Возрастные особенности синапсов и нервных волокон
1. Проклассифицируйте нейроны по функциональному назначению. Каково функциональное назначение мотонейронов и каковы последствия их повреждения?
Нейроны делятся на три группы: афферентные (чувствительные), воспринимающие информацию о внешней или внутренней среде и передающие ее в ЦНС; эфферентные (двигательные, или мотонейроны), передающие информацию из ЦНС к органам-эффекторам и вставочные, обеспечивающие связь между афферентными и эфферентными нейронами. Мотонейроны – специализированные нейроны, которые передают двигательную информацию. В результате их повреждения развиваются параличи: утрата произвольных движений, повышение или снижение мышечного тонуса, повышение сухожильных рефлексов, утрата рефлекторных движений, атрофия пораженных мышц и др.
2. Каковы особенности созревания нейронов в онтогенезе.
Число нейронов в ЦНС становится максимальным уже на 24-ой неделе внутриутробного развития и больше не увеличивается. Растут лишь тела нейронов, увеличивается длина и количество их отростков. Детские нейроны чувствительны к недостатку кислорода и действию токсинов. У детей раннего возраста нейроны обладают низкой возбудимостью и лабильностью, поэтому легко подвержены запредельному торможению. В норме они должны переходить из состояния бодрствования в сон и, наоборот, в соответствии с циркадианными ритмами.
3.Приведите основные классификации синапсов: А –по веществу, –нейромедиатору, выделяющемуся в синапсах, Б– по характеру воздействияна нервную систему.
Синапсы – контакты между нейронами. По нейромедиатору синапсы подразделяютсяна:адренэргические, холинэргические, серотонинэргические, дофаминэргические, глицинэргические и др.По характеру воздействия на нервную систему синапсы бывают возбуждающие и тормозные.
4. Опишите факторы, необходимые для созревания межнейронных синапсов.
Синапсы активно формируются с момента рождения до 3 лет. Больше синаптических контактов разовьется в том случае, если ребенок получит из внешней среды множество сенсорных стимулов (демонстрация ярких игрушек, мультфильмов, чтение сказок и др.). Обучениеребенка различным видам деятельности способствует росту и ветвлению аксонов, образованию на их окончаниях синапсов в головном мозге. Образовавшиеся новые межнейронные связи способствуют повышению возможностей мозга к запоминанию и мышлению.
5Что такое миелинизация нервных волокон? Какая часть двигательных нервных волокон миелинизируется после рождения?
Созревание нейронов сопровождается процессом миелинизации – формированием вокруг нервного волокна защитной миелиновой оболочки, способствующей точному и изолированному проведению нервного импульса. После рождения миелинизируется 75 % нервных волокон. Последствия повреждения миелиновой оболочки: замедление или блокада проведения нервных импульсов.
6. Каковы особенности проведения возбуждения по нервному волокну ребенка по сравнению с проведением возбуждения у взрослого?
У детей раннего возраста проведение возбуждения более медленное и не полностью изолированное из-за меньшего диаметра нервных волокон и неполной их миелинизации. К 10–12 годам у детей заканчивается созревание нервов и скорость проведения возбуждения по ним становится, как у взрослых. Соответственно, по мере взросления, совершенствуются и рефлекторные реакции.Физиологические свойства мякотных нервных волокон: возбудимость, проводимость и лабильность; величина потенциала покоя и потенциала действия. В процессе созревания волокон эти свойства увеличиваются.
7.К какому возрасту формируются проводящие нервные пути двигательные и чувствительные, а также ассоциативные нервные связи в коре головного мозга?
Развитие и миелинизация двигательных путей, берущих начало в коре больших полушарий заканчивается к 14 годам. Развитие чувствительных путей (спинно-мозжечковых и спинно-таламических) завершается к 7–14 годам. К 17–18 годам завершается миелинизация ассоциативных волокон, обеспечивающих связи разных долей и зон коры. Развитие проводящих двигательных и чувствительных путей способствует активному совершенствованию координации движений, вовлечению подростков в хореографию, спортивно-оздоровительную работу, укреплению физического здоровья. Благодаря развитию ассоциативных нервных связей в коре высокого уровня развития достигает нервно-психическая и познавательная деятельность.