Первый случай – это душа, спокойная в отношении Господа своего. Второй случай – это человек, ведущий борьбу с душой своей и проявляющий терпение. В обоих случаях человека ждет счастье и успех.

Всевышний Аллах сказал о первом случае:

«О душа, обретшая покой! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!» (89:27-30).

А о втором случае Всевышний сказал:

«Поистине, твой Господь после всего этого прощает и милует тех, которые переселились после того, как были подвергнуты искушению, а затем усердствовали и проявляли терпение» (16:110).

Итак, души бывают трех видов. Бывает душа, спокойная в отношении Господа своего – это лучшая и самая чистая из душ. Бывает душа, усердствующая и проявляющая терпение. А бывает душа, введенная в искушение страстями и влечениями – это несчастная душа, удел которой – боль и муки, отдаленность от Всевышнего Аллаха и завеса (отделяющая ее от истины и преуспеяния).

См. «Игасат аль-ляхфан»

САМАЯ ПОЛЕЗНАЯ ЛЮБОВЬ

Знай, что самая полезная, самая обязательная, самая возвышенная и самая великая любовь – любовь к Тому, любить Кого сердца приучены изначально, Кого они инстинктивно обожествляют. На ней зиждутся зиждутся земля и небеса. Она естественна для творений. И она – тайна свидетельства «Ля иляха илля-Ллах», ведь поистине, Бог – это Тот, Кого сердца обожествляют посредством любви, почитания, возвеличивания, смирения перед Ним, покорности и поклонения Ему.

И нельзя поклоняться никому, кроме Него одного. А поклонение – это полнота любви вместе с полнотой подчинения и смирения. И придавать Ему сотоварищей в этом поклонении – величайшая несправедливость, которую Аллах не прощает. Всевышнего Аллаха любят за Него Самого, Его Сущность, тогда как вся остальная любовь второстепенна по сравнению с ней и следует за ней.

На обязательность любви к Всевышнему Аллаху указывали все Его Писания, призыв всех Его посланников, а также естественная изначальная природа Его рабов, разум, которым Он их наделил, и милости, которыми Он их одарил. Сердца людей по природе своей склонны любить того, кто одаривает их благами и делает им добро. А что говорить о Том, от Кого исходит все благодеяние? Ведь любая милость, приходящая к творениям, - от Него одного, и нет у Него в этом сотоварищей. Как сказал Всевышний :

«Все блага, которые вы имеете, - от Аллаха. И если вас касается беда, то вы громко зовете Его на помощь» (16:53).

На обязательность любви к Нему указывают и Его прекрасные имена и возвышенные качества, знание о которых Он дал нам, а также следствия Его действий, свидетельствующие о Его совершенстве и ни с чем не сравнимом величии.

К любви побуждают две вещи: это красота и почитание. А Всевышнему Господу присуще совершенство в этом. Поистине, Он – Прекрасен и любит прекрасное. Более того, вся красота принадлежит Ему, равно как и почитание. И никто кроме Него, не достоин того, чтобы его беззаветно любили просто ради него самого. Всевышний Аллах сказал:

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас» (3:31).

И Всевышний Аллах сказал:

«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знайщий. Поистине, ваш покровитель – Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают молитву, выплачивают закят и совершают поклоны. Если они считают Аллаха Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь приверженцы Аллаха непременно окажутся победителями» (5:54-56).

Основа покровительства – любовь. И преданности без любви не бывает. А основой вражды является ненависть. Аллах – Покровитель тех, которые уверовали, и они – Его приближенные. Они преданы Ему посредством своей любви к Нему. И Он покровительствует им посредством Своей любви к Нему, причем Он покровительствует рабу в той степени, в какой он любит Его.

Поэтому Всевышний Аллах порицает тех, которые взяли себе иных покровителей, кроме Него, в отличие от тех, кто предан Его приближенным – такой не берет их себе в покровители помимо Него. Более того, его преданность им свидетельствует о полноте его преданности Ему.

Он порицает тех, чья любовь к Нему и к сотворенному одинакова, и сообщил, что поступающий так приравнивает к Нему творения, любя их так же, как и Аллаха. Всевышний Аллах сказал:

«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали любят Аллаха сильнее» (2:165).

И Он сообщил о тех, кто приравнивает к Нему кого-то в любви, что они скажут в Огне тем, кому поклонялись помимо Аллаха: «Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров» (26:97-98).

С призывом к этому единобожию в любви Всевышний Аллах направил всех Своих посланников и ниспослал все Свои Писания. Все посланники, начиная первым и кончая последним, призывали к этому, и ради этого были созданы небеса и земля, Рай и Ад, и Рай был предназначен для исповедующих это единобожие, а Ад – для придающих Ему сотоварищей в этой любви.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поклялся: «Не уверует раб Аллаха до тех пор, пока не полюбит меня больше своих детей, родителей и всех людей» (Бухари, 15; Муслим, 44). А что говорить, когда речь идет о любви к Господу миров?

И Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах: «Нет, пока ты не полюбишь меня больше самого себя» (Бухари, 6632). То есть ты не уверуешь, пока любовь твоя не достигнет таких высот.

Если Пророка, мир ему и благословение Аллаха, мы должны любить больше, чем самих себя, то разве Всевышний Господь не заслуживает еще больше, чтобы мы любили Его больше самих себя и поклонялись Ему одному?

Все, что приходит от Него к Его верующему рабу, побуждает его любить Всевышнего – как то, что нравится ему, так и то, что ему неприятно. Он дарует и удерживает, посылает благополучие и испытания, уменьшает и увеличивает, проявляет справедливость и оказывает милость, умерщвляет и оживляет, делает добро, посылает блага, покрывает и прощает, Он выдержан и терпелив по отношению к Своему рабу, Он отвечает на его мольбы, избавляет его от напастей, помогает ему, когда он взывает к Нему о помощи, и развеивает печаль его притом, что Он совершенно не нуждается в нем и не испытывает в нем ровно никакой потребности. Все это побуждает сердца обожествлять и любить Его.

Более того, Он дает рабу Своему возможность ослушиваться Его, создавая ему все условия для этого, и покрывает его, пока тот не насытится. И пока человек ослушивается, используя для этого дарованные Им блага, Всевышний продолжает оберегать и защищать его. Это тем более побуждает нас любить Его.

Если бы человек сделал для другого хотя бы малую толику этого, тот не смог бы не полюбить его. Так как же рабу Аллаха не любить всем сердцем и всеми членами тела своего Того, Кто делает ему добро постоянно, притом, что сам он часто ведет себя по отношению к Нему неподобающе. От Него к нему спускается добро, а от него к Нему восходит зло. Он помогает ему полюбить Его, одаривая бесчисленными милостями, притом что Он не нуждается в нем. А человек постоянно дает Ему основания ненавидеть его притом, что он не способен прожить без Него, и Его благодеяние, добро и милости не удерживают его от ослушания Его, но ослушание раба и вершимое им зло не лишают его благодеяния Господа.

Какая же это низость, когда сердце отказывается любить Того, Кто столько делает для него, и при этом привязывается к кому-то другому!

К тому же всякое творение, любимое тобой и любящее тебя, желает, чтобы ты принадлежал ему, и хочет получить от тебя желаемое. А Всевышний Аллах желает, чтобы ты был для тебя. Как сказано в хадисе-кудси: «Всякий раб Мой желает заполучить тебя для себя, а Я желаю, чтобы ты был для тебя». И рабу Аллаха не стыдно, чтобы Господь его занимает такое положение по отношению к нему, а он отворачивается от Него, занятый любовью к кому-то другому…

И творения не станут иметь с тобой дело, если они не получают от тебя никакой прибыли. Они непременно желают получать хоть какую-то выгоду. А Всевышний Аллах имеет с тобой дело, чтобы ты получал прибыль – величайшую и высочайшую прибыль: с каждого дирхема – от десяти до семисот и более. А при совершении одного скверного дела только оно одно и записывается, и существует много способов стереть его.

И Всевышний Аллах создал тебя для Себя, и создал все в этом мире и в мире вечном для тебя. Так кто же больше Него заслуживает, чтобы ты любил его всем своим существом и изо всех сил старался снискать его довольство?..

К тому же все, что потребуется тебе и остальным творениям, - у Него, и Он – Наищедрейший и Самый великодушный. Он дарует рабу своему прежде , чем тот попросит о чем-то, и дает ему больше того, что он надеялся получить, и Он благодарит за малое благое дело и взращивает его, и прощает множество проступков и стирает их. К Нему обращаются с просьбами те, кто в небесах и на земле, и каждый день Он занят чем-то великим. При этом Он способен слышать всех сразу и сразу внимать одновременно всем просьбам, и не раздражает Его настойчивость взывающих к Нему. Напротив, Он любит упорство и настойчивость в мольбах, любит, когда Его просят о чем-то, и гневается, когда раб Его не просит Его ни о чем. И Он стыдится перед рабом, хотя тот не стыдится перед Ним, и Он покрывает его, когда тот не скрывает своих деяний, и Он милует его, когда сам он не проявляет милосердия к себе.

Посредством милостей Своих и благодеяния Своего Всевышний зовет раба к почету от Него и Его довольству, но он отказывается. И Он посылает к нему посланников Своих и послал с ними завет Свой, а потом и Сам снизошел в нему, сказав: «Кто станет просить Меня о чем-то, чтобы Я даровал ему это? Кто станет просить у Меня прощения, чтобы Я простил Его?» (Бухари, 6321; Муслим, 758).

Наши рекомендации