Категории и группы населения, обслуживаемые ПМПК(С)

ПМПК(С) предназначены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников интернатных учреждений, а также для опекунских семей, родителей-усыновителей, для кризисных семей с детьми, беременных женщин:

- добровольно обратившихся;

- активно приглашенных;

- утративших семейные, родственные и другие социальные связи;

- находящихся в состоянии психологического и социального кризиса;

- не имеющих жилья, средств к существованию;

- подвергшихся любым формам физического и психологического насилия;

- из других групп риска по нарушению и разрыву детско-родительских связей.

11.4. Структура, основные направления и содержание деятельности региональной ПМПК(С)

Руководство ПМПК(С) осуществляется дирекцией во главе со специалистом (педагогом, детским психологом, социальным работником, детским психотерапевтом), обладающим большим опытом практической и, желательно, научно-методической работы по оказанию помощи детям-сиротам.

В структуре ПМПК(С) образуются: медицинская, психологическая, дефектологическая, педагогическая, социально-юридическая, информационно-методическая и административно-хозяйственная службы. Работники служб осуществляют свою деятельность в рамках различных программ, центров, отделов, создаваемых для решения конкретных задач, стоящих перед ПМПК(С) в том или ином временном промежутке, в выполнении данных программ подчиняются их руководителям (служебно-административное руководство).

Для осуществления углубленного медицинского обследования детей ПМПК(С) арендует отделение (койки) в региональном педиатрическом стационаре, в детском психиатрическом отделении, привлекая их специалистов для совместной работы на договорных началах.

В целях создания условий для взаимной адаптации приемного ребенка и принимающей семьи при ПМПК(С) создается пансионат (стационар), где наряду с проживанием детей будет проводиться их медико-психолого-педагогическое обследование, а также при необходимости проживание и консультирование будущих приемных родителей или опекунов.

Исходя из конкретных ситуационных задач и местных условий региональная консультация может организовывать следующие отделы (центры, программы) в соответствии с основными направлениями деятельности.

Отдел профилактики социального сиротства.

Задачами этого отдела являются: оказание всесторонней помощи кризисным семьям, одиноким женщинам с детьми, беременным из групп социального риска, подростковому контингенту учебных и производственных учреждений на территории региона в целях профилактики социального сиротства.

В своей работе отдел взаимодействует с медицинскими, социальными, правоохранительными службами региона проживания контингента, а также с органами опеки, попечительства и усыновления; получает от них необходимую помощь. Отдел возглавляет специалист в области социальной работы (семейной психологии) с высшим специальным образованием, имеющий опыт работы в системе профилактической и реабилитационной помощи соответствующему контингенту.

Специалисты отдела выполняют следующую работу:

- организуют раннее выявление семей и женщин из групп риска по отказу от ребенка (в том числе путем пропаганды деятельности отдела, его рекламы и т.д.);

- проводят всестороннее изучение семейной ситуации и личности женщин, а также характера и особенностей социальных ситуаций;

- оказывают необходимую психологическую, психотерапевтическую, социальную и правовую помощь;

- осуществляют на протяжении всей беременности пренатальную психологическую поддержку женщин, вышедших из ситуации острого социального и психологического кризиса, а также других категорий беременных, нуждающихся в специальной психотерапевтической помощи;

- при необходимости проводят социальное обследование неблагополучных семей беременных, обратившихся в кабинет, и осуществляют подготовку семьи для принятия матери с новорожденным ребенком;

- осуществляют послеродовое диспансерное наблюдение за сохраненными семьями;

- оказывают им необходимую помощь в целях профилактики рецидивов;

- получают информацию о лицах, намеренных отказаться от ребенка, информируют об этом органы опеки, попечительства и усыновления, содействуют скорейшему переводу ребенка в замещающие семьи;

- получают необходимую медицинскую, в том числе психиатрическую, и социальную информацию от других служб и организаций об обслуживаемом контингенте;

- организуют "телефон доверия" и оказывают анонимную психологическую помощь женщинам, находящимся в кризисной ситуации, угрожающей отказом от ребенка;

- выезжают по вызовам в родильные дома, в дома ребенка, а также в другие организации, в которых возникает ситуация, угрожающая отказом от ребенка или лишением родителей родительских прав;

- на месте оказывают необходимую экстренную психологическую, психотерапевтическую, социальную и правовую помощь в целях восстановления детско-родительских отношений;

- имеют право на доступ к медицинской и другой документации подопечного контингента и на привлечение необходимой помощи служб социальной защиты, правоохранительных органов по месту жительства (в том числе на социальное обследование семьи роженицы);

- в случаях временного или окончательного оставления ребенка без попечения родителей информируют об этом органы опеки, попечительства и усыновления, содействуют скорейшему переводу ребенка в замещающие семьи;

- при необходимости участвуют в создании социального приюта для беременных женщин и матерей с детьми, находящихся в социально-психологическом кризисе, угрожающем отказом от материнства; обеспечивают их временным проживанием в нормальных санитарно-бытовых условиях с предоставлением им бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода и средств гигиены;

- осуществляют необходимую психологическую, правовую, социально-экономическую поддержку контингента приютов и убежищ в целях формирования устойчивой мотивации на сохранение материнства и обеспечение дальнейшего полноценного взаимодействия между матерью и ребенком, восстановление нарушенных детско-материнских отношений;

- организуют самои взаимопомощь по социальной адаптации и социальному устройству находящихся в приюте;

- создают условия для продолжения обучения юных матерей, оказывают помощь в трудоустройстве и переквалификации неработающих матерей;

- осуществляют социальный патронаж сохраненных и кризисных семей;

- формируют банк данных о женщинах, попавших в поле деятельности службы;

- организуют постоянный контакт с сохраненными семьями, оказывают им необходимую социальную помощь;

- в случае необходимости привлекают специалистов для решения возникающих проблем;

- содействуют в получении дополнительной финансовой, правовой, медицинской помощи;

- при обнаружении случаев грубых нарушений ухода за ребенком информируют в законном порядке местные органы власти, опеки и попечительства о нарушениях прав ребенка.

Отдел адаптации и реабилитации детей.

Задачами отдела являются разработка и осуществление психолого-медико-педагогических программ помощи детям при переводе их в замещающие семьи и новые интернатные учреждения. Возглавляет отдел педагог или психолог с высшим образованием, имеющий опыт работы с семьями и в области опеки, попечительства и усыновления.

Сотрудники отдела выполняют следующую работу:

- организуют первичный прием, социальную защиту и всестороннюю помощь детям, впервые оторванным от родительской семьи;

- организуют диагностику уровня их психического развития, определение состояния здоровья, в том числе нервно-психического;

- направляют при необходимости детей в медицинский диагностический стационар;

- определяют готовность детей к переводу в замещающие семьи;

- осуществляют подбор и психолого-педагогическую подготовку приемных семей в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;

- разрабатывают для замещающей семьи индивидуальные программы психолого-медико-педагогической коррекции выявленных у ребенка нарушений;

- оказывают текущую психолого-медико-педагогическую, социальную и юридическую помощь ребенку и замещающей семье на разных этапах их взаимной адаптации;

- в случаях невозможности перевода в замещающие семьи определяют характер и специфику интернатного учреждения, адекватного для ребенка;

- разрабатывают индивидуальные реабилитационно-коррекционные программы для принимающих детских учреждений;

- осуществляют методическую помощь интернатным учреждениям в их реорганизации в целях максимального приближения условий содержания детей-сирот к семейному типу;

- проводят консультирование детских специализированных учреждений по проблемам психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- осуществляют контроль за динамикой психосоциального развития детей в специальных интернатных учреждениях (вспомогательных школах-интернатах, детских домах инвалидов) в целях выявления неправомерно находящихся в этих заведениях, создания условий для их реабилитации и перевода в среду детей без грубых нарушений развития.

Диагностический стационар.

Создается для первичного, специального, углубленного, а при необходимости и динамического медико-психолого-дефектологического обследования детского контингента ПМПК(С), а также для решения иных лечебно-коррекционных и реабилитационных задач, в том числе при необходимости медико-психолого-социального обследования, консультирования будущих приемных родителей или опекунов.

Диагностический стационар может быть организован в следующих формах:

- при домах ребенка и дошкольных учреждениях, где находятся дети-сироты, нуждающиеся в длительном обследовании, учитывая трудности и длительность адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к новому помещению и незнакомым людям;

- на базе других детских учреждений (может занимать часть помещения);

- в квартирах, выделенных ПМПК(С) местными муниципальными органами;

- в пансионатах;

- на базе детских санаториев;

- как часть ПМПК(С) в едином здании.

Возможны следующие виды диагностического стационара:

- с круглосуточным проживанием ребенка с родителями;

- с круглосуточным проживанием ребенка и дневным пребыванием родителей;

- дневной для детей и родителей.

Штатное расписание, вид и формы стационара, его материально-техническое оснащение определяются на местах руководителями ПМПК(С) совместно с руководителями отделов ПМПК(С) и местными органами власти, финансирующими ее деятельность.

Возглавляет диагностический стационар учитель-дефектолог с высшим образованием либо детский психотерапевт, имеющий опыт медико-организационной и педагогической деятельности.

Сотрудники диагностического стационара выполняют следующую работу:

- организуют прием и временное содержание детей, направленных на обследование;

- оказывают им необходимую диагностическую (медицинскую, психологическую, дефектологическую), лечебную и реабилитационную помощь;

- при необходимости направляют детей на углубленное медицинское обследование в арендуемое педиатрическое, психиатрическое учреждение;

- при необходимости проведения углубленной комплексной диагностики и коррекции процесса адаптации ребенка в приемной семье помещают во временные пансионатные условия, оказывают соответствующую помощь;

- при необходимости предоставляют пансионатные условия для будущих принимающих семей, проходящих диагностические и коррекционно-адаптационные процедуры;

- при необходимости создают условия для ознакомительных контактов детей-сирот с планируемой принимающей семьей.

Отдел постинтернатной адаптации.

Создается в целях разработки и осуществления психолого-медико-социальных программ помощи выпускникам интернатных учреждений. Возглавляет отдел специалист с высшим образованием в области социальной работы (педагогики, психологии).

Сотрудники отдела выполняют следующую работу:

- ведут учет выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- оказывают им правовую, социальную и психологическую поддержку, а также помощь в трудоустройстве, обретении новой профессии, продолжении образования на разных этапах постинтернатной социальной адаптации;

- осуществляют психолого-социальный патронаж над выпускниками интернатных учреждений в процессе их адаптации к самостоятельной семейной жизни.

Исходя из региональных (социальных, финансовых, национальных и пр.) особенностей ПМПК(С) может создавать и другие отделы (центры, программы) наряду с указанными или взамен их.

11.5. Основные цели, задачи и содержание деятельности федеральной ПМПК

Основной целью организации федеральной психолого-медико-педагогической консультации является консультативно-методическая поддержка деятельности региональных ПМПК(С).

Федеральная ПМПК решает следующие задачи:

- создание нормативных документов для региональной ПМПК(С);

- научно-методическое обеспечение работы региональных ПМПК(С) по решению проблем социализации детей-сирот исходя из конкретных условий региона;

- участие в разработке федеральной стратегии в области призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- разработка методических подходов к проведению в жизнь федеральной стратегии в области призрения детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения;

- помощь в решении сложных или не разрешаемых в местных условиях социально-юридических вопросов, касающихся адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их прав, разрешения конфликтных ситуаций, проблем постинтернатной адаптации воспитанников сиротских учреждении и т.п.;

- участие в организации и использовании в методических целях Федеральной информационной службы помощи детям, оставшимся без родительского попечения;

- осуществление профессиональной подготовки и переподготовки кадров ПМПК(С).

Федеральная ПМПК организуется по тому же принципу, что и региональные, как межведомственная структура, находящаяся в подчинении у федеральной исполнительной власти.

Во главе федеральной ПМПК стоит высококвалифицированный специалист, имеющий большой научно-практический опыт работы в сфере помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения.

Структура федеральной ПМПК включает психолого-дефектологическую, медицинскую, социально-юридическую, методическую, информационную службы, возглавляемые соответствующими специалистам.

Федеральная ПМПК на договорных началах использует центральные клиники для общемедицинского и психиатрического обследования воспитанников сиротских учреждений в сложных диагностических случаях.

Наши рекомендации