Начиная с 1964 года, все штаты США приняли законы об ответственности за физическое насилие по отношению к ребенку со стороны родителя или воспитателя, вызывающие физические повреждения.
В этих законах определены должностные лица (медицинские работники, воспитатели, религиозные деятели, социальные работники), которые должны немедленно сообщать о фактах физического насилия, или их признаках. Законы предусматривают криминальную и гражданскую неприкосновенность докладчиков, а также юридическую ответственность профессионалов, не докладывающих об этом.
В США сообщения о случаях насилия над детьми расследуют агентства защиты ребенка, обычно входящие в состав Департаментов социальных служб штата или округа. Такое агентство, должно принимать сообщения в течение 24 часов в сутки, 7 дней в неделю, и обязано расследовать сообщение в течение одного дня. Расследование состоит в сборе информации, свидетельствующей о жестоком обращении с ребенком. Если ребенок пострадал от плохого обращения, он может нуждаться в защите. В зависимости от тяжести физических повреждений он может быть госпитализирован, он может оставаться дома под наблюдением агентства или быть помещен в приемную семью.
Для того, чтобы ребенок возвратился к родителям, в воспитательной атмосфере семьи должны произойти позитивные изменения. Родители должны научиться контролировать собственные эмоции при воспитании ребенка. Окончательное решение о возвращении в семью может быть выяснено только после постепенного учащения посещений родителями ребенка, находящегося вне семьи, что осуществляется под наблюдением службы защиты детей.
Ключевыми компонентами системы защиты детей от насилия и жестокого обращения (Боннер Б., Балашова Т., Чаффин М.), являются понимание/знание проблемы, специальная юридическая система, специальные службы, работающие с такими детьми и их родителями, а также с теми, кто совершил насилие над ребенком.
На основе анализа опыта США и стран Восточной Европы по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми можно обозначить следующие основные элементы системы защиты ребенка от насилия и жестокого обращения:
- Законодательная база и нормативно-правовое обеспечение системы ;
- Службы помощи, профилактики и реабилитации;
- Объекты участия;
- Субъекты воздействия;
- Программы профилактик и реабилитации;
- Управление системой
Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА И НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Советский Союз ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребенка 15 сентября 1990 года. За прошедшее с этого дня время в Российской Федерации создана определенная правовая база по вопросам защиты прав детей.
Законодательная база и нормативно-правовое обеспечениесистемы защиты детей и подростков от насилия и жестокого обращениясодержит перечень законов государственного и локального уровня:
- О насилии и жестком обращении (определение, о сообщении, о расследовании, об изъятии детей из ситуации, о принудительном обучении –лечении насильника);
- Об опеке и попечительстве;
- Об обязательности сообщения;
- Об оказании помощи;
а также надведомственные акты, приказы
приказы и распоряжения :
- О межведомственном взаимодействии;
- О деятельности СМИ;
- О проведении профилактической работы.
Система правовых норм,
регулирующих вопросы защиты прав ребенка в Российской Федерации
Нормы международного права, ратифицированные
Российской Федерацией
Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.89, ратифицированная Советским Союзом (Россией как правопреемницей) 15 сентября 1990 года.
Уровень федеральных органов власти
Конституция РФ
В статье 17 главы 2 признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в статье 38 главы 2 декларируется, что детство находится под защитой государства.
Семейный Кодекс
В статье 54 главы 11 ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всесторонне развитие, уважение его человеческого достоинства.
Статья 56 главы 11 устанавливает право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Семейным Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
В этой же статье установлено право ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровья ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
В этой же главе предусмотрены другие права ребенка:
- на общение с родителями и другими родственниками,
- право ребенка выражать свое мнение,
- право ребенка на имя, отчество и фамилию,
- имущественные права ребенка
Уголовный Кодекс РФ предусматривает ужесточение наказания за преступления, совершенные над несовершеннолетними, и предусматривает специальные статьи за жестокое обращение над детьми
Например, в соответствии со статьей 156 неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним
наказывается
- штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (далее – МРОТ) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца,
- либо ограничением свободы на срок до трех лет,
- либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.