Глава 4. специалисты, помогающие детям, пережившим насилие
Субъектами(те, кто обеспечивает деятельность системы)воздейстияявляются специалисты нескольких ведомств:
· Педагоги;
· Психологи;
· Врачи (педиатры, детские психиатры, невропатологи);
· Средний медицинский персонал детских больниц и поликлиник;
· Инспектора по делам несовершеннолетних;
· Социальные работники, социальные педагоги;
· Юристы(суд, прокуратура, адвокатура).
Работая на своих основных местах работы, эти специалисты объединены в меж(над)ведомственные профессиональные команды. Основными функциями междисциплинарных команд являются следующие:
- Информационно-аналитическая(собирает информацию по проблеме насилия и жестокого обращения в социуме, семье, образовательном и др. учреждениях);
- Первичного приема ребенка (или иного заявителя ) в связи со случаем жесткого обращения или насилия);
- Организации комплексной практической помощи ребенку и семье;
- Социального мониторинга детей, подростков и семей групп риска;
- Организационно-профилактической работы (выступления перед родителями, выступления в трудовых коллективах, встречи с администрацией, выступления в СМИ, проведение конференций среди специалистов, акции по защите прав детей и т.д.)
Несомненно, одним из важнейших условий существования системы защиты детей от насилия является наличие специальных знаний об этой проблеме как у профессионалов, специалистов, работающих с такими детьми, так и у всего сообщества в целом. К сожалению, сегодня специалисты далеко не всегда готовы к работе , опираясь на специальные знания о проблеме насилия. Очень часто многие врачи, психологи, педагоги «размывают» проблематику насилия над ребенком среди близких и несомненно очень важных тем. Кроме того, как показывают исследования , проведенные Нижегородским ресурсным центром «Детство без насилия и жестокости» в 2001-2002г.г, взгляды специалистов на проявления насилия над детьми существенно различаются . В таблице 3 представлены результаты опроса специалистов, работающих в Нижегородской области , относительно частоты распространения тех или иных видов насилия над ребенком.
Табл.3. Сравнительная характеристика частоты встречаемости различных видов насилия над детьми.
Специалисты | % детей, с признаками безнадзорности | % детей до 15 летс признаками отсутствия интереса к ребенку | % детей до 15 лет, подвергающиеся вербальному насилию | % детей, к которым родители применяют суровые телесные наказания | ||
до 3 лет | от 3 до 7 лет | от 7 до 15 лет | ||||
Психологи | 15.6 | 3,5 | 3,8 | 4,2 | ||
Социальные работники | 27,8 | |||||
Инспектора по делам несоврешеннолетних | ||||||
Врачи | 7.4 | |||||
Администраторы | 8.7 |
Анализ полученных результатов показывает, что, к сожалению, даже специалисты, работающие в одном районе, с одними и теми же детьми, не в состоянии точно определить ситуацию насилия над ним. Многие специалисты не определяют те или иные маркеры насилия над ребенком.
Проблемы обучения специалистов
Известно, что для эффективного обучения специалистов, работающих с детьми, необходимо не просто специальное обучение. Важно, чтобы это обучение носило междисциплинарных характер. Проблема насилия над ребенком - междисциплинарная проблема, поэтому крайне важно мультидисциплинарное обучение специалистов, работающих с детьми, пережившими насилие.
В США, в настоящее время существует всего несколько академических программ обучения такого рода. В Центре наук о здоровье университета Оклахомы в 1987 году была основана Интердисциплинарная программа подготовки (ИПП) по проблемам насилия над детьми. В 1991 году программа получила грант Национального Центра по Насилию над Детьми и Пренебрежению их Нуждами (США). Наряду в программой в Университете Оклахомы, правительственный грант обеспечивал трехлетнее финансирование подобного курса еще в 7 университетах и 2 медицинских школах Америки. Данная программа существует в университете Оклахомы более десяти лет. Программа развивается и в настоящее время является единственным специализированным курсом подготовки студентов преддипломного и последипломного уровней по проблемам насилия над детьми и пренебрежения их нуждами года в медицинских школах университетов Америки.
Целями интердисциплинарной программы обучения являются следующие:
· Обеспечить преддипломную и последипломную подготовку по проблемам насилия над детьми в области организации, исследований, клинической практики, законодательства и защиты прав детей для специалистов в области медицины, стоматологии, юридических наук, социальной работы, психологии и других смежных дисциплин.
•Подготовить специалистов, которые возьмут на себя лидерство в предупреждении и преодолении проблемы насилия на местном, региональном, национальном и международном уровнях.
•Обеспечить национальную модель интердисциплинарной подготовки по проблемам насилия над детьми.
Программа обеспечивает подготовку для профессионалов, которые будут оказывать помощь детям, а также обучать других специалистов в диагностике и терапии детей, подвергшихся насилию по всей стране. Эти профессионалы проходят такую подготовку, которая позволит им взять на себя лидерство на местном, национальном и международном уровнях. Ежегодно 15-20 студентов старших курсов, а также врачей-терапевтов, психологов, юристов, социальных работников, специалистов областях сестринского дела, образования, стоматологии, организации здравоохранения и психиатрии отбираются на конкурсной основе на обучение по данной программе. Программа является эквивалентом 6 - 12 учебных часов в Университете в неделю (в зависимости от основной специальности студента). Обучение включает еженедельный дидактический компонент (3-4 часа лекционно-практических занятий в неделю), практику внутри своей дисциплины, значительное количество практики в смежных дисциплинах, подготовку и защиту специального проекта (исследование, изучение клинического случая или оценку программы) и участие в модели судебного процесса.
В России в Нижегородской области реализована программа подготовки междисциплинарных команд для работы по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми. Эта программа представляет собой модель постдипломного образования для психологов, врачей, юристов, педагогов, социальных работников, инспекторов по делам несовершеннолетних. администраторов, которые образуют междисциплинарную команду в том или ином районе Нижегородской области.
Программа включает в себя три основных модуля : «Введение в проблему насилия и жестокого обращения с детьми», «Организация командного взаимодействия специалистов различного профиля, работающих с детьми», «Междисциплинарный подход в работе со случаями насилия над детьми.». Общий объем программы – 120 учебных часов. Тематический план учебных модулей представлен в таблице 4.
Табл.4. Учебно-тематический план программы подготовки междисциплинарных команд для работы по предотвращению насилия над детьми.
Модуль программы | Тема | Кол-во часов | |||||
1. Введение в проблему насилия и жестокого обращения с детьми | Базовые представления о физическом; сексуальном; психологическом и информационном насилии и пренебрежении основными нуждами ребенка Агрессия и насилие. Понятийный аппарат и основные теоретические подходы
| ||||||
2.Организация командного взаимодействия специалистов различного профиля, работающих с детьми | Принципы многопрофильной помощи семьям и детям, пережившим насилие. Организация и функционирование командной работы. Тренинг построения междисциплинарной команды. Семья как объект работы междисциплинарной команды. Организация мониторинга насилия и жестокого обращения с детьми. | ||||||
3. Междисциплинарный подход в работе со случаями насилия над детьми. |
|
В результате обучения по данной программы сегодня подготовлено 65 специалистов для работы 13 междисциплинарных команд Нижегородской области.
Для дальнейшего повышения квалификации специалистов проводятся узко специализированные программы подготовки и повышения квалификации. Некоторые из этих программ представлены в пятой главе данного раздела.
Междисциплинарная команда специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми
Понятие и признаки команды
Под «командой» понимают рабочую группу профессионалов, каждый из членов которой подчиняется начальнику. Часто руководители называют свою компанию или фирму «командой», а всех сотрудников ее членами. Однако простое оформление нескольких хороших работников в команду или рабочую группу не означает, что команда создана. Тем более не гарантируется получение значительных результатов, Само по себе присвоение лейбла «команда» не гарантирует успеха, в его основе лежат принципы работы членов группы по достижению конечной цели. Поэтому простое объединение людей с различными профессиональными знаниями и навыками приводит спонтанно к образованию команды, в которой обязателен дух единства, высокая мотивация в достижении общих целей и конструктивная активность каждого ее члена. Чтобы сформировать команду, необходимо как минимум внутри каждой группы добиться согласия относительно целей (приоритетов), средств (методов и подходов), а также роли и ответственности каждого члена будущей команды.
В современном западном и отечественном менеджменте команды считаются наиболее эффективным средством для решения сложных стратегических и тактических задач. Для решения проблем социальной сферы, образования, здравоохранения на сегодняшний день понятие «команда» не является традиционным. Команды могут называться советами, комиссиями, целевыми группами, группами. Часто встречаются на практике и такие обозначения: рабочая, малая, автономная, многофункциональная, самопланируемая, самоуправляемая, эффективная команда и т.д.
Команда должна обладать собственными определенными признаками. Наиболее существенными из них являются (О.А. Филиппова):
· целевая природа. Команда создается для реализации определенных программ-проектов, ее эффективность оценивается по степени и качеству их реализации;
· разделение и специализация труда. Команда предполагает разделение труда и его специализацию по функциональному признаку, поэтому имеют место различные горизонтальные структуры;
· формальная структура. Команда является специфической организационной структурой, в рамках которой осуществляется управление программой, координация усилий членов команды. Разделение обязанностей, прав и ответственности в команде определяет те функциональные обязанности, за которые несет ответственность каждый член команды;
· статусно-ролевая структура. Для достижения цели члены команды распределяются по ролям и статусам, поэтому команда представляет собой сложную систему социальных позиций и ролей, которые исполняются ее членами в соответствии с нормами и ценностями, принятыми в данной команде;
· рабочие и групповые нормы. В команде существуют рабочие нормы, которые поддерживаются властной структурой команды с помощью административных мер воздействия и формальных организационно-распорядительных документов - положений, инструкций, приказов, распоряжений. Кроме того, существуют групповые морально-этические нормы, которые служат основой проведения социального контроля;
· динамизм, команда - динамическая структура. Постоянное обновление состава команды связано с окончанием отдельных этапов программ,проектов, привлечением экспертов и консультантов со стороны, заменой неудовлетворительно работающих и не соответствующих групповым нормам участников, перестановкой персонала и перераспределением задач;
· синергия. Команда обладает кооперативным или синергетическим эффектом;
· устойчивость. Работа над программами, проектами, является хотя и временным, но достаточно длительным предприятием, поэтому необходимым условием эффективной работы команды, является устойчивость;
· корпоративность. Команде присущи принципы корпоративного управления, поскольку реализация программ, проектов - это предприятие, объединяющее ресурсы и усилия нескольких людей для достижения общей цели. Корпоративность - это условие высокой выживаемости организации в условиях недостатка ресурсов, прежде всего, финансовых;
· интегративность. Команда выступает механизмом интеграции целей и интересов участников программ и проектов, различных социальных структур.
Указанные выше признаки являются наиболее существенными, для определения команды как социальной организации.
В целом, для команды характерны следующие особенности:
· наличие у членов группы чувства "мы" и осознание своего членства в группе;
· некоторая продолжительность существования;
· наличие общей цели или целей;
· наличие групповой структуры, определенность ролей, обособление лидеров;
· взаимозависимость членов группы;
· взаимодействие.
Формирование команды характеризуется принципом дихотомии - сочетания формальных и неформальных характеристик. Это позволяет в дальнейшем развитии команды гармонизировать деятельность и отношения между ее участниками за счет психологической совместимости и учета личностных возможностей и ограничений.
Таким образом:
1. Команда есть группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Команда выступает в качестве особой формы организации людей, основанной на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия.
2. Под данным формированием, понимаются также постоянные или временные группы, с четко очерченным составом людей (обязательно членов организации), имеющих функциональную компетенцию, межличностные навыки и навыки лидерства для совместной работы по выполнению важного, четко определенного задания. Они хорошо справляются в выполнении многофункциональных, пересекающих границы конкретного подразделения задач, требующих координации использования ресурсов из многих функциональных областей.