Глава шестидесятая Символдрама
Символдраму как новую взаимосвязанную технологию индуцированной проекции символов придумал немецкий психотерапевт Х.Лейнер. Он изначально получил психоаналитическое образование. Но, как и многие до него, в значительной степени разочаровался в этом методе, хотя формально от него не отрекался. И он придумал методику, которая основывается на базовых положениях психоанализа, но освобождена от его ограничений.
В соответствии со своей концепцией символдрама близка глубинной психологии и признает бессознательную психодинамику (символику сновидений, инстинктивные импульсы Оно, защитные образования Я, инстанции Сверх-Я, регрессивные процессы). С точки зрения Лейнера символдрама занимает промежуточное положение между формами психотерапии, ориентированными на преодоление симптомов и психоанализом, который особо претендует на изменяющее характер воздействие. В психологическом плане символдрама чрезвычайно близка к проективным методам тестирования. Ее можно считать формой проективного самопредставления.
Лейнер считал, что трансфер символических пробных действий на реальное поведение связан с тем, что психика воспринимает воображаемый мир точно таким же образом, как и реальный. И положительные изменения, которые пациент производит в этом воображенном мире, приводят не только к изменению внешнего поведения, но и разрешению внутренних конфликтов. В результате меняется не только «ландшафт души», но и карта мира.
При помощи символдраматических мотивов мы получаем возможность прикоснуться к подавленному материалу. И при этом не тревожим Суперэго. Мы не продираемся сквозь защиты для того, чтобы осознать проблему (как это происходит – в мягкой форме – в психоанализе. Психоанализ медленно и верно «приучает» бессознательное к проникновению сознания в скрываемый материал, как бы проводит «десенсибилизацию» Суперэго). Мы даже не хотим знать – что же зашифровано у данного человека под данным символом. Мы просто работаем с символом!
Во время проведения сеанса СД может происходить предметизация и перемещение содержания образов от полной фантазии до реально обусловленных представлений. Символическое представление является выражением регрессивного уровня переживаний и подчиняется закономерностям первичного процесса по Фрейду: посредством вербализации и анализа восприятия этот уровень должен шаг за шагом становиться предметом интеллектуального постижения. Содержание сновидения наяву все больше приобретает характер повседневного, понятного предмета, не скрываясь только в области магически символического.
Архаические сексуальные и эдипальные комплексы удовлетворяются в мотиве цветок, следование вдоль ручья вверх, подъем на остроконечную или округлую гору, при обследовании спальни в доме. Удовлетворение же архаических оральных потребностей во время символдраматической сессии осуществляется при приятном взаимодействии с землей, с водой, с травой и деревьями. Также это происходит при взаимодействии с коровой или другими животными, или же когда человек ест и пьет в образе.
Активные действия пациента внутри ландшафта представляют собой их анализ в символической форме. Символы всегда берут начало из архетипов. Поэтому они ведут нас в царство такого богатства, где психике дана свобода исследовать, где ей не мешает ни сознательный разум, ни ограничения Суперэго.
Суперэго не допускает сознание к тому или иному факту биографии, включая для этого механизмы сопротивления. Связано это с тем, что оно смотрит на это событие в архиве памяти и видит там гриф «Совершенно секретно!» И пусть даже со взрослой позиции наш тогдашний грех смешон, но Суперэго четко, как архивариус, выполняет инструкции.
При работе в символдраматическом ключе происходит:
- представление центрального, главного конфликта в символическом пространстве Я.
- дозирование аффектов и стимулирование ресурсов в безопасном режиме (вследствие психотерапевтического сопровождения)
- опробование и тренировка новых функций Я и структурирование переживаний (так называемые пробные действия).
- последующая когнитивно-понимающая проработка сценических переживаний.
- развитие креативности.
Работа с символами имеет удивительно высокую терапевтическую эффективность. Психика, очевидно, спонтанно стремится к тому, чтобы самой образно представлять себя в своих оптических фантазиях. В состоянии сновидения наяву пациент находится на онтогенетически очень раннем эмоциональном уровне образного, символического переживания.
Символдраматическое лечение может компенсировать фрустрированные потребности, которые зафиксировались в том или ином периоде жизни. В результате у человека увеличивается количество возможных выборов, что дает ему возможность более гибко реагировать на обстоятельства жизни.
Когда в процессе сессии меняется образ, то это говорит о том, что изменилась основа, на которой этот образ возникал. Это изменение происходит в безопасном режиме, так как при этом механизмы защиты не включаются. Суперэго организовано примитивно и прямолинейно и не воспринимает символы как проявление психотравмирующей ситуации. Сопротивление при символдраматической работе обходится, так как Суперэго не воспринимает ее как угрозу. И вследствие этого (без помехи с его стороны) психика сама себя лечит.
Успех использования воображения связан с тем, что этот прием облекает чувства в образы, а это делает возможным работу с ними. Вербализация переживаний, которая происходит при работе с символами создает новые смысловые нарративы. Известно народное поверье в то, что если человек расскажет кому-нибудь о виденном им неприятном сне, то он уже не сбудется. Когда человек поработает с подавленным конфликтом на символическом уровне, тот резко теряет свою энергетику. И его влияние на поведение 1 Я РЕЗКО падает!
После предложения мотива мы получаем те или иные образы. Вначале они в большей степени являются продукцией сознания на начальном бессознательном материале. Но затем у человека появляется ощущение, что его «несет», он полностью отключается от постороннего. Это Внутренний Ребенок перехватывает инициативу и начинает предъявлять свои горести и обиды с помощью символических образов. Таким образом, мы во время сеанса играем в пинг-понг с Внутренним Ребенком. Мы даем ему мотивы, а он с энтузиазмом хватается за возможность выплеснуть через них свои обиды.
Мне до конца не понятен механизм – с чем связано то, что образы меняются раз от раза к лучшему. Но, вполне возможно, к этому процессу втайне от нас подключается Взрослый с его взрослой, оплодотворяющей сексуальной энергией. И вследствие этого Ребенок не только освобождается от инкапсулированных в нем отрицательных эмоций и страхов, но и освобождается от наложенных запретов, успокаивается, его энергия канализируется в новое русло.
Мне представляется, что Символдрама создает ресурсные места для Внутреннего Ребенка. Тот мир, в котором он живет, содержит массу обид и страхов. Образно говоря, этим процессом мы вынимаем занозы из его задницы, создаем ему новые, более широкие границы, пересечение которых запрещено не только по прихоти родителей, которые разбирались в психологии, как свинья в апельсинах, а потому, что это может повредить организму и личности. И самому Внутреннему Ребенку.
В процессе символдраматической работы эти занозы удаляются вместе с инкапсулированной с ними психической энергией. И это приводит не только к тому, что они перестают быть источником раздражения для Внутреннего Ребенка, но в результате резко увеличивается энергетика организма.
Ведь когда человек видит во время сеанса Символдрамы какие-либо образы, которые можно классифицировать, как плохие, отражающие какое-то незавершенное негативное событие, происшедшее в его жизни, то через это выплескивается бессознательный материал и подавленные, нереализованные эмоции. Этот материал был блокирован в бессознательном при помощи огромного количества энергии. Это напоминают мне пузыри на воде, когда некий объем воздуха инкапсулируется в пузырь под влиянием сильного удара.
Если подавленного материала очень много или же интенсивность отрицательных эмоций, в нем заключенных, очень большая, удержание его в бессознательном требует огромной энергии. И организм, в конце концов, из-за этого выбрасывает на «энергетическую мель». А это приводит к астении, апатии и тому подобным вещам.
Во время сессии очень часто происходит освобождение чувств и аффектов вплоть до катарсиса с моторными реакциями дыхания, мимики и так далее. Если во время символдраматического сеанса появляются слезы, это значит, что мы через символы касаемся очень значимых незавершенных гештальтов. Не выплаканные слезы могут проявиться слезами во время сеанса даже через десятилетия, что приводит к завершению гештальта. Катарсис означает освобождение этой энергии с возможностью активно ею пользоваться во благо развития.
Это напоминает освобождение гнойника, который возникает вокруг занозы, при его хирургическом вскрытии. Сдержанные или же вынужденно нереализованные эмоции, находившиеся в бессознательном в виде незавершенного гештальта, выделяются наружу в наиболее удобной для них форме – слез облегчения. Слезы во время СД как бы не «настоящие». Это подтверждается тем, что пациенты после сеанса чувствуют облегчение, а не подавленность и улыбаются.
Мне представляется, что лечение с помощью символдраматических мотивов позволяет изменить фундаментальные параметры психики, которые на основе прошлых событий сформировались не совсем адекватными. А это может привести к фактическому перерождению человека, радикальному изменению его отношения к жизни. Но такая перестройка психики требует огромного количества сеансов, что редко удается сделать.
Таким образом, символдраматическое лечение в той или иной степени меняет фундамент психики. А на этом новом фундаменте потом постепенно отстраивается уже не такое кособокое здание. Ведь если бы нам удалось поменять прошлое человека, то, безусловно, это был бы уже другой человек. Реально переместиться назад во времени и изменить те события, из-за которых человек заболел, мы не можем. Но прошлое существует только в воспоминаниях. И сила его влияния на настоящее связано с ОТНОШЕНИЕМ к этим событиям. И когда у человека на основе работы с символами этих событий меняется отношение к ним, то это может привести к основательной перестройке его психики и значительному изменению самочувствия в лучшую сторону.
Если человек во время сеанса СД видит какой-то образ, то он является символическим выражением какого-то бессознательного материала внутри него. Например, одна моя пациентка, один из пары близнецов, во время путешествия вверх, против течения реки, пришла к роднику. А рядом был второй точно такой же родник, воды которого сливались с первым родником. И в этом роднике вода была намного чище, чем в ее роднике. В реальности ее сестра – симбионт, была намного более успешна в социальном плане.
Иногда на предложение представить тот или иной образ, человек вспоминает какое-либо событие из своей жизни. И это вполне нормально и приемлемо для работы. Важно помнить, что клиент создает в своем воображении то, что в каком-то отношении для него значимо.
Образ, который появляется после предъявления мотива, является отражением тех или иных страхов, обид и тому подобных вещей, то есть их маркером. Если во время символдраматического сеанса эти образы меняются, то это по закону обратной связи неизбежно приведет к изменению той части бессознательного, с которым связан этот образ.
Лучше всего это можно понять при помощи такой аналогии: у розы – корни розы. Если же корни от пиона, то на них не может вырасти роза. Если же мы из пиона делаем розу, то и корни обязательно изменятся – станут розовыми.
При символдраматическом лечении сложности с движением вперед появляются при прохождении тех мотивов, которые отражают актуальный конфликт. Например, пациент, которого я лечил от булимии, никак не мог дойти в мотиве «Дорога» хоть до какого-либо приемлемого результата. День за днем он шел по дороге, а она не кончалась. В его реальной жизни неудачи привели его к своеобразному «окукливанию» в болезнь, что предполагает отказ от контактов с миром, отказ от какого-либо движения вперед. И только тогда, когда он пришел по дороге к дому, который он сделал своим, у него появились реальные изменения в лучшую сторону не только в самочувствии, но и в социуме.
А другой мой пациент, который страдал от навязчивых мыслей, что он все делает неправильно, неправильно мыслит и т.д., никак не мог увидеть дом, который бы ему нравился. Он входил в него, описывал комнаты, а потом говорил, что ему не нравится планировка, мебель, цвет обоев. Он начинал все переделывать по-своему, но даже после этого он оставался недовольным результатом.
Новые образы, которые появляются во время символдраматической сессии, являются своеобразными «спусковыми крючками», которые помогают человеку в его реальной жизни освободиться от тех или иных поведенческих ограничений. Например, у того же самого пациента, которого я лечил от булимии, вследствие «окукливания» порвались все дружеские связи. Во время движения по реке вниз, он вышел к морю, искупался в нем и лег на песок загорать. И на мой вопрос о том, что теперь ему хотелось бы сделать, он ответил, что хотел бы пригласить сюда друзей. Он позвонил им по мобильному телефону и пригласил их к себе. После разговора он сказал, что друзья согласились и скоро приедут.
На мой вопрос о том, как он собирается их встречать, он ответил, что это очень близкие друзья, приедут - там решим. Я же ему сказал, что в нашей культуре принято встречать гостей накрытым столом и что даже очень близким друзьям иногда надо показать, что их ждут, что к их приходу готовятся. И он приготовил стол, нажарил шашлыков к их приходу. И это практически сразу же отразилось на его реальной жизни: через несколько дней он позвонил друзьям по институту, пошел с ними на дискотеку и т.д. и т.п.
Взаимоотношения между психотерапевтом и пациентом во время символдраматической сессии можно проиллюстрировать при помощи образа подводной экспедиции. Водолаз прыгает в воду. Он находится в тесной, витальной связи с руководителем экспедиции. Он связан с ним тросом и шлангом для подачи воздуха, а также телефонным кабелем. Руководитель и водолаз работают над одной задачей: исследованием дна моря. Но у них совершенно разные задачи. Водолаз зависит от руководителя экспедиции, но в существенной мере предоставлен самому себе. По телефону он сообщает о том, что он видит на дне моря, и какие трудности возникают у него при этом. В свою очередь руководитель дает советы водолазу, как ему действовать дальше. Если необходимо, то руководитель отправляет водолазу на дно инструменты.
Психотерапевт во время сеанса СД проводит огромную и мгновенную работу по оценке появившихся образов (что они означают, с какими событиями жизни пациента могут быть связаны, где и в какую сторону надо подтолкнуть человека). Это, безусловно, серьезная творческая работа. Хотя, может быть, внешне кажется, что он только «мгмкает» и изредка задает уточняющие вопросы. Если творческого компонента в работе психотерапевта нет, то сеанс символдраматического лечения становится похож на продукцию цеха ширпотреба, а не кутюрье.
Я считаю, что Символдрама является сверхмощным и сверхнадежным инструментом психохирургии. Слезы, которые очень часто появляются во время сеанса, являются прекрасным свидетельством того, что метод способен забраться очень глубоко в психику пациента, вскрыть многие слои ржавых психологических защит. И делается это легко, просто и изящно, на МНОГО порядков быстрее, чем это можно сделать при помощи психоанализа. Можно сказать, что Символдрама является хирургической формой психоанализа. Но для того, чтобы она стала работать в этом ракурсе, надо ее еще очень долго изучать. И создавать лечебные схемы.
В СД можно применять два ПРИНЦИПИАЛЬНО разных подхода к ведению сеанса. Классический подход предполагает подачу мотива и максимальную его проработку. И для этого психотерапевт должен направлять человека в том направлении, которое он выбрал для пациента сегодня. Но мы прекрасно знаем, что вмешательство психотерапевта в мотив может неузнаваемо исказить результат. И импульсы, идущие от него должны быть очень аккуратными. Но это не всегда удается.
Я являюсь сторонником второго подхода. Я считаю, что вовсе не обязательно строго следовать мотивам. Мне представляется, что надо ставить человека на луг. А там…..куда понесет! Бессознательное должно само выбрать наиболее болезненную точку, которую оно хочет проработать сегодня. Этот подход приближает СД к психоанализу, хотя в этом случае нельзя даже приблизительно сказать – когда закончится терапия.
Я прошу человека представить себя на лугу и жду. Если он тут же САМ видит дорогу и хочет по ней пойти, я не вмешиваюсь, а начинаю работать в мотиве «дорога». Если и в следующий раз он видит дорогу, то и на этот раз мы работаем в этом мотиве. И так до тех пор, пока пациент перестанет возвращаться к этому образу. Я считаю, что если он раз за разом возвращается к одному и тому же мотиву, то значит так надо. И надо позволить ему работать с этими образами столько, сколько хочется. Но естественно, во время этих походов по дороге неизбежно появляются образы из других мотивов. И вот здесь от искусства психотерапевта зависит – как он сможет использовать эти образы для того, чтобы превратить их в мотивы. А инструменты в руках психотерапевта очень ограничены.
В идеале вначале психотерапевт должен сказать: «Представьте себе луг…». И следующей его фразой должна быть такая: «И на этом мы закончим мотив!» Между этими фразами он должен подтверждать свое присутствие и полное внимание к тому, что говорит пациент, только «умгуканьем». Но так почти никогда не получается, хотя и является идеальным. Если бы мы не были ограничены ни во времени, ни в финансах, то мы всегда дожидались бы, чтобы пациент находил выходы из тупика сам.
Например, он остановился перед преградой\недопущением. И он должен стоять там до тех пор, пока у него У САМОГО не появится образ преодоления. В принципе, любое вмешательство в это дело психотерапевта, даже такое простое: «Ум-гу. И…» уже влияет на выбор его пути. А в идеале он должен сам пройти свой путь и найти собственные выходы, придя, в конце концов, к полностью адаптивным образам.
В конце концов и при этом подходе – полностью недирективном – человек проходит все мотивы. Но на «полную катушку» прорабатывает именно те мотивы, которые наиболее личностно – значимы для него.
Работу в символдраматическом ключе я начинаю с тестирования. Но ни в коем случае не при помощи бланочных тестов. В них определяется не то, каков человек, а то – КАКИМ ОН ХОЧЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ, каким мечтает быть. А вот проективные тесты абсолютно объективны. Но здесь проблема в интерпретации. Символы могут иметь огромное количество смыслов для тестируемого человека. И результаты проективных тестов надо привязывать к данному конкретному человеку в данный конкретный момент. Значения могут меняться каждый день. И один и тот же образ в разное время будет означать разное. Если сказать по иному, то интерпретация проективного теста зависит от того – каким его ВИДИТ интерпретатор. Результат, естественно, зависит от проекций интерпретатора.
Очень давно один сексопатолог рассказал мне о проективном тесте, который он использовал для диагностики сексуальных нарушений у своих клиентов. И долгие годы я называл то, что делал, Секс-тестом. И только тогда, когда соприкоснулся с Символдрамой, понял, что же это на самом деле такое. И на основе многолетнего применения этого теста я могу авторитетно заявить: он действительно работает!
Символдрама в том варианте, который на настоящий момент сложился, является прекрасным инструментом для диагностики. Можно вполне определенно сказать, что нет лучшего проективного теста. Но терапевтическая часть (во всяком случае, та, с которой мне удалось познакомиться) разработана достаточно примитивно.
И здесь я хочу привести этот тест и его интерпретации в том виде, в котором они у меня сложились. Но вы должны относиться к приведенным ниже объяснениям того, что означают эти образы, с осторожностью, понимая, что это мои проекции. А те данные, которые вы получите при тестировании своих пациентов при помощи этого теста, надо обязательно «привязывать» к тестируемому человеку.
-Представьте себе цветок…. Опишите его: где он находится, как Вы к нему относитесь, какие чувства он у Вас вызывает? А теперь почувствуйте: как он к Вам относится?....
-Представьте себе, что вы стоите в лесу… Внимательно разглядите все то, что Вы видите вокруг себя… И опишите мне все, что Вы видите…
-В поле Вашего зрения есть или нет тропинка, дорога?... Если нет, то где она может быть: впереди, сзади, слева, справа?... Идите в этом направлении и встаньте на нее…. А теперь опишите мне ее…
-А теперь идите по ней в ту сторону, в которую смотрите… И опишите мне что Вы видите по мере движения, меняется ли лес? И если меняется, то как?…
-Впереди Вы видите просвет. Это поляна. Идите к ней. И когда выйдете, расскажите мне – что вы видите на поляне, какая она…
-А теперь пройдите через поляну и встаньте на опушке лицом к лесу… И сейчас из леса выйдет живое существо… Это может быть любое живое существо, которое бывает в природе или же в наших фантазиях… Когда оно выйдет из леса, опишите его мне… Вы его боитесь или нет?...
-Вы можете с ним поговорить, задать какой-нибудь вопрос. И вполне возможно, что получите от него ответ…
-А теперь посмотрите: с правой стороны есть небольшой мысок леса, который скрывает другую часть поляны… Пройдите на нее… И на ней Вы видите пасущихся быка и корову… Рассмотрите их… Что они делают… Мешают они вам пройти или нет?...
-А теперь пройдите мимо них и опять углубитесь в лес. И сейчас, за очередным поворотом дороги, вы увидите водную преграду. Это может быть любая вода в любом виде, в котором она бывает в природе. И когда увидите воду, опишите ее мне…
-Теперь Вам надо через эту воду перебраться – любым способом, который только придет Вам в голову. Перебирайтесь. И когда переберетесь, расскажите мне – как Вы это сделали…
-Перед Вами крутой склон. И Вам надо на него подняться любым способом, который придет Вам в голову. Поднимайтесь… И когда подниметесь – расскажите мне, как Вы это сделали…
Далее тест будет разным для женщин и для мужчин.
Для мужчин:
-Перед Вами куст роз… Посмотрите на него внимательно… И опишите мне его…
-А теперь подумайте: Вам хочется нарвать эти розы?... Если да, то нарвите столько роз, сколько Вам хочется… Что Вам хочется сделать с ними?...
Для женщин:
-И вот перед Вами длинная дорога. А там впереди – далеко-далеко – Ваш дом. И Вам надо дойти до него… Идите по дороге и описывайте все, что видите…
-Вы слышите – сзади шум мотора… Оглянитесь и посмотрите на машину… на шофера… И опишите мне их…
-Шофер вышел из машины, и предлагает Вас довезти до дома… Что Вы решаете? Если решаете доехать до дома с ним, то садитесь и езжайте… Что Вы решили?…
(Если тестируемая садится на машину, то на этом тест заканчивается. Если же не садится, то эта ситуация повторяется еще два раза).
Я считаю, что лес в этом тесте в символическом плане отражает отношение человека к окружающему его миру. Конечно, можно было бы эти образы интерпретировать как его отношения с бессознательным. Но мои исследования привели меня к выводу, что образы очень хорошо коррелируют с анамнестическим материалом и другими тестами. И я многократно убеждался, что если человек тревожен, мнителен или же параноялен, то у него образ леса в этом тесте всегда мрачный. И степень мрачности прямо пропорциональна его тревожности. Поэтому я здесь буду приводить те интерпретации образов, к которым я пришел на основе многолетнего образа.
Цветок является символом тестируемого. И те чувства, которые появляются при его рассматривании, показывают его отношение к себе. Имеет значение – какой цветок представил человек – «простой», типа ромашки или же изысканный и шикарный (например, розу). Образ говорит о его отношении к себе. А отношение цветка к нему – об отношении его бессознательного к нему. Имеет большое значение – просто висит цветок в воздухе перед ним или же растет из земли (оторван человек от земли или «приземлен»). У некоторых клиентов, у которых во время консультации я диагностировал шизофрению или же шизоформные расстройства, перед глазами появлялось много цветов. И они не могли выбрать из них тот, который нравится!
Если тестируемый видит дремучий лес («берендеевский») с поваленными деревьями, с густым подлеском, то это достаточно красноречиво свидетельствует о том, что он боится мира, что он постоянно ожидает от него той или иной пакости. Если же лес светлый, чистый, залитый солнечными лучами и без подлеска, далеко просматривается во всех направлениях, то это говорит, что общее отношение к миру у него вполне адекватное. И та проблема, которая его привела на это тестирование, скорее всего не связана с его взаимоотношениями с миром.
Если человек смотрит под ноги и видит, что стоит на тропинке (дороге, шоссе), то это говорит о том, что он имеет цель в жизни. А также чувствует, что она достижима. Если же человек в образе стоит просто в лесу, то это можно интерпретировать как неопределенность в его жизненных целях.
Имеет значение – какую тропинку (дорогу, шоссе) человек увидит после предложения ее поискать вокруг. Если он видит узкую извилистую тропинку на одного человека, которая постоянно петляет между деревьями, то это говорит о том, что он считает, что в своем пути через жизнь он одинок. И что для достижения своих целей ему надо постоянно лавировать. Если же на этой тропинке он видит поваленные деревья, которые надо переступать или же лужи, в которые уходит тропинка, то это говорит о его неосознаваемой установке, что на его жизненном пути будут постоянно встречаться трудно - преодолимые трудности. И иной раз приходится проходить через всякую «грязь».
Имеет значение: меняется ли лес при его движении вперед? И в какую сторону? Если лес становится гуще и дремучее, то понятно, что его ожидания от жизни не блещут оптимизмом. Если же лес меняется в сторону более светлого и чистого, то это отражает его надежды на улучшении ситуации в будущем. У одной моей пациентки с раком левой молочной железы слева был темный и дремучий лес, а справа – березовый.
Поляна с моей точки зрения является отражением отношения тестируемого к своей жизни. Символ луга служит своего рода «психологическим райским садом» (Ассаджиоли). В какой то мере это ресурсное место, на которое пациент может вернуться, если во время своих визуализаций он столкнется с чем-то пугающим.
Сильно подстриженная трава является признаком сверхинтеллектуализации. Если трава ближе к осенней, пожухшая и поникшая, то это говорит о том, что тестируемый считает, что его жизнь клонится к «осени». Если же трава густая, зеленая и с полевыми цветами, то этот образ говорит, что он считает, что его жизнь в расцвете, что до «осени» еще очень далеко. Если же трава скошена или местами вытоптана, повалена, то это говорит о том, что внешние влияния на его жизнь очень сильны. И они далеко не благоприятны с его точки зрения.
Животное отражает его взаимоотношения с бессознательным. Если животное вообще не выходит из леса, то это говорит о том, что бессознательное не желает с ним общаться, что оно на него «обижено». Если из леса выходит сильное животное, но морда у него злая и оно не отвечает на его вопросы ни жестом, ни голосом, то это говорит о том, что его взаимоотношения с бессознательным в значительной степени конфронтационны. Если же вышедшее животное слабое и пугливое, то это говорит о том, что его бессознательное «запугано» всем тем, что идет из внешнего мира. Да, наверное, и им самим!
Бык и корова являются образами или родителей тестируемого или же его самых близких людей. И то, как ведут себя эти животные (обращают ли внимание на его появление на поляне или же продолжают равнодушно пастись), говорит о его отношениях с родными и близкими людьми. Имеет значение размеры этих животных, их масть, рядом они находятся друг с другом или же в разных частях поляны.
Количество воды в реке символизирует полную психическую энергию (либидо), протекающую через психическую структуру субъекта. Глубина и ширина реки тесно связана с обычным описанием личности как «глубокой», «мелкой», «с широким умом» или «узким».
Турбулентность воды обозначает степень, в которой пациент обеспокоен собственными комплексами. А препятствия, мешающие свободному течению реки являются символическим выражением конфликтов или комплексов, которые препятствуют свободному выражению психической энергии человека.
Вода в данном тесте является отражением сексуальности тестируемого и способам ее реализации в жизни. Если он видит узкий лесной ручеек с топкими берегами, то это говорит о неразвитой сексуальности. А также о том, что он относится к сексу как к «грязному» делу. Стоячая вода говорит о не пробужденной (или на данный момент «замершей») сексуальности, инфантильности или фригидности. Если на поверхности воды плавает мусор, а вода грязная, то это, безусловно, говорит о сексуальных нарушениях и даже перверзиях.
Диагностичен способ преодоления водной преграды. Если человек преодолевает преграду или по бревну (мосту) или же на лодке, то это говорит о том, что он боится «воды», старается без необходимости к ней не прикасаться. Если же он преодолевает воду вплавь, то это несомненно говорит о вполне положительном его отношении к сексу.
Крутой склон является символом преград, которые встречаются в жизни и стиле их преодоления. Высота обрыва достаточно хорошо отражает уровень притязаний.
Если человек представляет вертолет, который спускает ему веревочную лестницу, на которой он поднимается вверх, то это говорит о слишком большой зависимости человека в достижении своих целей от других людей, о желании свалить свои проблемы на плечи других людей. Если же человек поднимается наверх при помощи своих ног и рук, цепляясь за корни, то это говорит о его адекватном отношении к преодолению тех трудностей, которые ему могут встретиться в жизни, о его надежде на свои собственные силы.
Куст роз у мужчин отражает их сексуальные претензии и способы их удовлетворения. Диагностично то – сколько роз он набирает, как он их рвет (обращает внимание на шипы или нет), какие розы он рвет. Образ розы является символическим отображением претензий мужчины к своим сексуальным партнершам.
У женщин дорога к дому тоже символизирует их отношение к своим сексуальным партнерам и того, что они от них ожидают. Имеет значение марка машины, возраст шофера, черты его лица. А также села она в машину, или же предпочла отказаться от всех предложений.
Символ-тест отражает все основные мотивы Символдрамы. Но он отличается от символдраматического сеанса тем, что я жестко веду человека по образам. И позволяет получить богатый диагностический материал – что мы имеем на начало терапии? А также хорошие ориентиры для работы с каждым из мотивов.
В Символдраме есть пять стандартных мотивов основной ступени:
1. Луг.
2. Ручей.
3. Гора.
4. Дом.
5. Опушка леса.
Здесь я приведу объяснения образам, которые даны Лейнером и Обуховым.
Мотив луга.
Он начинается с предложения представить цветок. Надо попросить пациента как следует рассмотреть его. А затем описать все, что он представляет. Затем надо попросить потрогать цветок. Когда мы просим человека прикоснуться к цветку, мы как бы фиксируем образ цветка, делаем его константным. И после этого спросить: «Какие прилагательные вы можете сказать относительно цветка (душистый, нежный, влажный, ранимый) Как вы думаете – цветок мягкий или твердый? Прохладный? Умный или глупый? Можно ли ему доверять?»
Когда у цветка листья оторваны от ствола, это является признаком шизоидности. То же самое можно сказать в случае, если человек видит искусственный цветок или каменный.
Если цветок висит в воздухе, то человек оторвался от корней. Если цветок в руках, то человек может сам себя удовлетворить (в широком смысле, видимо, он доволен общением с собой). Если цветок в земле, то человек твердо стоит на ногах. Если в вазе – то человек гибок и мобилен.
Если при предъявлении мотива цветка в образах появляется оранжевый цвет, то это говорит о силе человека. Если есть белый цвет – чистота, платонические отношения. Если цветок малинового или вишневого цвета, то это говорит о стремлении клиента к власти.
Затем пациенту предлагается поднять глаза и увидеть весь луг.
Сценарий луга с точки зрения Лейнера отражает более менее осознанное настроение пациента. Диагностическим признаком с его точки зрения является размер луга и деревьев. И связано это с психологическим возрастом человека. Если человек видит очень маленький луг и определяет свой возраст при этом в 10 лет, то скорее всего у него в десятилетнем возрасте были очень ограниченные жизненные перспективы.
Если у человека с неврастеническими нарушениями образ луга не имеет видимых нарушений, то это говорит о сильно выраженной способности скрывать внутренние конфликты.
Луг без конца и края (обычно этот образ появляется у подростков) означает, что у человека нет границы личности. И прием, когда просишь подростка пройти по периметру луга, позволяет ему как бы обрести свои границы, отграничить свою личность от окружающего его мира.
Когда мы предлагаем пациенту полежать на лугу, поваляться на траве, позагорать на ней, то для него это становится символическим прикосновением к питающей и защищающей матери. И видимо не зря в русских народных сказках герою, если он чувствует, что ему не хватает сил, предлагается прижаться грудью к «мать – сырой земле».
Если в образе видны режущие растения (например, осока), то это означает ожидание агрессии от мира. Если трава сухая, то это позволяет предположить эмоциональную сухость у данного пациента.
Мотив ручья.
Ручей, как правило, является отражением текущего психического развития, внутренней непрерывности. Вода – это дающий, плодотворный элемент.
Ширина реки отражает сексуальный потенциал. А также отношение к препятствиям, которые могут встретиться в жизни.
В мотиве с ручьем человеку предлагается выбрать – куда идти сначала – вверх или вниз. Обычно путь вверх кажется легче и он идет туда. Если у пациента с каким-то невротическим нарушением вода из источника вытекает широко и обильно, то можно сказать, что у данного пациента не нарушена витальность и эмоциональная интенсивность. Признаком нарушения психики являются сложности с использованием воды источника.
Можно предложить человеку попить из источника, растереть водой больные места тела, или вообще запрудить источник, чтобы в нем искупаться. Если вкус воды окажется неприятным или же пациент отказывается попробовать ее из-за боязни заразиться, то это говорит о нарушении его ранних отношений «мать-ребенок». Медленное привыкание к родниковой воде может быть очень терапевтически эффективно.
Если человек попьет из ручья, то таким образом он удовлетворяет оральную потребность. Вследствие этого его эмоциональная структура настолько удовлетворяется, что пейзаж начинает казаться ему намного лучше. А через это символическое изменение меняется и структура его внутреннего Я.
До тех пор, пока вода воспринимается приятной, использование ее может оказать неожиданно хорошее действие. Лейнер в шутку называл это «кататимной гидротерапией», когда мысленное принятие ванны или же приложение воды к больному месту давало удивительно хороший эффект при психосоматических симптомах.
Если вода в ручье очень холодная или очень теплая, то это говорит о проблема<