Маниакальный синдром, клиника, сравнительно-возрастные особенности.
Для маниакального синдрома характерна маниакальиая триада: гипертимия — приподнятое радостное настроение, ускорение ассоциативных процессов и двигательное возбуждение со стремлением к деятельности. Выраженность этих расстройств различна: повышение активности может достигать беспорядочного возбуждения (спутанная мания), настроение бывает не только радостным и веселым, но в некоторых случаях преобладает гневливый аффект (гневливая мания). Для маниакального синдрома характерна отвлекаемость в связи с чем, больные не могут довести начатое дело до конца, последовательно сообщить о себе анамнестические сведения. Несмотря на то, что больной говорит без умолку и охотно беседует с врачом, беседа эта непродуктивна, так как больной отвлекается на различные внешние события или возникающие у него ассоциации. Больные в маниакальном состоянии обычно не предъявляют соматических жалоб, они испытывают не только «душевный подъем», но и прилив физических сил, склонны переоценивать свои способности и возможности; у больных обнаруживаются способности сочинять стихи, музыку, петь, рисовать. Возможности для реализации многочисленных планов таким больным кажутся неограниченными, никаких препятствий они не замечают. Повышено чувство собственного достоинства. Больные бывают убеждены, что их ждут большие открытия, что они могут играть роль в решении серьезных социальных проблем. У больных наблюдается речевое возбуждение, они говорят много, быстро, громко. При выраженном речевом возбуждении через несколько дней голос становится охрипшим. В ряде случаев больные не могут полностью высказать мысль, из-за выраженной отвлекаемости они не договаривают фразы или выкрикивают только отдельные слова. Сами больные при этом говорят, что их язык не успевает за мыслями. Внешний вид больных: больные оживлены, лицо часто гиперемировано, мимика живая, движения быстрые, усидеть на месте не могут, хватаются за различные дела, но ни одно из них не могут довести до конца. Аппетит чаще повышен, едят с жадностью, быстро глотают плохо пережеванную пищу. Половое влечение бывает усилено, больные легко вступают в контакты, заводят сексуальные связи, женятся, дают необоснованные обещания. Маниакальный синдром при маниакально-депрессивном психозе обычно не сопровождается возникновением истинных бредовых идей величия, хотя больные переоценивают свои возможности и свою роль в прошлой жизни. Эти высказывания, как правило, не достигают уровня бреда, носят характер сверхценных идей величия и не отличаются стойкостью. Выделяют несколько вариантов маниакального синдрома: веселая мания (наиболее характерная для маниакально-депрессивного психоза); непродуктивная мания, при которой повышенное настроение и двигательное возбуждение не сопровождаются стремлением к деятельности; мания дурашливости (при которой повышенное настроение с двигательным и речевым нарушением, сопровождается манерностью, детскостью, склонностью к нелепым шуткам; для мории хар-ны сочетания подъема настроения с расторможенностью влечения, дурашливостью, плоскими нелепыми шутками. Сравнительно-возрастные особенности. К признакам маниакальных состояний у детей раннего возраста относят расторможенность влечений, неустойчивость настроения. У детей в дошкольном и младшем школьном возрасте о гипоманиакальном состоянии свидетельствует приподнятое настроение с эйфорией и грубыми нарушениями поведения, продолжающиеся длительное время. Проявляется в двигательной расторможенности, суетливости, непослушании, упрямстве, многоречивости. В препубертатном возрасте и младшем пубертатном ведущими остаются нарушение поведения: больные двигательно активны, агрессивны, драчливы, сексуально расторможены, прожорливы. У старших подростков маниакальные состояния подобны взрослым. В пожилом возрасте маниакальный синдром отличается однообразием, монотонностью, преобладает эйфоричный аффект, беспечностью над веселым приподнятом настроением. На фоне повышенного настроения могут возникать слабодушные р-ции. Вместо живости и остроумия отмечается склонность к плоским шуткам, поверхностным суждениям, построению нелепых планов, вместо стремления к деятельности наблюдается бесцельная суетливость, усиливающаяся к вечеру и по ночам. Больные неряшливы, не следят за одеждой, волосы всклокочены, карманы набиты мусором, объедками пищи.
2. Олигофрении. Этиология, систематика, клиника, лечебно-
педагогическая коррекция.
Олигофрения – сборная группа стойких непрогрессирующих патологических состояний, с различной этиологией и патогенезом, объединяемых по сходству основной, главной клинической картины наследственного, врожденного или приобретенного в первые годы жизни слабоумия, выражающегося в общем психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и в затруднении социальной адаптации. Впервые термин введен Крепелином. Недоразвитие интеллекта – наиболее яркое клиническое проявление олигофрений. Также хар-ны различно выраженные эмоциональные, волевые, речевые и двигательные нарушения. Основное проявление олигофрении – психическое недоразвитие – в зависимости от ее формы может сочетаться с различными физическими, неврологическими, психическими, б/хим, эндокринными и другими нарушениями. Олигофрения это патологическое состояние – результат когда-то подействовавшей вредности. Для олигофрений хар-но отсутствие прогредиентности (в этом отличие от деменции). Этиология. 1) наследственно обусловленное нарушение обмена в-в (фенилпировиноградная олигофрения, галактоземия, мукополисахаридоз) и хромосомные б-ни (б-нь Дауна, олигофрения в сочетании с врожденным ихтиозом); 2) различные инфекционные агенты, воздействующие в период внутриутробного развития или в первые годы жизни (нейротропные вирусы, бледная спирохета, менингококк, токсоплазмоз); 3) многочисленные интоксикации (появление в орг-ме токсичных продуктов вследствие нарушения ф-ции печени, почек, алкоголизма); 4) действие в период беременности лучевой энергии; 5) резус-конфликт; 6) нарушение питания развивающегося орг-ма (голодание матери, недостаток витаминов, солей и т.д., кислородное голодание); 7) недоношенность, механические травмы во время родов; 8) влияние отрицательных социально-культурных факторов. Клиника, систематика. По степени психического недоразвития всех страдающих олигофренией делят на 3 группы: 1) с наиболее резко выраженным дефектом психического развития (идиотия); 2) со средней степенью (имбецильность); 3) с легкой степенью (дебильность). 1) Идиотия – наиболее тяжелая степень задержки развития. А) При глубокой идиотии почти полностью отсутствует познавательная деятельность, больные никак не реагируют на окружающее (не реагирует на громкий звук, яркий свет, ничем невозможно задержать их внимание). Не отличают горячее от холодного, съедобное от несъедобного, все тянут в рот, сосут одежду, белье, пальцы рук и ног, не приобретает никаких навыков самообслуживания, не могут одеться и раздеться, пользоваться ложкой и вилкой, не опрятны во время мочеиспускания и дефекации, не испытывают беспокойства от мокрого белья, эмоциональные р-ции примитивны, не умеют плакать и смеяться, способны лишь к злобно-гневливым вспышкам. Двигательные р-ции бедные, примитивные, малокоординированы, поздно начинают ходить, чаще передвигаются только ползком. Речь полностью отсутствует, не понимают обращенным к ним слов, не издают членораздельные звуки. Б) При средней и легкой степени имеются некоторые проявления познавательной деятельности, способны к выработке наиболее простых представлений (понимают, что нельзя трогать пламя, опускать руку в кипяток), способны различать окружающих и привязываться к ухаживающим за ними, способны усвоить элементарные навыки самообслуживания. Движения неуклюжи. Могут издавать членораздельные звуки и запоминать отдельные слова из повседневного обихода. Отмечаются разного рода дефекты произношения (гнусавость, шипилявость, пропуски слогов). Олигофрены в степени идиотии нуждаются в постоянном надзоре и уходе в специальных медицинских учреждениях. 2) Имбецильность – средняя степень задержки психического развития. Познавательная деятельность нарушена таким образом, что страдающие могут образовывать представление, но не могут образовывать понятия. Отсутствует способность к абстрактному мышлению, обобщению, в состоянии приобретать самостоятельные навыки самообслуживания (одевание, самостоятельная еда, опрятность), м.б. приучены к простейшему труду (перематывать нитки, помогать в уборке помещения, клеить коробки). Понимают простую речь и сами могут усвоить небольшой запас слов. Речь косноязычна, состоит из очень коротких стандартных фраз. Усвоение нового с большим трудом. К самостоятельному мышлению не способны, адаптация к окружающим возможно только в привычной, хорошо знакомой обстановке. Очень внушаемы, собственные интересы примитивны. Часто прожорливы и неряшливы в еде. По поведению имбецилов делят на 2 группы: первые – живые, подвижные, активные и непоседливые; вторые – вялоапатичные, равнодушные ко всему. По хар-ру делятся на добродушных, покладистых, приветливых и злобно-агрессивных и упрямых. Не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном квалифицированном надзоре, лучше в учреждениях типа лечебно-трудовых мастерских. 3) Дебильность – самая легкая степень психического недоразвития. Нарушение познавательной деятельности в неспособности к выработке сложных понятий и вследствие этого в невозможности сложных обобщений и абстрактного мышления. Преобладает конкретно-описательный тип мышления. Часто удавливают лишь внешние стороны событий. Могут учиться в школе, но усвоение материала дается им с большим трудом, особенно математики. Легко перенимают чужие взгляды. Не будучи способными к тонкому анализу и обобщению могут легко ориентироваться в обычной ситуации. При выраженной задержке общего психического развития иногда встречаются люди с частичной одаренностью. Характерная черта – выраженная внушаемость, легкое попадание под чужое влияние. Часто встречаются личности с усилением сексуальных влечений и распущенным поведением. По хар-ру м.б. добродушно-ласковыми, приветливыми, доброжелательными, либо злобно-агрессивными и мстительными, а по поведению: двигательно-возбудимыми или малоподвижными. Лечебно-педагогическая коррекция. Лечебное воздействие при олигофрении проводится в 2 направлениях: 1) медико-педагогические меры; 2) медикаментозное и диетотерапия. В ряду специальных занятий, направленных на развитие умственных способностей олигофренов большая роль принадлежит прививке трудовых навыков. Трудотерапия даже у тяжело больных олигофренией дает значительный эффект, способствует наглядному развитию речи, моторики, приобретению практических навыков. Медицинское воздействие: а) специфическое патогенетическое лечение и диетотерапия (применяется при метаболических формах олигофрении); б) общие мероприятия (применяются при любом виде заб-я) – направлены на повышение психической активности олигофренов, улучшение их соматического состояния, а при возбуждении и агрессивности на снятие этих симптомов. Независимо от формы олигофрении применяют ноотропы и поливитамины. При двигательном беспокойстве и агрессивности назначают производные фенотиазина и бутирофенона. При наличии водянки мозга – дегидратационная терапия.