Утомление и переутомление. Критерии оценки тяжести и напряженности труда.

Замечено, что в процессе труда имеется определенная фазовость изменений, трудовой процесс можно разделить на следующие периоды:

1) Фаза врабатываемости. В этой фазе увеличивается работоспособ­ность, улучшается функциональное состояние организма, улучшаются результаты труда. Длительность - 0.5-1 час.

2) Фаза устойчивой высокой работоспособности. Функциональное со­стояние стабильно, практически близко к оптимальному. Длитель­ность - 1.5-2 часа.

3) Фаза снижения работоспособности. Снижается работоспособность, ухудшается функциональное состояние, результаты труда. Длитель­ность - 0.5-1 час

После обеденного перерыва все фазы повторяются, но имеются сле­дующие отличия:

· Период врабатываемости короче

· Вторая фаза несколько короче

· Период снижения работоспособности наступает раньше

Наступление фазы снижения работоспособности в процессе трудовой деятельности обусловлено развитием утомления.

Утомление- это снижение работоспособности, наступившее в ре­зультате предшествующего труда. Утомление возникает в результате тор­можения в двигательном центре коры головного мозга. Также определен­ную роль играет накопление кислых продуктов обмена в мышцах, нару­шение обмена веществ в сердце и мозге, гипогликемия, под влиянием которых нарушается нормальное течение нервных процессов.

Утомление (чувство усталости) является физиологическим явлением, если носит однодневный характер, т.е. уменьшается после отдыха, а на следующий день работоспособность полностью восстанавливается. Если утомление сохраняется, т.е. имеется кумулированное состояние утомле­ния, речь идет о переутомлении. Хроническое переутомление может привести к перенапряжению. Некоторые авторы считают, что переутом­ление и перенапряжение - предпатологические состояния, другие пола­гают, что переутомление - это предпатологическое состояние, а перена­пряжение - патологическое.

Профилактика переутомления:

1. Технологические меры - создание наиболее благоприятных технологи­ческих условий для уменьшения утомляемости (механизация, автома­тизация, улучшение технических характеристик аппаратуры, инстру­ментов и тд.)

2. Рационализация трудового процесса (экономичность, ритмичность, перерывы, отдых и тд.). Режим работы играет важную роль и опреде­ляется тяжестью работы: чем тяжелее работа, тем перерывы чаще и короче. В течение рабочего дня необходим большой перерыв (обеденный). Хороший эффект дает также производственная гимна­стика.

3. Рационализация санитарно-гигиенических условий.

4. Повышение квалификации (тренированности) работников. Высококвалифицированные рабочие обычно утомляются позже.

Показатели тяжести труда:

1.Энерготраты (ккал/час)

2. Мощность работы (Вт)

3. Величина статической нагрузки (кг/с)

По тяжести труда выделяют следующие категории:

1. Легкий труд - не более 150 ккал/час

2. Труд средней тяжести 2А - 150-200 ккал/час

3. Труд средней тяжести 2Б - 200-250 ккал/час

4. Тяжелый труд - больше 250 ккал/час

Понятие напряженности наиболее характерно для умственного труда. О напряженности труда судят по

1. Числу объектов, наблюдаемых одновременно

2. Длительности сосредоточенного наблюдения

3. Плотности сигналов, которые поступают в течение часа

4. Эмоциональному напряжению

Для оценки напряженности труда регистрируют физиологические па­раметры: изменение пульса, частоты дыхания, выносливости, реакции на свет и звук.

По степени напряжённости труд делят на

1. Ненапряженный

2. малона­пряженный

3. напряженный

4. очень напряженный.

Особенностью умственного труда является то, что он основан на знаниях, памяти, мышлении, волевых усилиях, не требует больших энергетических затрат, но сопровождается значительным снижением мышечной активности (гипокинезией), что может приводить к сердечно-сосудистой патологии. Умственная работа, какой бы напряженной она ни была, не сопровождается большими потерями энергии, а потому относится к легкому труду. Работники умственного труда это ученые, инженеры, техники, врачи, учителя, писатели, художники, артисты, юристы, психологи и др. В процессе умственной деятельности активизируются различные отделы коры головного мозга в которых возрастает кровоток и потребление кислорода; при увеличении степени умственного или эмоционального напряжения наблюдается учащение пульса, повышение артериального давления, возрастает интенсивность обменных процессов, увеличивается кровенаполнение сосудов мозга, но уменьшается кровенаполнение сосудов конечной и брюшной полости. При умственной работе длительная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти, приводит к усталости, утомлению. Мышечное утомление, которое возникает в процессе физической работы, является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в процессе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки, а умственная работа не сопровождается выраженными реакциями, надежно сохраняющими организм человека от перенапряжения. В этой связи наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а только вызывает перевозбуждение, которое может привести к заболеванию.

Утомление может накапливаться изо дня в день и перерасти в переутомление.

Переутомление – это патологическое состояние, болезнь, которая не исчезает после обычного отдыха, требует специального лечения.

Гигиена умственного труда – система мер, направленных на длительное сохранение высокой умственной работоспособности. Русский ученый Н.Е. Введенский отмечал, что многие люди работают малопроизводительно, быстро устают, потому что не умеют организовать свой труд. Он считал, что сохранить работоспособность и предотвратить переутомление можно, если придерживаться определенных условий: начинать любую работу надо постепенно; соблюдать последовательность и систематичность в любом виде деятельности; чередовать разные виды труда, работу и отдых.

1. Первое правило гигиены умственного труда - ритмичность работы.

2. Второе правило гигиены умственного труда – наличие достаточного количества кислорода в помещении, где Вы работаете. Для этого нужны регулярные проветривания в течение 10 минут через каждые 90 минут занятий.

3. Третье правило гигиены умственного труда - состоит в том, что из-за продолжительного сидения организм устает. В движении или стоя мыслительные процессы протекают с большей скоростью. Отсюда сделайте вывод: при любой возможности лучше заниматься стоя или прогуливаясь, а книга должна стоять перед глазами. Вспомните высокие «конторки» в старых фильмах и в музеях, за ними чиновники могли заниматься только стоя.

4. Четвертое правило гигиены умственного труда – освещенность. Лампа мощностью 40-60 ватт должна находиться на расстоянии 30 см от книги или рукописи слева. Абажур должен обязательно защищать глаза от прямого света лампочки. Рекомендуется иметь поверхность стола матовую, без бликов, лучше – зеленую.

5. Пятое правило гигиены умственного труда – регулярность питания. Питаться следует в одно и то же время, желательно с перерывами не больше 4 часов.Ужин легкий (молочные продукты, овощи) не позже, чем за 2 часа до сна.

6. Шестое правило гигиены умственного труда – необходимость полноценного сна (7,5 – 8 часов в сутки).

Наши рекомендации