: сталкиваясь с ситуацией насилия по отношению к ребенку, он должен быть и исполнителем, реализующим задачу предотвращения насилия и одновременно экспертом в этом вопросе, поскольку от его знаний и умений может зависеть благополучие и, часто, жизнь ребенка.
Кроме того, каждый член междисциплинарной команды, в силу своей профессиональной принадлежности, часто является тем лицом, к которому другие члены команды обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту в своей узкой области знания. Почти во всех случаях, когда члены группы зависят от человека, технические знания и квалификация которого необходимы для осуществления групповых целей - он становится экспертом.
· «Контролер», человек, дисциплинирующий команду.
Член команды, следящий за выполнением норм и правил, как внутри команды, так и за ее пределами. Это должен быть человек не боящийся предъявить требования выполнения правил и принципов жизнедеятельности команды. Он должен быть тактичным, чтобы его информация и поведение не разрушили команду.
Учитывая, что существуют различия между продуктивной и непродуктивной командой, профессионалы создающие команду должны понимать, что ведет к формированию продуктивной команды относительно распределения ролей. Сюда относятся следующие положения:
А) Роли членов команды должны быть ясны каждому специалисту, исполняющему данную роль, а также всем другим членам команды. Эти члены команды должны иметь обязательства по безусловному выполнению своей работы и поддерживать роли других.
Б) Специалисты имеют цели (критерии эффективности труда) которые согласованы с ними. Индивидуальные цели членов команды, взятые в совокупности, являются целями команды.
В) Структура и процедуры взаимодействия согласованы и понятны членам команды.
Г) Рабочие отношения рассматриваются как существенная часть эффективной команды. Поэтому они открыто обсуждаются и межличностные проблемы решаются сходу, а не оставляются на потом.
5.Обеспечение влиятельной позиции лидера.
Одно из важнейших условий эффективности команды – форма управления. Она специально оговаривается с каждым членом команды до начала ее функционирования.
Для успешного функционирования междисциплинарной команды наиболее приемлемой формой управления является вариант «команды согласия», который используется для малочисленных команд, состоящих из профессионалов в своей области. Каждый из специалистов междисциплинарной команды «закрывает» автономный участок работ, и его мнение является чрезвычайно важным для команды в целом. Все ответственные решения принимаются коллегиально, реализует их руководитель команды или один из ключевых специалистов команды.
Функции лидера междисциплинарной команды можно свести к следующим пунктам (Б.Ю. Шапиро):
1. Планирование деятельности команды.
2. Прием сотрудников на работу, поиск специалистов и проведение собеседований.
3. Общая координация и распределение обязанностей среди членов команды.
4. Своевременное информирование сотрудников и членов команды.
5. Анализ и оценка проделанной работы.
6. Подготовка и предоставление отчетов о проделанной работе, в т.ч. финансовых.
7. Обеспечение оптимального режима работы команды, планирование и подготовка групповых встреч.
8. Обеспечение условий профессионального роста членов команды с целью повышения эффективности работы. К данной области деятельности относится как непосредственное обучение членов команды, так и обеспечение супервизии на местах работы.
Существует точка зрения, что лидером команды может стать специалист, получивший образование в области социальной работы и имеющий опыт работы в структуре междисциплинарных команд. Он не может работать в команде по совместительству в отличие от всех других ее членов (Б.Ю. Шапиро).
|
Поскольку междисциплинарная команда, работающая по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми, чаще всего существует на энтузиазме ее членов и понимании ценности детства, важно, чтобы ее руководителем являлся неформальный лидер, авторитет которого в профессии и жизни поддерживался каждым членом команды. В литературе по эффективности командной работы приводятся требования к лидерам команд (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева). Руководитель междисциплинарной команды должен соответствовать требованиям, предъявляемым к лидеру:
· Лидер должен являться носителем ценностей команды, верить в ее миссию.
· Лидер должен уметь развиваться вместе с командой.
· Лидер должен обладать хорошими организаторскими способностями. Начиная действовать видеть, конечную цель.
· Лидер должен быть внимательным к людям, уметь видеть, прежде всего, их созидательные способности, понимать индивидуальность каждого.
· Лидер не должен использовать знание слабых сторон специалистов междисциплинарной команды для манипуляции ими (сознательного провоцирования чувства вины, страха, угроз и пр.).
· Лидер должен обладать положительным мышлением: осознавать собственные глубинные ценности и действовать в соответствии с ними; не искажать информацию на основе собственных внутренних противоречий и нерешенных конфликтов; верить в успех, создавать положительные мысли; в сложных ситуациях всегда искать выход, не впадая в отчаяние.
· Лидер должен уметь честно и объективно анализировать собственные действия и решения, а также действия членов междисциплинарной команды.
· Лидер должен быть «человеком команды», а не индивидуалистом или отшельником; обладать высокой коммуникативной компетентностью: уметь устанавливать и поддерживать контакты, понимать и принимать различные точки зрения специалистов, конструктивно взаимодействовать с людьми, в ситуации критики и оценки собственной деятельности и деятельности команды в целом и т.п.
· Лидер должен уметь грамотно распоряжаться своим и чужим временем, четко расставлять приоритеты в работе.
· Лидер должен уметь грамотно планировать рабочую нагрузку и мероприятия по восстановлению сил, как для себя, так и для других членов команды. Это особенно актуально, если учесть, что специалисты междисциплинарной команды работают с предотвращением насилия – особой стрессогенной ситуацией, где высоко эмоциональное напряжение.
Учитывая эти требования, руководитель междисциплинарной команды не должен забывать о том, что многие члены команды могут неосознанно предъявлять к лидеру более высокие требования, чем к самим себе. В лидере они хотят видеть воплощение тех способностей, которыми не обладают сами и связывают с ним надежды на самореализацию и успех в жизни. Поэтому разочарование в лидере – руководителе наносит серьезный урон не только личностному статусу отдельных членов команды, но и всей междисциплинарной команде в целом.
В связи с этим лидер должен быть все время на шаг впереди и открывать для команды новые горизонты в деятельности, мотивируя их.
6. Мотивация и поддержание тонуса специалистов междисциплинарной команды
Важным моментом командообразования в области предотвращения насилия в отношении детей является получение информации от членов команды о том, что побуждает их заниматься проблемой насилия и жестокого обращения с детьми.
Известно, что любая деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы – это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег, долга перед обществом, одобрения других людей и т.д.). Понимая мотивы, которые побуждают человека к активности, можно влиять на его поведение и деятельность.
Мы провели исследования мотивов, которые чаще всего побуждают человека к некоммерческой, общественной деятельности. Руководителям и специалистам 13 междисциплинарных команд Нижегородской области был предложен список мотивов деятельности. Мотивы было необходимо проранжировать по степенитого, как они активизируют деятельность, и побуждают специалистов междисциплинарной команды заниматься предотвращением насилия и жестокого обращения в отношении детей.
Мы получили следующие результаты (Таблица 5):
Таблица 5.
№ ранга мотива по степени его значимости | Вид и содержание мотива | Средний балл |
Мотив интереса к процессу и содержанию деятельности состоит в том, что человеку нравится выполнять свою работу, проявлять свою интеллектуальную и физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается | 9.3 | |
2. | Мотив саморазвития - стремление к реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность | 9.1 |
3. | Мотив присоединения - стремление к установлению или поддержанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Желание получать удовлетворение от общения, возможность быть членом команды. | 8.7 |
4. | Мотив достижения - стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности | 8.3 |
5. | Мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми | 7.4 |
6. | Мотив внешнего одобрения - стремление человека получить одобрение других людей | 4.8 |
7. | Мотив материального вознаграждения - стремление человека получить дополнительную финансовую и другую материальную поддержку | 4.7 |
8. | Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в обществе. Он связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет чтобы его уважали и ценили | 4.3 |
9. | Мотив избегания неприятностей и наказания - осознание неприятностей и неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности, либо несогласия выполнить ту, или иную работу | 2.6 |
10. | Мотив власти - стремление влиять на людей и руководить ими | 1.6 |
Результаты представленные в таблице, позволяют нам сделать вывод о значимости для членов междисциплинарных команд Нижегородской области, следующих мотивов: интереса к процессу и содержанию деятельности, саморазвития и присоединения - стремления к установлению или поддержанию отношений с другими людьми.
В современной литературе по психологии управления (И.Д. Ладанов., В.П. Пугачев, А.Л. Свенцицкий, В.В. Столин)представлены исследования, которые показывают, что с ростом профессионализма уменьшалась значимость такого мотива как повышение квалификации, саморазвитие, а так же мотив значимости работы. Показано, что для мужчин важны содержание и общественная значимость работы, ее разнообразие, творческие возможности. Они в большей степени осознают социальную значимость своего труда. Для женщин важнее взаимоотношения в коллективе, условия труда, размер заработка.
Мотив материального вознаграждения занял в нашем исследовании 7 место. Это может являться подтверждением того, что не только деньги являются важным мотивационным фактором деятельности. Обзор исследований роли материального вознаграждения как мотивационного фактора показывает, что деньги согласно различным данным занимают с 3 по 7 место в иерархии мотивов (В.К. Вилюнас).
В повседневной деятельности мы отмечаем, что если человеку интересно какое-то дело, если оно глубоко его затрагивает, то он проявляет к нему особое отношение, он стремится в этой деятельности получить высокий результат, он уделяет ей больше сил и внимания, испытывая при этом чувство удовлетворения. Важно также и то, что в такой деятельности у него интенсивно развиваются профессиональный опыт и мастерство. Таким образом, то, к чему личность проявляет устойчивый интерес, становится, как правило, объектом ее инициативного и ответственного отношения. Другими словами, мотивация, основанная на интересе, составляет сущность ответственного и инициативного отношения к деятельности.
Следовательно, если мы сумеем в условиях деятельности пробудить или осуществить формирование интереса к ней, мы обеспечим психологические условия для формирования ответственного, инициативного отношения к делу. Если мы хотим соответствующего отношения к делу, то необходимо создать такие условия, при которых работникам интересно было бы заниматься конкретной деятельностью, или такие условия, при которых не терялся бы интерес к работе.
Особенности принятия решений* в междисциплинарной команде специалистов, работающих в области предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми
Для принятия решения существуют различные базовые методы, выбор которых зависит от особенностей задачи, которая стоит перед группой. Обычно, схема принятия решения содержит следующие последовательные шаги: определение возможных вариантов действий - отбор вариантов - оценка полезности вариантов - выбор варианта действий - оценка правильности принятого решения.
Все вышесказанное имеет несомненное отношение и к принятию решений в междисциплинарной команде специалистов, работающих в области предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми.
За последние десятилетия число случаев и заявлений по поводу насилия и жестокого обращения с детьми, пренебрежения их нуждами значительно выросло, как в зарубежных странах, так и в России. Увеличение случаев насилия высветило проблему компетентного, последовательного и валидного принятия решений. Как мы уже говорили ранее, и специалисты междисциплинарных команд, и работники ведомств и организаций, в обязанности которых входит защита детей, должны принимать крайне сложные решения. Это касается решений относительно открытия дела о совершении насилия или пренебрежения нуждами ребенка, удаления ребенка из семьи и возвращения и т.п. Решения, касающиеся безопасности детей часто подвергаются критике как неправильные и /или непоследовательные.
Поэтому сегодня требуются новые методы, чтобы помочь специалистам, работающим в области предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми принимать решения эффективно и компетентно, насколько это возможно.Инструменты также необходимы, чтобы помочь специалистам принимать квалифицированные и надежные решения в отношении как в случаях, когда необходима неотложная помощь, так и в тех случаях, когда очевиден долговременный риск применения насилия по отношению к ребенку. Стратегии принятия решений необходимы, чтобы помочь специалистам сфокусировать ограниченные ресурсы на тех семьях, которые имеют самый высокий риск. Эти инструменты принятия решений должны внедряться в систему ведения случая/дела, которая включает определенные виды помощи, механизмы для последующей оценки, методы измерения нагрузки на специалиста и процедуры гарантирующие контроль надежности и качества.
Для принятия решения в тех случаях, когда риск и потребность в помощи наиболее высоки, мы предлагаем модель, которая используется для того, чтобы снизить частоту плохого обращения* с детьми через повышение компетентности и эффективности работы специалистов междисциплинарных команд, и работников ведомств и организаций, защищающих права детей.
В модели структурированного принятия решений (СПР) на различных уровнях процесса принятия решения по конкретному случаю плохого обращения с ребенком (при начальном расследовании; изъятии ребенка из семьи; открытии/закрытии дела, и возвращении ребенка в семью) используются инструменты оценки степени риска. Эта система оценки, основанная на исследованиях, классифицирует каждую конкретную семью в зависимости от вероятности продолжения в ней насилия и пренебрежения нуждами ребенка.
Принципы структурированного принятия решений
Ключевой компонент структурированного принятия решений – использование основанных на данных исследований инструментов оценки риска. Другими словами, это нахождение достаточно простых и высоко эффективных инструментов, чтобы определить семьи с низким, высоким и средним риском повторного насилия.
Модель СПР основана на четырех базовых принципах.
1. Поскольку решения могут быть значительно улучшены, когда они структурированы, каждый специалист в каждом случае должен рассмотреть специфические критерии через строго структурированные процедуры оценки. Отсутствие ясно определенных критериев принятия решений и определения как специалисты должны применять эти критерии приводит к непоследовательности и иногда ошибкам в работе со случаями.
2. Порядок (неотложность) действий, в случаях насилия над ребенком должен прямо соотноситься с результатами. Ожидания и порядок ведения случая междисциплинарной командой, или специалистами, работающими в области защиты детей должны быть ясно определены и стандарты практики должны быть измеримы. Процесс оценки имеет малое значение до тех пор, пока его результаты прямо не приводят к правильным решениям. Решения должны быть структурированы, чтобы гарантировать, что неотложная помощь оказывается в тех случаях, когда риск насилия и пренебрежения нуждами ребенка наиболее велик. Более того, если специалисты, организации или ведомства применяют установление порядка неотложности на практике, они должны для каждого типа случаев иметь ясно определенные и последовательно примененные стандарты действий, дифференцированные в соответствии с уровнем риска. Такие дифференцированные стандарты случаев помогают сфокусировать использование ресурсов и обеспечивают степень надежности, которая часто упускается службами защиты детей.
3. Все, что служба защиты детей делает – от обеспечения услуг в индивидуальном случае до обеспечения финансирования для лечения – должно основываться на процессе оценки. Оценка риска и потребностей семьи, например должны быть прямо связаны с планом оказания помощи. Проанализированные в целом данные оценки также помогают определить интенсивность и широту ресурсов помощи, необходимых в данном сообществе/регионе. Сходным образом, оценка и результаты классификации случая прямо связаны со стандартами оказания услуг, принятом в данной службе защиты детей, что в свою очередь определяет нагрузку специалистов и требования к финансированию.
4. Одна, ригидно определенная модель не может отвечать нуждам каждой службы защиты детей.Не все региональные и районные службы защиты детей организованы так, чтобы предоставлять услуги сходным образом. Не всегда у них одни и те же права и предписания в оказании помощи. Каждая система строится на группе принципов и компонентов, которые затем адаптируются в местной практике и законодательным положениям/инструкциям. Процесс разработки модели включает значительную работу руководителей и работников местных служб защиты детей. В этой работе несомненно могут принимать участие и члены междисциплинарной команды, работающей по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми. Результат этого – это специфичная для данной службы защиты или междисциплинарной команды система, «принадлежащая» им и построенная на их сильных сторонах как организации, оказывающей определенные услуги.
Модель Структурированного Принятия Решений
Модель СПР имеет несколько основных компонентов. В центре системы - серия инструментов, которые используются, чтобы оценить каждую семью и структуру оказания помощи междисциплинарной командой или другой службой защиты ребенка. Следующие инструменты используются на нескольких этапах принятия решений от первичного принятия до воссоединения.
· Система оценки неотложности реагирования определяет как быстро специалисты, которые проводят расследование должены отреагировать на заявление о подозрении на насилие над ребенком/пренебрежение
· Оценка безопасности определяет угрозу немедленноговреда и определяет шаги, необходимые, чтобы защитить детей.
· Основанная на данных исследований оценка риска позволяет предположить вероятность будущего насилия/пренебрежения.
· Стандартизованные оценки сильных сторон и нужд семьи и ребенка.
· Периодическая переоценка безопасности, риска и нужд, чтобы определить потребность в изменении уровня услуг.
Каждый инструмент оценки предназначен специально для использования в определенной ключевой точке в процессе работы со случаем. То, что каждый инструмент фокусируется на определенной точке принятия решений, делает модель более ясной и позволяет службам защиты детей более эффективно проверять следование установленным положениям и процедурам. Хотя инструменты модели СПР определяют критические факторы оценки для каждой точки принятия решений, модель также включает способы учета уникальных характеристик случая, которые могли оказаться не зафиксированными инструментом. Большинство инструментов СПР включают общее условие, которое позволяет специалистам изменить указанное инструментом решение, когда необходимо. СПР не заменяет мнение специалиста - оно обеспечивает объективные рамки, отражающие положения службы защиты детей.
Второй основной компонент – это использование уровня помощи (например, низкий, средний и высокий) с минимальными стандартами в оказании помощи для каждого уровня. Уровни помощи и связанные с ними стандарты созданы для того, чтобы обеспечить концентрацию времени и внимания специалистов на тех семьях, риск насилия в которых наиболее высок.
И, наконец, модель также включает два компонента, связанных с управлением:
· Измерение нагрузки и финансирования для определения количества специалистов, необходимых, чтобы выполнить требуемую работу.
· Компонент управленческой информации, который использует суммарные данные оценки семей, данные об ответах службы/решении и данные нагрузки, чтобы помочь менеджерам в планировании, контроле, определении бюджета и оценке работы службы защиты детей.
Таблица 6. Компоненты системы структурированного принятия решений.
Компонент | Когда используется | Цель/Решения | Метод развития |
1. Неотложность/порядок реагирования | В момент получения заявления | Принять заявление или нет, как быстро реагировать | Законодательные акты/согласие |
2. Оценка безопасности | В начале расследования; до какого либо перемещения ребенка и когда рассматривается возвращение ребенка | Определить немедленную угрозу вреда и потенциальные защищающие вмешательства/перемещение ребенка | Законодательные акты/согласие/ Исследование |
3. Оценка риска | По завершении расследования | Оценить долговременную вероятность повторного насилия или пренебрежения, принять решение об открытии или закрытии дела в СЗР, уровне помощи | Исследование риска |
По завершении расследования (типично в случае открытого дела) | Оценить сильные стороны/нужды семьи, помочь определить уровень помощи, вести план работы с делом | Законодательство/согласие | |
По завершении расследования (типично для тех, кто помещается вне дома) | Оценить сильные стороны/нужды ребенка, вести план услуг для ребенка | Законодательство/согласие | |
4. Классификация и стандарты помощи/услуг | По завершении риска/нужд | Распределить уровни помощи для открытых дел | Законодательные положения |
5. Переоценка риска/нужд | Каждые 3-6 месяцев | Измерить прогресс, скорректировать уровень помощи и план работы с делом, закрытие дела | Исследование/законодательные положения |
6. Оценка воссоединения | Когда рассматривается возвращение из фостерной системы (помещения вне дома) | Переоценить риск, безопасность, выполнение терапевтического плана, выработанного СЗР, и посещений | Исследование/законодательство |
7. Управление нагрузкой | Постоянно | Оценить количество необходимого персонала, распределение нагрузки, распределение дел | Исследование нагрузки |
8. Управленческая информация | Постоянно | Контролировать гарантию качества, планирование, оценку работы, выделение средств | Суммарные данные результатов оценки (дел); направлений на услуги/получение помощи; нагрузки; результаты |
Оценка неотложности ответа (реагирования) на заявление
Большинство полномочных организаций начинает процесс СПР после решения расследовать заявление о НИП. На этом этапе, специалистам необходимо определить, как быстро нужно прореагировать на заявление о насилии решения (см. Рисунок 3). Например, в одном из районов штата Огайо (США) все расследования сортируются на три группы. Неотложность 1 (те, которые требуют реагирования в течение 1 часа), неотложность 2 (реагирование в 24 часа), и неотложность 3 (в 72 часа).
Рисунок 3 иллюстрирует систему неотложности реагирования для использования в случаях подозрения на физическое насилие. В этой системе ответ на каждый вопрос направляет работника к следующему вопросу, который должен быть задан и, достаточно быстро, к уровню предполагаемого ответа. Из-за различий в законах и отличий в положениях служб защиты детей в США, система неотложности реагирования отличается в разных уполномоченных организациях. Все системы, однако, обеспечивают систематическое применение специалистами определенных критериев при работе с каждым случаем насилия над ребенком.
Мы остановились лишь на некоторых компонентах модели структурированного принятия решений. Тем не менее, любая программа, которая эффективно уменьшает насилие и пренебрежение нуждами детей может служить в качестве профилактической стратегии.
Глава 5. ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ
Программы профилактики и реабилитации включают в себя:
Образовательные программы:
- Для детей школьного возраста;
- Для студентов вузов и ссузов;
- Для родителей;
- Для специалистов.
Программы многопрофильной (психологической, юридической, педагогической, социальной, медицинской) консультативной помощи:
- Семьям;
- Специалистам;
- Детям и подросткам.
Программы посещения семей:
- До- и послеродовый патронаж всех семей;
- Посещение семей службами социальной помощи;
· Посещение семей педагогами образовательных учреждений
Многопрофильная реабилитация неэффективна, если осуществляется изолированно,
· без опоры на достоверную статистику;
· не носит комплексный и системный характер;
· организована только с жертвой, без работы с насильником и социальным окружением;
· существует вне юридической поддержки;
· организована в отрыве от профилактической работы;
· проводится без дальнейшего мониторинга случаев и ситуации в целом
Как показывают многочисленные исследования (как правило, зарубежные) и опыт работы, насилие имеет выраженный цикличный характер: практически каждый акт насилия имеет насильственную предысторию насильника, и практически всегда насильственные действия имеют тенденцию к повторению Поэтому задача реабилитации жертв насилия должна решаться как совокупная задача не только помощи жертве, но и работы с насильником и социальным окружением жертвы. Это во-первых.
Во- вторых, реабилитационные мероприятия не имеют смысла , если они не включены в систему предупреждения возникновения проблемы, в систему профилактической работы. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на все население; термин «вторичная профилактика» означает меры направленные на тех, кто еще не переживал инцидента насилия, но находятся в ситуации повышенного риска этого, и термин «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда насилие над ребенком уже совершилось, и вмешательство направлено на предупреждение повторения насилия в будущем. Таким образом, собственно реабилитационные мероприятия составляют вид третичной профилактики.
Как правило, реабилитационные мероприятия нуждаются в оценке действенности и качества. Во многих странах проводятся специальные исследования результативности реабилитационных программ. Результаты этих исследований определяют возможность применения программы в реабилитационной практике. Несмотря на то, что этих исследований недостаточно, можно отметить следующие проблемы :
- в реабилитационных мероприятиях применяются различные терапевтические подходы , которые демонстрируют различную степень улучшений;
- некоторые виды реабилитации имеют кратковременный эффект и считаются неэффективными;
- непоследовательная и мозаичная реабилитация не дает позитивных изменений;
- существенным фактором успеха реабилитационных мероприятий является семейный контекст.
Образовательные программы
1. Для детей школьного возраста:
- Тренинг для подростков «Сотрудничать со взрослыми: Я могу!»
- Программа практических занятий с элементами тренинга для подростков и
юношей «Мой защищенный мир»
Тренинг для подростков «Сотрудничать со взрослыми: Я могу!»
Автор тренинга: Ежов Дмитрий Иванович, директор Центра Тренинга и Консультирования «12 коллегий» (г. Санкт-Петербург), руководитель программы развития интеллектуально одаренной молодежи г. Санкт-Петербурга.
Подростковый возраст часто наделяют эпитетом “трудный”. Можно утверждать, что этот возраст труден, прежде всего, для взрослого, сталкивающегося с неожиданно быстрым взрослением человека. Для подростка же этот возраст предстает скорее как время новых открытий в себе и окружающем мире и основное его ощущение - это ощущение захватывающей новизны жизни, ее многообразия и своих возможностей найти в этой жизни свое неповторимое Я.
Отечественные исследования, проведенные в последние годы, показывают, что взаимоотношения взрослых и подростков становятся все более напряжёнными, в частности отсутствует атмосфера тепла и интимности между ними. Большая часть подростков испытывает эмоциональное отвержение со стороны взрослых (отношение “не до тебя”). Взрослым не хватает ни эмоциональных, ни физических сил на то, чтобы оказать эмоциональную поддержку, помощь детям. Напротив, родители, родственники, учителя, выступают источником напряжения в отношениях с подростками, транслируя им собственные страхи, тревогу, проявляя агрессию. В итоге нередко подросток испытывает насилие со стороны взрослого. Это может быть психологическое, физическое или информационное насилие.
Тренинг «Сотрудничать со взрослыми: я могу!» направлен на повышение успешности подростка в сфере взаимодействия со взрослыми. В программе акцент сделан на то, чтобы понять, что может сделать молодой человек сам, чтобы успешно разрешать проблемы, возникающи