Не могут увеличить продолжительность жизни пациентов с ВИЧ
Широко распространенное убеждение в том, что самые современные лекарства для борьбы со СПИДом уменьшают уровень смертности, было опровергнуто огромным исследованием, охватившим 10 лет лечения более чем 22 тыс. пациентов в Европе и Северной Америке.
В ходе исследования, сообщается в издании «Lancet», сравнивали группы ВИЧ-положительных пациентов, к которым в течение одного года применялась высокоактивная антиретровирусная терапия (HААRТ – ВААРТ) в разное время между 1995 и 2003 годами. Одним из открытий стало то, что, несмотря на эффективность ВААРТ в понижении уровня вируса, общее количество смертей не уменьшилось. На самом деле, риск развития СПИДа и смерти от СПИДа у пациентов в последние годы реально возрос.
В комментариях к первому десятилетию исследования ВААРТ было сказано, что успех приносит новые трудности; специалисты по СПИДу говорят, что эти «парадоксальные» тенденции могут быть обусловлены изменениями характеристик самих пациентов. Между 1995 и 2003 годами, в то время как доля ВИЧ-инфицированных мужчин-гомосексуалистов уменьшилась почти в два раза, стало больше пациентов, больных туберкулезом, возможно, среди иммигрантов и беженцев из стран, где эта болезнь наиболее распространена. Ученые еще раньше заметили, что у пациентов, больных туберкулезом, может наступить резкое ухудшение при лечении препаратами против СПИДа. Этот феномен они назвали «синдром восстановления системы иммунитета».
Авторы издания «Lancet» полагают, что эта болезнь может распространиться из-за использования более сильных антиретровирусных лекарств.
Они добавляют, что это не смогло бы полностью объяснить открытия, сделанные в результате исследования, поскольку «те же самые тенденции в уровне развития СПИДа наблюдались у мужчин, которые занимаются сексом с мужчинами, хотя и в меньшей степени». Они также отмечают, что у всех групп риска время между началом ВААРТ и развитием СПИДа уменьшилось.
Наряду с тем, что открытия стали потрясением для врачей, занимающихся проблемой СПИДа, они усилили аргументы ученых, которые утверждали, что наука о СПИДе серьезно сбилась с пути, наблюдая за предполагаемыми признаками ВИЧ-инфекции, но не имея возможности доказать наличие самого ВИЧ.
Если пациенты, больные туберкулезом, проходят тест на ВИЧ, и он дает положительный результат, они считаются носителями двух инфекций, страдающими от СПИДа. Хотя до сих пор, как сообщается в издании «The Business» (от 9–10 и 16–17 мая 2004 и 21–22 мая 2006), тесты на антитела к ВИЧ никогда не были признаны определяющими наличие ВИЧ. То же самое можно сказать о тестах на вирус. Существует также доказательство, что бактерии, вызывающие туберкулез, могут вызвать ложно-положительные результаты при тестировании людей на наличие ВИЧ. Это стало причиной острой дискуссии по поводу того, стоит ли внести туберкулез в список, включающий в себя около 30 болезней, которые считаются индикаторами наличия СПИДа, и лечить людей сильными противовирусными препаратами от инфекции, наличие которой не доказано. Поскольку туберкулез поражает миллионы голодающих людей, исключив его из списка болезней – индикаторов наличия СПИДа, можно значительно сократить статистику ВИЧ/СПИДа в странах, где большинство людей живет в бедности.
В результате исследований возник еще один важный вопрос: действительно ли лекарства от СПИДа спасают жизни людей? Были сделаны попытки сравнить результаты лечения пациентов препаратами с результатами применения плацебо. Наблюдались кратковременные улучшения у некоторых пациентов, но никто из ученых не смог доказать, что терапия ВААРТ лучше, чем отсутствие лечения, несмотря на давно установленное в медицине правило, согласно которому «ни один исследователь не может говорить об эффективности препарата без сравнения результатов применения препарата с результатами применения плацебо», отметил ведущий специалист по проблеме СПИДа.
В ответ на это руководитель исследований Маргарет Мей из Бристольского Университета заявила: «В ходе исследования просто сравнивались результаты наблюдения пациентов, проходивших терапию ВААРТ в разное время. Результаты исследования не говорят о том, что ВААРТ не приостанавливает заболевание и не снижает смертность, а только показывают, что за десятилетие применения ВААРТ общий уровень смертности не уменьшился. Похоже, что это происходит из-за изменения демографии пациентов, из-за того, что некоторые пациенты начинают лечение слишком поздно, чтобы добиться значительного улучшения, а также из-за увеличения количества носителей сразу нескольких инфекций и т. д.». По словам Мей, было бы неверно сравнивать ВААРТ с плацебо, поскольку есть доказательства того, что ВААРТ эффективнее в предотвращении СПИДа и смерти ВИЧ-инфицированных пациентов, чем отсутствие лечения. Количество смертей значительно уменьшилось в период применения ВААРТ (после 1996 года) по сравнению с предыдущим периодом.
Критики утверждают, что смертность от СПИДа с появлением ВААРТ частично снизилась потому, что в середине 1990-х наблюдался огромный рост количества пациентов, больных СПИДом, среди которых были пациенты без симптомов болезни (так как определение самой болезни было очень широким и размытым), а также потому, что наблюдалось резкое снижение в использовании против СПИДа таких препаратов, как АЗТ, которые, как выяснилось, могут привести к летальному исходу.
Невилл Ходжкинсон (Neville Hodgkinson)
АЗТ ДЛЯ МЛАДЕНЦЕВ: