Глава двенадцатая Воспитание как способ создания сценариев жизни.
Вы, конечно же, слышали такое выражение - проклятие поколений? Люди вкладывают в это понятие то, что в какой-либо семье из поколения в поколение члены этой семьи подвергаются воздействию какого-то рока: или болеют тяжелыми и смертельными заболеваниями, или погибают в юном возрасте.
Например, в Соединенных Штатах Америки бытует мнение, что клан Кеннеди проклят и над ним веет злой рок. Эти слухи вновь начали циркулировать в американском обществе в связи со смертью молодого мужчины из клана Кеннеди на горнолыжном курорте.
Но мне представляется, что рок здесь ни при чем. Каждая семья (и династия в особенности) характеризуется определенным менталитетом, который формирует специфическое отношение членов этой семьи к окружающему миру. И иногда в такой семье из поколения в поколение могут культивироваться достаточно дезадаптивные идеи, которые не настолько сильны, чтобы были видны невооруженным взглядом (например, как это происходит в семьях шизофреников). Но которые проявятся в том или ином дезадаптивном поведении, приводящем к неприятностям или горю у членов этой семьи.
Ведь воспитание - всегда чувство меры, движение по центральной оси, когда крайние меры наказания или поощрения или не используются вообще или же используются только в исключительных случаях. То же самое относится и к внедрению в ребенка тех или иных идей. И если есть какие-то отклонения от этой оси, то они обязательно проявятся в неких поведенческих стереотипах, которые могут привести к трагическим последствиям.
Например, погибший на горнолыжном курорте Кеннеди во время скоростного спуска на горных лыжах играл со своими партнерами в своеобразный футбол пластиковой бутылкой. Увлекшись этим занятием, он не заметил дерева и врезался в него. Кто его заставлял делать это: рок или собственная беспечность? А может быть девиз, который был оставлен клану его основателем: «Бери от жизни все!» Можно также предполагать, что в клане Кеннеди недостаточно внимания отдают воспитанию в детях осторожности. И это проявляется в виде трагических последствий не только в жизни, но и в политике.
Воспитание приводит к формированию жизненного сценария, который будет выполняться человеком практически вне зависимости от его воли. Например, если ребенок рождается в царской семье, то его жизнь предопределена - у него сценарий жизни царский. Его будут воспитывать вполне определенным образом и через это готовить к той роли, которую он должен будет сыграть в своей жизни. К счастью, у большинства людей сценарий жизни не так жестко предопределен, как у ребенка из царской семьи.
И когда человек выполняет свой сценарий, то стимулов для дальнейшей жизни у него не остается. И очень многие люди не переживают этого события. Может быть, на Кавказе очень много долгожителей именно из-за того, что там люди чувствуют свою нужность племени или нации? Ведь старики на Кавказе отвечают за нравственность нации. И у них есть стимул жить как можно дольше.
Юнг утверждает, что дочь алкоголика, юность которой была сущим адом, будет искать такого же алкоголика и выйдет таки за него замуж; если же волей судьбы он таковым не окажется, то она его переделает – чтобы все было как у нее в семье. Она таким образом выполняет сценарий жизни, который был сформирован для нее в родительской семье. И передаст эти программы своим детям, которые передадут их своим….
На основе этих рассуждений можно предполагать, что в Человечестве есть как бы встроенный механизм отсечения дезадаптивных программ и генетических нарушений. Их носители или погибают сами или же не дают потомства (например, большинство шизофреников, людей с генетическими нарушениями).
А люди, которые унаследовали от своих родителей дезадаптивные культуральные программы, чаще, чем другие, погибают, заболевают тяжелыми и смертельно-опасными заболеваниями и т.д и т.п. То есть в Человечество эволюционно встроен механизм улучшения человеческого естества, который и привел нас, в конце концов, к цивилизованным отношениям.
Трансгенерационные связи и их влияние на судьбу человека.
Ан Анселин Шутценбергер назвала это влияние его предков на судьбу человека трансгенерационными связями. Выше мы подробно говорили о влиянии родителей и окружения на развитие ребенка. Но не меньшее (а может быть даже в каких-то случаях большее) влияние на жизнь человека оказывает культура и жизнь его предков. Семья, хочет она этого или нет, несет в себе весь багаж событий, которые произошли с ее представителями во многих поколениях. Может быть, поэтому в народе бытует представление о проклятии потомков – «до седьмого колена». Из поколения в поколение, от бабушек и дедушек, через отцов и матерей, детям передаются семейные мифы и готовые сценарии жизни.
Говоря упрощенно, уже при рождении и даже в чреве ребенок получает определенное количество посланий: ему передают фамилию и имя, ожидание ролей, которые ему придется играть или избегать. Эти ролевые ожидания могут быть положительными или отрицательными. На ребенка может проецироваться, например, идея о том, что он – «копия дедушкиного брата». И все вокруг начинают думать, что он будет таким же авантюристом.
Из ребенка сделают «козла отпущения», на него оденут «одежду покойного», которого ему придется замещать. Как феи вокруг колыбели Спящей Красавицы, ему много чего подскажут – предписания, сценарии, будущее. Это может быть сказано явно или же останется невысказанным и будет подразумеваться «по умолчанию» и храниться в строгой тайне. И его жизнь и смерть, брак или безбрачие, профессия и призвание, будущее станут, таким образом, производной от всего семейного контекста – высказанного или невысказанного.
Возможно, что комплексы и страхи, какие-то экстремальные события жизни человека, образуя внутри него голографическую энграмму, не погибают вместе с ним, а передаются его потомкам. И есть мнение, что травма, которая передается, намного сильнее той, которая получена. Болезнь Рейно (смертельный холод) часто исчезает, когда обнаруживается факт чьей-то тяжелой или трагической смерти в предыдущих поколениях.
Понятия «призрак» и «склеп» - некие образования бессознательного, являющиеся результатом передачи бессознательного родителя в бессознательное ребенка («Скорлупа и ядро», Н.Абрахам и М.Терек, 1978) Это тайна, которую нельзя раскрыть. Такой невыразимый словами траур размещается внутри себя, в «потайной усыпальнице», «склепе». Семейные тайны, пополняемые энергией либидо, судьбоносным образом определяют выбор профессии, времяпровождения, увлечений. Н.Абрахам приводит пример геолога любителя, который собирал камни и раскалывал их. Кроме этого он охотился на бабочек и умерщвлял их в банке с цианидом. Оказалось, что у него был дед, которого за ужасное преступление сослали на каменоломни и, в конце концов, умертвили в газовой камере.
Таким образом, важная грань бессознательного – это то, что мы наследуем, и именно здесь мы начинаем проникать в юнгианское коллективное бессознательное. Стюарт говорит: «Нечто, чем я не горжусь, но что, несомненно, существует в моем личном коллективном бессознательном, представляет из себя факт, что некто из моих предков занимался работорговлей. До вполне среднего возраста этот факт мне был не известен, и, тем не менее, меня с детства беспокоило положение побежденной стороны, и я выходил из себя, когда упоминалось рабство в какой-либо форме».
Семейная сага – это история, рассказываемая семьей о своей собственной истории, в которой перемешаны воспоминания, пропуски, умолчания, добавления, фантазия и реальность. Для детей, воспитанных в такой семье, все они имеют психическую реальность.
И то, что это не пустое теоретизирование, подтверждают исследования немецких ученых. Они обнаружили, что в сновидениях внуков обнаруживаются фрагменты образов, которые видели их дедушки\бабушки, в концлагерях. То есть эти данные подтверждают наличие семейного эгрегора, как бы духа семьи, который на бессознательном уровне (и возможно телепатически) влияет на каждого члена этого эгрегора.
Моральное наследство столь же значимо, как и наследство профессиональное или экономическое. Каждая семья оценивает и учитывает вклады индивида на «семейные счета», соответственно которым он имеет право на то или иное отношение к нему членов этой семьи. И если он посчитает, что его вклад больше, чем ему отдается, то он будет переживать несправедливость. Ни географическая отдаленность, ни бегство не освобождают индивида от того, что он мог бы назвать своими «долгами» по отношению к своей семье.
При наличии сильных трансгенерационных связей на потомков сильно влияет парентификация. Это своеобразная инверсия заслуг и долгов, их неверное понимание. Наиболее значимый – долг лояльности семье – это долг каждого ребенка по отношению к своим родителям за любовь, тепло и заботу по отношению к нему, которую проявили его родители. Это переворачивание ценностей, то есть ситуация, в которой дети, даже малолетние, становятся родителями своих собственных родителей. Существует баланс – равновесие между тем, что получено, и тем, что отдано, в противном же случае появляются симптомы различной степени тяжести.
Таким образом. верность предкам, ставшая бессознательной или невидимой, правит нами. Важно сделать ее видимой, осознать, понять то, что нас заставляет, что нами руководит, в случае необходимости поместить эту лояльность в новые рамки, чтобы обрести свободу жить своей жизнью. Как это сделать – я буду описывать в одной из глав практической части этой книги.