Случай 1. Специфические аллергии
Когда Дарье было одиннадцать лет, ее укусила в ногу пчела. Примерно через десять минут Дарья почувствовала зуд и покалывание в горле, которое начало опухать. Вскоре ей стало трудно дышать, и родственники сразу же отвезли ее в поликлинику. Когда ее туда доставили, она уже едва могла дышать. Врач сделал ей три различные инъекции, сказав, что без срочной помощи она, вероятно, задохнулась бы. Дарья была предупреждена, что она должна держаться подальше от пчел во избежание опасного для жизни рецидива.
Десять лет спустя Дарья прошла проверку, сохранилась ли у нее аллергия на пчел. Врач сказал ей, что у нее по-прежнему сильная чувствительность. Когда Дарья узнала, что описываемый здесь метод может устранить аллергическую реакцию, она им заинтересовалась.
1. Объясните процедуру клиенту. Сделайте рефрейминг смысла аллергии.
Терапевт: «Даша, прежде всего я хочу, чтобы вы поняли, что мы будем делать и как действует эта процедура. Уже давно было известно, что аллергия – это, по существу, «ошибка» иммунной системы. Когда иммунная система действует правильно, она безошибочно распознает по-настоящему опасные вещества и реагирует на них, чтобы защитить. Таким образом ваше тело защищает вас от опасных бактерий и вирусов.
Но иногда иммунная система человека делает ошибку, воспринимая как опасную вещь какую-нибудь безобидную пищу, пыльцу, порошок или укус насекомого. Если ваша иммунная система считает опасным что-нибудь в этом роде, то вместо защиты у вас выходит аллергия. В вашем случае иммунная система сделала серьезную ошибку, которая едва не убила вас и, конечно, если произошла ошибка, то разумно ее исправить.
Процедура, которую мы применим, попросту переучит вашу иммунную систему, чтобы она правильно реагировала на пчелиные укусы. Когда ваша иммунная система научится правильно реагировать, она поймет, что пчелиный укус, хотя и неприятен, не дает оснований для беспокойства. Назначение вашей иммунной системы – защищать вас. Когда ваша иммунная система узнает, что пчелиные укусы безобидны, вы будете в большей безопасности, потому что у вас не будет этой опасной аллергической реакции. Ваша иммунная система будет тогда реагировать на укус пчелы так же, как на все безобидные вещи».
2. Вызовите частичную реакцию на аллерген. Откалибруйте физиологию. (Поскольку аллергия Дарьи угрожала ее жизни, терапевт был осторожен, вызывая аллергическую реакцию лишь в малой степени. Он внимательно наблюдал, так что мог прервать ее переживание, чтобы симптомы не слишком усилились.)
Терапевт: «Даша, прежде всего я хочу, чтобы вы вспомнили, что произошло сразу же после того, как вас укусила пчела, и чтобы вы самую чуточку пережили эти ощущения и чувства, так, чтобы я смог увидеть вашу реакцию. Для этого я попрошу вас закрыть глаза и вернуться в то время, когда вам одиннадцать лет… сразу же после укуса пчелы… и когда вы замечаете зуд и покалывание в горле… Довольно! Вы можете открыть глаза и посмотреть на меня, чувствуя, как ваше тело возвращается в нормальное состояние».
Когда Дарья вспоминала это переживание, ее физиология менялась: мышцы напряглись, лицо побледнело, дыхание стало аритмичным, пульс участился, спина сгорбилась и проявились другие симптомы стресса. Как только терапевт заметил эти изменения, он сразу же переместил Дарью опять в настоящее, прервав ее воспоминание об этом переживании. Калибруя (внимательно отслеживая и запоминая) физиологию Дарьи, терапевт сумеет распознать аллергическую реакцию, если она опять возникнет в процессе. Кроме того, он сможет увидеть при дальнейших проверках своей работы, изменилась ли аллергическая реакция.
3. Помогите клиенту найти нечто подобное аллергену, что его иммунная система воспринимает как безвредное, так что аллергическая реакция отсутствует.
Терапевт: «Даша, на следующем шаге вам надо найти что-то похожее на укус пчелы, но такое, на что ваше тело уже умеет нормально реагировать, без всяких симптомов аллергии. Что вам кажется похожим? Например, как вы реагируете на укус муравья?»
Клиентка: «Что если взять укус осы? Меня кусали осы, и до, и после укуса пчелы, и у меня никогда не было реакции, кроме боли в этом месте, покраснения и припухлости».
Терапевт: «Очень хорошо. Поскольку ваше тело умеет уже правильно реагировать на укусы осы, мы используем этот пример, чтобы переучить вашу иммунную систему».
4. Вызовите в клиенте (ассоциированное) переживание нормальной реакции на вещество, подобное аллергену. Установите якорь на эту физиологическую реакцию, чтобы ее стабилизировать. Откалибруйте физиологию.
Терапевт: «Теперь, когда вы снова закроете глаза, я прошу вас вспомнить, как вас укусила оса, и на самом деле пережить этот момент… …И когда вы ощущаете укус и переживаете это ощущение, вы понимаете, что ваша иммунная система точно знает, как правильно реагировать в этой ситуации… и пока это происходит, прошу вас как следует заметить, на что это похоже».
Когда Дарья снова переживала в памяти укус пчелы, ее физиология была очень непохожа на воспоминание об укусе пчелы; спина была прямой, дыхание ритмичным, мышцы ненапряженными, пульс правильным. Внимательно наблюдая это, терапевт установил якорь на это ресурсное состояние и физиологию, протянув руку и плотно, но не сильно приложив ее к плечу Дарьи. Поскольку этот якорь был связан с надлежащей реакцией Дарьи на укус осы, он будет использован в лечебном процессе для закрепления этой здоровой реакции.
5. Продолжая непрерывно держать якорь, чтобы помочь клиенту сохранить свое ресурсное состояние, вызовите у клиента диссоциированное представление самого себя, реагирующего надлежащим образом на вещество, подобное аллергену.
Терапевт: «Даша, я буду держать руку на вашем плече, чтобы закрепить здоровую реакцию, которую вы переживаете. Ваше тело уже знает, как реагировать на укус осы. Теперь я хочу, чтобы вы открыли глаза и представили себе, что перед вами толстый экран из непробиваемого стекла, проходящий через всю комнату от пола до потолка. Вы здесь в полной безопасности, защищенная от всего, что может случиться по ту сторону экрана…
Когда вы это себе представили, я хочу, чтобы вы увидели себя по ту сторону экрана. Посмотрите на ту Дарью, как она реагирует на укус осы, как ее иммунная система реагирует нормально и правильно…».
6. Продолжая непрерывно удерживать якорь, вызовите у клиента диссоциированное представление самого себя, надлежащим образом реагирующего на аллерген, точно так же, как он реагировал на вещество, подобное аллергену (Шаг 5). Внимательно отслеживайте физиологию клиента. Если физиология клиента подобна его физиологии в шаге 5 (надлежащая реакция), перейдите к следующему шагу. Если физиология клиента подобна его физиологии в шаге 2 (аллергическая реакция), остановитесь и начните процесс сначала.
Терапевт: «Теперь вы видите и замечаете, как Даша с той стороны естественно реагирует на укус пчелы тем же здоровым способом. Так же, как в случае укуса осы, ее иммунная система в точности знает, что делать».
Терапевт внимательно наблюдает, проверяя, что физиология Дарьи остается ресурсной – наподобие ее здоровой реакции на укус осы. Если физиология Дарьи указывает, что она снова впала в свою прежнюю аллергическую реакцию, ему придется прервать ее, вернуть к шагу 3 и начать снова…
7. Продолжая держать якорь, помогите клиенту воссоединиться с диссоциированным представлением самого себя, приняв обратно в свое тело диссоциированный образ вместе с его знанием, как надлежащим образом реагировать на аллерген.
Терапевт: «Вот так, Даша. На следующем шаге уберите стеклянный экран, чтобы вы могли дотянуться до той Даши, которую вы видите перед собой, и принять ее снова в себя… так что теперь у вас будут ее знания, как правильно реагировать на укусы пчелы…».
8. Проверьте реакцию, продолжая держать якорь. Побудите клиента отчетливо пережить в ассоциированном состоянии контакт с аллергеном. Внимательно отслеживайте физиологию, проверяя, что она подобна нормальной реакции клиента в шаге 4.
Терапевт: «И теперь, когда ваша иммунная система знает, что делать, представьте себе, что случилось бы, если бы вас прямо здесь укусила пчела… и когда вы закроете глаза и в самом деле представите себе ощущение укуса пчелы… заметьте, как реагирует ваше тело… теперь, когда ваша иммунная система знает, как правильно реагировать… таким образом, чтобы на самом деле защитить вас… и теперь, когда ваша иммунная система училась чему-то важному и хорошо научилась этому… теперь она в самом деле защищает вас…».
Когда Дарья испытывала это переживание, ее дыхание оставалось ровным, пульс правильным, спина прямой, и мышцы были расслаблены. Когда она думала об укусе пчелы, ее физиология представляла ту же нормальную реакцию, как и при мысли об укусе осы (шаг 4), а потому терапевт переходит к завершающей проверке без помощи якоря.
9. Проверьте реакцию без якоря. Начиная с шага 4, терапевт непрерывно держал якорь, чтобы помочь закреплению ресурсной реакции Дарьи. Теперь, чтобы проверить ее способность нормально реагировать без помощи, он снимает руку с ее плеча и пытается вызвать прежнюю аллергическую реакцию, как в шаге 2.
Терапевт: «Очень хорошо! А теперь, Даша, еще одна последняя проверка, для полной уверенности. Я попрошу вас перейти обратно в возраст одиннадцати лет… взяв с собой все, чему ваша иммунная система научилась как реагировать правильно… так что вы будете в безопасности… когда вы снова переживете тот укус пчелы, в одиннадцатилетнем возрасте… как это было бы… теперь…».
Когда Дарья делала это, ее физиологическая реакция совершенно изменилась по сравнению со стрессом и напряжением, какие у нее проявлялись в шаге 2. Теперь ее физиология указывала на нормальную и здоровую реакцию. После завершения процесса Дарья не была убеждена, что произошло какое-либо изменение; это представляет собой типичную реакцию. Но терапевт видел существенное изменение ее физиологии на восьмом и девятом шагах и был уверен, что процесс достиг цели. Однако, поскольку ее прежняя аллергическая реакция была столь серьезна, терапевт не рекомендовал ей проверить работу, находясь среди пчел, а предложил сделать кожную пробу. Впрочем, вскоре жизнь предоставила неожиданную проверку.
Примерно через два месяца после того, как Дарья завершила описанный процесс, она была укушена пчелой у себя дома. Она испугалась и сразу же позвонила в поликлинику, советуясь, не следует ли использовать эпинефрин из недавно купленной аптечки. Но, когда прошло двадцать минут, у нее не было аллергической реакции, а было лишь местное покраснение с припухлостью, нормальные при укусе пчелы. Хотя Дарья была очень довольна, она продолжала соблюдать предосторожность, нося с собой эпинефрин.