Принципы социально-педагогической деятельности.
Принципы социально-педагогической деятельности представляют собой теоретические положения, реализующиеся в практической деятельности социальных педагогов и социальных работников.
Данные положения носят обобщенный характер и отражают наиболее основные требования к осуществлению социально-педагогической деятельности, как на теоретическом, так и на практическом уровне. При этом практический уровень является ведущим, отражающим суть принципов. Однако сами принципы как теоретические положения определены на основании анализа и обобщения передового опыта практической социально-педагогической деятельности. Принцип обеспечения гуманистической направленности социально-педагогической деятельности.
Гуманизация и демократизация – ведущие принципы социально-педагогической деятельности. Гуманизм предполагает понимание самобытности, неповторимости, индивидуальности и творческой сущности личности, признание необходимости ее всестороннего развития. Это – деятельность на благо человека. Принципы социально-педагогической деятельности, в том числе, и гуманистической ее направленности, реализуются, прежде всего, при постановке и осуществлении целей данной деятельности.
Основными требованиями к определению и осуществлению целей социально-педагогической деятельности должны стать: - удовлетворение потребностей человека в безопасности и уверенности в будущем; - содействие становлению самоутверждения, положительной «Я-концепции»; -содействие самопознанию, самоопределению ребенка, нахождению им смысла жизни; - развитие умений самоорганизации, саморегуляции; - успехам и достижениям личности в различных видах деятельности; - стимулирование стремления и способности личности брать под собственный контроль некоторые стороны своей жизни; - создание фона позитивного отношения со стороны окружающих, содействие пониманию и принятию ими ребенка; - создание условий для установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми; - содействие удовлетворению потребностей личности в привязанности, любви и дружбе; - создание благоприятных социальных ситуаций развития ребенка (в семье, в школе, в социальном окружении).
Необходимыми условиями реализации целей социально-педагогической деятельности при этом должны быть: - доброжелательное отношение педагога к ребенку его родителям; - сочувствие, сопереживание ребенку и его семье; - понимание социальным педагогом нужд и потребностей ребенка; - изучение социальной ситуации развития каждого ребенка и адекватная реакция на данную ситуацию; - любовь к человеку.
Принцип демократизации социально-педагогической деятельности. Термин «демократия» означает народовластие, право народа участвовать в решении государственных дел. В социально-педагогической деятельности демократия означает: - согласованность и равноправие лиц, осуществляющих общую социально-педагогическую цель, объединение усилий различных организаций и лиц; - установление диалога между различными сторонами, нахождение компромисса с целью совместного решения социально-педагогических задач; -развитие волонтерского движения при осуществлении социально-педагогической деятельности (волонтеры – люди, делающие что-либо не по принуждению, а по своей воле, по согласию; волонтерами могут стать студенты, родители воспитанников, представители общественных и коммерческих организаций и объединений и пр.); - активизацию субъектов социально-педагогической деятельности; - развитие самоуправление, самодеятельности воспитуемых.
Принцип активности субъектов социально-педагогической деятельности. Активность субъектов – один из принципов, одно из средств демократизации социально-педагогической деятельности. Степень активности определяется следующими характеристиками деятельности субъектов: - мобильность как способность к постоянному перемещению; - сознательность, обдуманность совершаемых воздействий; - разнообразие способов воздействия на объект воспитания; - использование опыта других субъектов, привлечение других субъектов к социально-педагогической деятельности; - наличие творческого потенциала субъекта, его установка на инновационный поиск; Активность педагога как субъекта социально-педагогической деятельности предполагает активизацию объектов (воспитанников), перевод их в позицию субъектов с наличием перечисленных характеристик.
Реализация данного принципа предупреждает явление иждивенчества в среде воспитанников. Иждивенчество – это состояние зависимости от поддержки других лиц или существование за счет других лиц. Активность субъектов социально-педагогической деятельности предполагает своевременное выявление насущных социальных проблем, их своевременное решение; грамотный выбор методов социально-педагогической деятельности и их применение в обоснованном взаимодействии с другими субъектами. Этот принцип предполагает также побуждение волонтерства..
Принцип взаимодействия субъектов социально-педагогической деятельности. Изложенные выше принципы предполагают взаимодействие субъектов социально-педагогической деятельности. В системе взаимодействия данных субъектов существует ряд уровней, внутри которых выстраиваются взаимоотношения субъектов.
Первый уровень составляют региональные и муниципальные органы власти (муниципальный - относящийся к органам местного самоуправления): - управления образованием; - управления здравоохранением; - комитеты по социальной защите населения; - комитеты по культуре и спорту; - комиссии по делам несовершеннолетних; - комитеты по культуре и спорту; - инспекции по делам несовершеннолетних; - отделения внутренних дел; - комитеты по культуре и спорту и др.
Второй уровень составляют учреждения региональных и муниципальных органов: - дома ребенка; - детские образовательные, школьные учреждения; - дошкольные учреждения; - кризисные центры; - детские приюты, дома; - психолого-медико-педагогические службы; - центры психолого-педагогической и социальной реабилитации; - центры семейного воспитания; - центры занятости; - наркологические и психоневрологические диспансеры и др.
Третий уровень составляют специалисты учреждений: - учителя, воспитатели; - социальные педагоги; - социальные работники; - врачи; - работники коммунальных служб; - работники органов внутренних дел и пр. Четвертый уровень - представители общественности, жители микрорайона, отдельные граждане и т.п. Пятый уровень – непосредственные клиенты социального педагога: личность, группа, семья. Взаимодействие субъектов происходит как на горизонтальном (внутри представленных уровней), так и на вертикальном уровне (между представленными уровнями). Грамотно выстроенная система взаимодействий позволяет осуществлять системный подход к организации социально-педагогической деятельности, при котором: - деятельность каждого субъекта неизбежно влияет на совокупный результат социально-педагогической деятельности; - происходит интеграция усилий субъектов социально-педагогической деятельности; - расширяется диапазон возможностей решения социально-педагогических задач; - появляется возможность экономии время и сил специалистов; - стимулируется самопомощь, самодеятельность и инициатива клиентов.