О маленьких «центрах вселенной»
Все лучшее – детям
Одна моя знакомая родила очень рано. Конечно, в 19 лет ей не хотелось сидеть дома, она не представляла свою жизнь без общения. Дочка росла сама по себе: ее никто не укачивал в кроватке, не откладывал для нее лучший кусочек. Чтобы сходить по делам, мама оставляла ее то на старушку-соседку, то на 12-летнюю племянницу. Свежим воздухом ребенок дышал только во время походов с мамой от дома до магазина. Денег в семье всегда не хватало, и когда вставал вопрос, что кому нужно купить, мама всегда решала его в пользу себя. А дочь донашивала вещи за своей кузиной, за дочкой маминой подруги, да мало ли добрых людей на свете. Конечно, это крайний случай, такое встречается не часто. Девочка выросла. К своей матери она относится скорей безразлично: нет обиды, но и привязанности нет. Так бывает.
Однако чаще ситуация абсолютно противоположная. Родители готовы с благоговением наблюдать, как их ребенок в одиночестве поглощает, например, миску первой сочной клубники. Сами же и не притронутся к ней, достаточно того, что они видят, как вкушает их дитя. Лучшее яблоко, лучший кусочек курочки, лучшее место за столом – все ему. Не чересчур ли это?
Год назад от Маши ушел муж, оставив жену с трехлетним сыном. С тех пор она доказывает всем, что ее сын не хуже других и она сделает все, чтоб ребенок рос счастливым. Это стало смыслом ее жизни. Маша постоянно покупает сыну нужные и ненужные вещи, пренебрегая своими потребностями.
Другой пример. Дарья родилась в маленьком городке в Сибири. Игрушек не было, приходилось шить кукол из тряпочек, а летом делать их из цветов. Теперь, когда у Дарьи свой ребенок, она решила, что он никогда и ни в чем не будет нуждаться. Все пожелания и капризы выполняются беспрекословно, порой ребенок и захотеть-то не успевает – все его потребности предугадываются мамой.
Вот еще случай. Мама с папой уехали работать за границу, оставив сына с бабушкой. Первая встреча после года разлуки: подарки, экзотические фрукты, конфеты. Мама распаковывает гостинцы и говорит: «Иди, угости своих друзей!» Малыш вопросительно смотрит на бабушку, та хмурится: «Они тебя много угощали? Нет уж! Ешь сам».
Во всех этих примерах взрослые взращивают эгоизм и скупость в своих детях. У малышей появляется привычка получать все по первому желанию и ни с кем не делиться не только своими вещами, сладостями, но и радостью, любовью, своими эмоциями. Эта проблема возникает не сразу, разве что иногда ребенок настойчиво «клянчит» или требует что-либо, а получив желаемое, быстро теряет к нему интерес. Лишь с возрастом окажется, что человек, получая, не готов давать. И все то хорошее, что ему дается, воспринимает как само собой разумеющееся.
В повседневной жизни выбор в пользу ребенка мы делаем уже машинально: деля курицу за столом, ребенку обязательно дадим самый вкусный кусочек – ножку; если яблоко, то самое большое и красное. Если на столе остался последний апельсин, то он только для малыша! Конечно, это можно оправдать, когда ему три года. И когда пять. И семь, и девять. Так постепенно год за годом ребенок привыкает к мысли, что все лучшее должно доставаться только ему.
Потребности человека обладают одной особенностью: они не только никогда не насыщаются, но даже прогрессируют. Хорошо, что, в отличие от нашего детства, потребностям современных детей есть куда расти. И наш поумневший и повзрослевший малыш уже не удивлен и не смущен тем, что его родители годами ходят в одной паре обуви или спят на продавленном диване, ради того, чтобы он имел хороших репетиторов, современный компьютер, велосипед и ролики. Да, все это действительно нужно и важно, ребенок этого достоин – здесь спорить трудно. Годы идут, «хочу» растет вместе с человеком. Проблема не столько в самом желании иметь, сколько в желании иметь любой ценой.
Многие семьи охотно проводят свои выходные в походах по магазинам. Это такая форма семейного отдыха. Часто родители берут ребенка с собой, даже если в планах купить вещи только для мамы. Вот наглядный пример. Вся семья – мама, папа и сын-подросток – поехала на рынок купить маме новые зимние сапоги. Сначала мальчик ходил угрюмый: «Зачем только вы меня взяли?» Но, увидев павильон со спортивным снаряжением, он оживился и потянул родителей в этот магазин. Конечно же, там он обнаружил именно то, о чем, оказывается, давно мечтал – роликовые коньки. Папины возражения были пресечены сразу – мама не раздумывая встала на сторону сына, ведь спорт – это здоровье. Догадайтесь, что в итоге было приобретено: сапоги для мамы или ролики для сына?
Это важно знать!
Что же движет вами, когда вы, забывая о себе, ставите «хочу» ребенка превыше всего? Чувство вины? Безграничная любовь?
Взращивание эгоизма нельзя назвать любовью. Нелегко придется человеку, не наученному отказываться, делиться, отдавать, выросшему с убеждением, что он – центр Вселенной. Думаю, немного найдется людей, готовых себе в этом признаться.
Есть выражение: «Зрелость – это отложенное удовлетворение». И этому надо учиться .
Если вы живете по принципу «Все лучшее – детям», задумайтесь, чего вы были лишены в жизни, что сейчас через ребенка пытаетесь восполнить? Или это своеобразное искупление вины перед ребенком?
А может, вы убеждены, что сейчас вы отдаете, а в старости вам воздастся?
Уверяю вас, ни того, ни другого, ни третьего не случится. Привыкший получать никогда не сможет отдать. Купив ребенку все машинки мира, вы никогда не сможете восполнить то, что вашей машинкой в детстве был спичечный коробок – это надо принять и простить. А виноватым вам перед ребенком быть не в чем.
Итак, очень опасно ставить ребенка в центр вселенной и все лучшее, что у вас есть и будет, отдавать ему. Ребенок должен понимать, что любая «вкуснятина», любое приятное времяпрепровождение должно быть поделено со всеми поровну. Все люди имеют право на свои желания и на их удовлетворение.
Резюме:
• Почему так происходит? Конечно, все родители хотят быть лучшими. Однако многие хотят еще и иметь возможность манипулировать ребенком в будущем: «Я для тебя ничего не жалел, теперь – твоя очередь».
• Прогноз. Если вы – гармоничный человек, уверены в себе, радостны и счастливы, вам всегда есть чем эмоционально поделиться со своим ребенком. А игра в манипуляции еще никому и никогда пользы не приносила. Во-первых, ребенок вырастет и поступит так, как посчитает нужным, и вы просто-напросто можете не получить дивиденды от «вложений», во-вторых, манипулятор в конце концов устает и начинает злиться, что его старания никто не оценивает.
• Что делать? Даже если ваши средства вам позволяют бесконечно баловать ребенка, подумайте о том, какую медвежью услугу вы ему оказываете. Планируя покупки, оцените их с точки зрения необходимости, посильности для вашего бюджета, ваших возможностей. Ограничения просто необходимы ребенку, они помогают вырабатывать самоконтроль, умение слышать «надо» и «нельзя». В будущем это поможет ему избежать разочарования и подавленности и сохранить позитивное, принимающее отношение к миру.
Вы не должны жертвовать ради ребенка ни здоровьем, ни работой, ни карьерой, ни общением, ни своими увлечениями.
Недопустимо жертвовать ради ребенка и «по мелочам»: покупками, любимой передачей, временем для ухода за собой. Все хорошо в меру, но нельзя отказывать себе в горстке ягод или стакане сока, аргументируя тем, что витамины больше нужны ребенку. Если семейный бюджет не позволяет покупать всего помногу, то стоит разделить деликатесы на всех членов семьи. В этом случае ребенку достанется, конечно, меньше, но взамен он приобретет нечто более важное – умение делиться и ценить удовольствие от маленькой семейной радости.
Всякий раз, когда вы что-то делаете для ребенка, подумайте, а чего хочется вам? У взрослых тоже есть свои потребности. И почему вы решили, что очередная игрушка для ребенка важнее, чем новые колготки для мамы или журнал для папы? Если вы с легкостью тратите деньги на ребенка и долго не можете решиться на самую незначительную покупку для себя, значит, стоит задуматься и изменить свое поведение, пока еще ваш ребенок не превратился в требующего эгоиста.
Делите лучшее поровну. Вы имеете на это право.
Мама всегда с тобой поиграет!
Наступило то время, когда молодая мама после рождения ребенка может не спешить с выходом на работу или полностью посвятить себя дому, уходу за детьми. Сейчас взрослые вольны делать этот выбор. Как здорово, когда мама рядом с ребенком. У них больше времени для общения, для совместных занятий. Обычно такие мамы эмоционально и физически стараются как можно больше дать ребенку своей любви, ласки, своего времени, сил. Именно такие мамы перечитали гору литературы по воспитанию детей, по уходу за ними. Они подбирают «правильные» игрушки, нужные развивающие книжки.
Проблема возникает незаметно и неожиданно.
Однажды ко мне на беседу пришла подобная мамочка. Безумная любовь к малышу и материальные возможности значительно облегчали ее труд. Няня и домработница давали ей возможность общаться с сыном, вместо домашних дел, стирки и другой бытовой всячины. Первый год жизни младенца прошел как в сказке: ребенок, чувствуя постоянно внимание и заботу матери, редко плакал, совсем не болел, был жизнерадостным и активным. Мальчик подрастал и требовал все больше и больше внимания, и не только маминого. Папа, приходя с работы, сразу подключался к общению с ребенком, к игре с ним.
Понять, что что-то не так, помог случай. Няня неожиданно уехала на несколько дней, и мама осталась с двухгодовалым сыном один на один. «Я не знаю, что мне делать, – вздыхает она, – я отошла убрать посуду после обеда, а он ни минуты не готов остаться один, подходит и начинает тянуть меня к игрушкам». – «А вы?» – «А что я? Я все бросаю и иду за ним. Потом делаю несколько попыток помыть тарелки, но в итоге мне это удается сделать, лишь когда он уснул. И так уже несколько дней. Я совсем измотана, без сил. А о том, чтобы сесть, полистать журнал, заняться моим любимым вышиванием, и речи быть не может. Я все время с ним. И я делаю то, что он просит. Я так устала!» – «Почему же вы не настоите на необходимом вам времени? Не установите часы, которые вы проводите с ребенком вместе и когда каждый из вас занят своими “играми”?» – «Мне его так жалко! Он же маленький! Он плакать станет. Я за эти два года старалась, чтобы он не проронил ни одной лишней слезинки». – «И это пока ему лишь два года! Что же вы будете делать, когда ему будет 3, 5, 7 лет?» – «Ну, он же подрастет и научится играть сам и быть один!» – «Каким образом он будет это делать, если его этому не научили?»
Для приобретения ребенком навыка самостоятельно себя развлекать необходим упорный родительский труд. Невозможно уметь в будущем то, что ты никогда не делал и не делаешь в настоящем.
Обычно этому навыку обучают с очень раннего возраста, когда ребенок только начинает бодрствовать в перерывах между сном. Это еще совсем маленькие промежутки времени, и новоиспеченная мама летит к кроватке младенца, даже если он об этом ее не просит. Проснулся, не плачет, а она уже тут как тут. Врачи обычно рекомендуют подходить не сразу, чтобы ребенок видел не только лицо матери. Ему специально вешают погремушки, до которых он мог бы дотянуться, тем самым показывая, что мир может существовать и без маминых влюбленных глаз и он тоже добрый.
Но бывает, что детки спят беспокойно и, просыпаясь, сразу плачут. В таком случае привыкание к миру может происходить и позже. Можно положить младенца в кроватку, в манеж, когда тот спокоен, и на несколько секунд пропасть из его поля зрения, хотя бы до того момента, пока он не начнет беспокоиться по поводу вашего отсутствия. Так потихоньку он все дольше и дольше сможет оставаться наедине с самим собой.
Этот навык оказался бы очень полезным для нашей мамочки в тот момент, когда она осталась без няни. Но теперь ей придется немного сложнее. Ребенок уже успел привыкнуть к беспрекословному выполнению мамой его желаний и так просто своего не отпустит. Будут и слезы, и требования, и даже истерики. Но лучше начать сейчас, как можно раньше. Учиться водить машину в 20 лет намного легче, чем в 50, а учиться играть на пианино проще в 5, чем в 35.
Это важно знать!
Скука – одно из самых трудных состояний, приводящих к зависимостям: табачной, алкогольной, компьютерной и другим. В нашем случае прослеживается зависимость малыша от мамы, но не та, которая в этом возрасте естественна (ребенок не в состоянии себя накормить, помыть, убрать за собой), а та, которая связана с умением занимать себя. Часто такая зависимость переходит в зависимость от людей вообще.
Например, я работала с людьми, которые считали самым трудным для себя состояние одиночества в понимании быть наедине с собой. Если такой человек расставался по какой-то причине со своей девушкой или такая девушка расставалась со своим парнем, они как можно быстрее пытались найти ему (ей) замену, потому что состояние «я один» было для них просто немыслимым, не говоря уже о том, что само расставание переживалось очень тяжело. Эти люди, если есть возможность, всегда уходят «к», но не «от», и таким образом могут перетекать из одних отношений в другие, оттягивая расставание с тем, кто стал уже не нужен.
У мамы из нашего примера должны быть собственные интересы и время на их реализацию. Постепенно мама должна приучить ребенка к мысли о том, что не всегда находится в его распоряжении, не всегда доступна и свободна. Хорошо, если в момент, когда вы заняты, у вас нет на подхвате бабушки и няни, которые могли бы отвлечь вашего малыша, – так он научится занимать себя сам.
Итак, бывает, что родители заняты только собой, своими делами и им не интересно и не хочется заниматься ребенком. Однако другая крайность, когда родители только и заняты, что своим малышом, тоже не принесет ничего хорошего.
Резюме:
• Почему так происходит? Есть много причин, по которым родители будут все свое время посвящать ребенку. Это может быть уверенность в том, что иначе и быть не может. Или страх, что ребенок может почувствовать себя одиноким и ненужным. Или чувство вины, непонятно откуда взявшееся. Это может быть даже из-за привычки все время находиться рядом с младенцем, если тот, например, с первых дней своей жизни много болел, был беспокойным.
• Прогноз. Если у мамы подобные установки, ребенок будет расти требовательным, капризным, эгоистичным, не признающим, что и у других людей бывают интересы. Ребенок утвердится в том, что только его делами надо всегда заниматься, только его проблемы решать, только его потребности реализовывать.
• Что делать? Важно понять, что и у вас тоже есть свои дела и они не менее важны, чем дела ребенка. Отведите для совместной игры определенное время, а в остальное он может играть рядом, пока вы заняты своими делами. До ребенка нужно донести, что ваши занятия для вас также очень важны, как для малыша – его игры. Мягко, но уверенно отстаивайте свое время и свое пространство.
Необходимо, чтобы у ребенка было время, когда он принадлежит только себе.