Возрастные особенности пищеварительной системы и пищеварения

1. Какими нервными центрами координируется акт сосания ребенка? В каких отделах мозга они расположены? С какими центрами взаимодействуют?

Центрами, расположенными в продолговатом и среднем мозге при взаимодействии с центрами глотания и дыхания.

2. Как изменяется величина рН желудочного сока с возрастом? (сравните с нормой взрослого). Чему равен объем желудка у ребенка после рождения и к концу 1-го года жизни?

Кислотность желудочного сока у детей низкая, она достигает уровня кислотности взрослого лишь к 10 годам. У новорожденных она составляет около 6 у. ед, у детей раннего возраста – 3 – 4 у. ед. (у взрослого – 1,5). Объем желудка –30 мл и 300 мл, соответственно.

3. Каковы возрастные особенности органов пищеварения у детей и подростков?

Морфологически и функционально органы пищеварения ребенка недоразвиты. Отличия между органами пищеварения взрослого человека и ребенка прослеживаются до 6–9 лет. Меняются форма, размеры, этих органов, функциональная активность ферментов. Объем желудка от рождения до 1 года увеличивается в 10 раз. У детей дошкольного возраста наблюдается слабое развитие мышечного слоя желудочно-кишечного тракта и недоразвитие желез желудка, кишечника.

4. Каковы особенности пищеварения у детей?

Количество ферментов и их активность в ЖКТ у детей значительно ниже, чем у взрослых. Но на первом году жизни высока активность фермента химозина, под действием которого идет гидролиз белка молока. У взрослых в желудке он не обнаруживается. Активность протеаз и липазы желудочного сока низкая. Активность фермента пепсина, расщепляющих белки, увеличивается скачкообразно: к 3 годам, к 6 годам и в подростковом возрасте – в 12–14 лет. С возрастом активность липаз постепенно увеличивается и достигает максимума только к 9 годам. Поэтому, жиросодержащие продукты,мясо, рыбу, детям до 9 лет следует давать в отварном виде, или тушить с небольшим добавлением растительного масла. Необходимо исключить консервы, жирную, копченую, острую, жареную и соленую пищу. У детей раннего возраста низкая интенсивность полостного пищеварения в тонкой кишке, что компенсируетсябольшей интенсивностью мембранного и внутриклеточного пищеварения.Низкая концентрация соляной кислоты обусловливает слабые бактерицидные свойства желудочного сока у детей, в связи с чем, у них нередки расстройства пищеварения.

5. Каково физиологическое значение микрофлоры кишечника у ребенка?

1) Является фактором защиты от патогенных кишечных микроорганизмов; 2) обладает способностью синтезировать витамины (В2, В6, В12, К, пантотеновая и фолиевая кислоты); 3) участвует в расщеплении растительной клетчатки.

6. Почему необходимо включать в рацион детей фрукты и овощи?

Овощные и фруктовые соки вводят с 3–4 месяцев жизни. Фрукты и овощи являются важнейшими источниками витаминов А, С и Р, органических кислот, минеральных солей (в том числе важных для роста костей ионов кальция), различных микроэлементов, пектина, а также растительной клетчатки (капуста, свекла, морковь и др.), которая активирует функцию кишечника.

7. Когда начинается прорезывание молочных зубов? Когда прорезываются у ребенка постоянные зубы? Когда заканчивается этот процесс?

С 6 месяцев начинается прорезывание молочных зубов. В возрасте 2–2,5 года ребенок имеет уже все 20 молочных зубов и может употреблять более твердую пищу.В последующие периоды жизни молочные зубы постепенно замещаются на постоянные. Первые постоянные зубы начинают появляться с 5 – 6 лет; заканчивается этот процесс появлением зубов мудрости в 18 – 25 лет.

8. Дайте краткую характеристику функционального состояния печени к моменту рождения ребенка. К какому возрасту завершается развитие печени?

Печень ребенка относительно велика, составляет 4% от массы тела. У взрослого –2,5%. Печень функционально незрелая, несовершенны дезинтоксикационная и внешнесекреторная функции. Развитие ее завершается к 8– 9 годам жизни.

9. Дайте краткую характеристику функционального состояния поджелудочной железы к моменту рождения ребенка. Какие изменения она претерпевает с возрастом?

Морфологически полностью сформирована. Однако внешнесекреторная функция остается еще незрелой. Несмотря на это,железа обеспечивает расщепление веществ, содержащихся в молоке. С возрастом изменяется секреторная ее функция: активность ферментов – протеаз (трипсин, химотрипсин), липаз повышается и достигает максимума к 6–9 годам.

10.Перечислите наиболее распространенные нарушения функций пищеварительной системы у детей и подростков. Чтоспособствует нарушению и сохранению функций ЖКТ?

Гастрит – воспаление слизистой оболочки желудка чаще вследствие поражения его слизистой бактериямиHelicobacterpylori и язвенная болезнь (у детей и подростков чаще двенадцатиперстной кишки). Факторами нарушений пищеварительной системы являются: скудное питание, недоброкачественная пища, нарушение режима питания, воздействие никотина, алкоголя, вредных веществ, длительный психоэмоциональный стресс.В учебно-воспитательном процессе школы должны соблюдаться нормы психогигиены, ибодеятельность органов пищеварения контролируется нервной системой и зависит от ее функционального состояния. Педагогам надо приучить детей к строгому режиму питания, поскольку в обеденное время, когда начинается интенсивное выделение желудочного сока, учащиеся должны получать горячие блюда. Поэтому учебно-воспитательный процесс строится так, чтобы не препятствовать выработке желудочного сокав определенное время на прием пищи.

11. Как проявляется голод и аппетит у детей? Какие могут быть нарушения пищевого поведенияу детей и подростков?

Голод – ощущение необходимости приема пищи, организующее соответствующим образом поведение человека. У детей проявляется в виде слабости, головокружения, дискомфорта в подложечной области и др. Регуляция чувства голода осуществляется благодаря деятельности пищевого центра, состоящего из центра голода и насыщения, располагающихся в боковых и центральных ядрах гипоталамуса. Аппетит – ощущение потребности в пище в результате активации лимбических структур мозга и коры больших полушарий. Нарушения аппетита в подростковом и юношеском возрасте могут проявлятьсячаще в виде снижения аппетита (анорексия) или режев виде его повышения (булемия). При невротической анорексии резко ограничивается потребление пищи, что может привести к нарушениям обмена веществ, анемии, заболеваниям щитовидной железы (гипотиреоз), миокардиодистрофии, патологическим изменениям аппетита, вплоть до отказа от мяса, рыбы и др.

12.Каковы основы профилактики заболеваний органов пищеварительной системы у детей?

Организация рационального питания детей является одним из обязательных условий воспитания в школе и профилактики болезней органов пищеварения. Дети пребывают в школах от 6 до 8 ч, а в группе продленного дня еще дольше. За этот период они расходуют много энергии. Поэтому в школах необходима организация питания, соответствующая возрасту и потребностям детей. Они должны быть обеспечены горячими завтраками, а дети в группах продленного дня – не только завтраками, но и обедами. Необходимо выполнение рационального режима питания. Не допустимы однообразное питание, еда всухомятку, наспех и переедание. Необходимо научить ребенка старательно пережевывать пищу, соблюдать гигиену полости рта. Детям, страдающим хроническими заболеваниями ЖКТ, избыточным весом, рекомендуются мясные паровые котлеты, рыба на пару, паровые запеканки, супы на овощных отварах, картофель отварной, овощи и фрукты. Пища детей должна содержать все нутриенты, минеральные соли, воду, витамины. Соотношение этих компонентов должно соответствовать возрасту, массе тела, а у подростков еще и полу. Дети не должны увлекаться сладостями. Пищу принимать необходимо 4 раза в день. Примерное менюшкольника представлено в таблице 13, приложение 1. Для профилактики кишечных инфекций в школе важно соблюдать гигиену санузлов, ежедневно проводить влажную уборку помещений. Школьники и дошкольники должны мыть руки с мылом, коротко стричь ногти, не пить сырую воду, не есть немытые овощи и фрукты. За этим должен следить педагог.Медицинский работник школы составляет список учеников, которым требуется диетическое питание, доводит эти сведения до педагогов, родителей и работников школьной столовой. Педагоги должны систематически контролировать питание детей, страдающих хроническими заболеваниями ЖКТ.

Наши рекомендации