Мозговой штурм «Типичные проблемы воспитания, возникающие в приемных семьях».

Цель: выявить возможные проблемы воспитания приемных детей, факторы, осложняющие их решение, определить специфические аспекты воспитания приемных детей.

Ход.

Участникам предлагается в свободной форме перечислить все возможные проблемы воспитания приемных детей, опираясь на опыт практической работы. Варианты записываются на доске или ватмане.

Обсуждение. Обсуждается, насколько данные проблемы специфичны для приемной семьи, возможно аналогичные проблемы возникают и в воспитании родных детей.

Чем обусловлена специфика проблем воспитания, возникающих в приемных семьях (закономерностями этапов развития приемной семьи, типичными страхами приемных родителей, обусловленными социальными стереотипами относительно приемного ребенка).

Какие факторы осложняют решение проблем.

Вывод. Существуют проблемы в воспитании приемных детей, обусловленные спецификой разных видов замещающих семей (опекунской, приемной и др.). Однако, большинство проблем, возникающих у приемных родителей в воспитании аналогичны проблемам, которые испытывают родители в воспитании собственных детей (проблемы послушания, взаимопонимания, нарушения поведения и др.). Одним из факторов, осложняющих решение проблем в воспитании, является негативная реакция приемных родителей, негативные эмоции, которые они испытывают в критической ситуации.

Информационный блок «Возрастные кризисы у детей»

Возрастные кризисы у детей являются неотъемлемым составляющим успешного развития ребенка. Это и вспышки гнева и капризы, ссоры с родителями и близкими. Психологи считают что не пережив кризис ребенок не сможет полноценно дальше развиваться. Психологи выделяют четыре самые основные возрастные кризисы у детей.

Обычно кризисы длятся не очень долго - несколько месяцев, а стабильные периоды намного дольше. В некоторых случаях кризис может затянуться до года и больше.

Как понять, что наступил кризис? Поведение ребенка резко меняется - бурные проявления характера, упрямства. Ребенок как бы выходит из под контроля взрослых, трудно поддается влиянию на него, те способы воспитания, которые раньше действовали, перестают вдруг работать.

У всех детей возрастные кризисы проходят по-разному. Одни резко меняются в поведении, грубы и непослушны, им присущи вспышки гнева и неспособность справиться со своими эмоциями. Другие же особо ничем не выделяются и остаются тихими и спокойными. Даже в таком случае кризисы есть, это можно заметить, сравнивая ребенка не с окружающими ровесниками, а с ним самим.

Все без исключения детки во время кризиса испытывают трудности в общении со взрослыми и такими же как они. В это время внутри них происходят изменения. Этот период так же характеризуется тем, что возникает конфликт между возрастающими потребностями ребенка и его ограниченными возможностями.

Возрастной кризис одного года

Где-то в годовалом возрасте ребенка проявляется первый кризис. К этому моменту малыш уже обычно умеет ходить, пытается сам кушать и даже пытается одеваться. Им уже кажется, что они достаточно много умеют и капризничают при чрезмерной опеке родителей, пытаясь все делать самостоятельно. Но как только остаются на некоторое время без мамы - появляется страх ее потерять. У девочек этот кризис обычно оканчивается к полутора годам, а у мальчиков к двум.

Как вести себя родителям

Когда наступает кризис родители тоже не совсем понимают, что происходит. Все методы воспитания, которые раньше действовали вдруг становятся не нужными и бездейственными.

Родителям для того, чтобы сохранить нервы и повысить свой авторитет в глазах ребенка необходимо приложить некоторые усилия. Попробуйте отказаться от запретов и вместо того, чтобы не давать малышу самому есть ложкой - перестать бояться, что малыш испачкается и показать как правильно нужно это делать. Когда малыш бегает по комнате и покоряет первую высоту, залезая на стул - поиграйте с ребенком в какую-нибудь подвижную игру, переведя ее территорию в безопасное место от углов.

Если все-таки запрет необходим, например, не лезть в розетку, к плите и т.д., то запрет должен быть безоговорочным и строгим. Объяснить конечно годовалому малышу почему нельзя непросто, но все равно объясните как сможете. Ребенок не поймет почему, но будет точно знать, что есть причина для этого.

Возрастной кризис двух лет

Этот возрастной кризис характерен тем, что ребенок начинает проверять по полной программе можно или нет. Например, разрешит ли мама разрисовать стену фломастером - нет! А если закричу, может разрешит?

Знакомо? Это ребенок исследует границы дозволенного.

Ребенок исследует эти границы довольно просто - если при каком-то определенном действии каждый раз реакция родителей одинаковая - значит это норма и по другому быть не может. Если же где-то вы изменили свою реакцию на одно и то же действие ребенка, значит все может изменится.

Как вести себя родителям

Родителям нужно определится что можно, а что нельзя. И нужно обязательно следовать своим правилам. Стоит только раз поддаться и уступить ребенку, так он будет делать так всегда, например плакать или устраивать истерику.

Возрастной кризис трех лет

Это кризис проявляется в процессе того, что ребенок начинает осознавать, что он отдельная личность со своими хочу-не хочу, начинает проявлять свою волю.

При этом можно заметить упрямство, отказ от просьб родителей, непослушание, истерики и т.д.

Как вести себя родителям

В таком возрасте истерику у ребенка легче не допустить, чем остановить. Для этого нужно уделять ребенку достаточно много внимания, действовать уговорами и объяснениями, почему так, а не иначе. В отдельных случаях стоит переключить внимание ребенка на что-нибудь другое.

Самое главное, нельзя допустить, чтобы ребенок вынудил родителей сделать так, как хочет он.

Иногда этот возрастной кризис может пройти незамеченным родителями, если он был кратковременным. Возможно вы смогли в нужный момент объяснить малышу какие-то вещи и все прошло гладко.

Возрастной кризис семи лет

Как и предшествующий кризис - этот характеризуется острым непослушанием, отказом от каких-то действий. Ребенок становится раздражительным, быстро устает, бывают вспышки гнева. В ответ на замечания спорит, пререкается, кривляется. Начало кризиса обычно происходит, когда ребенок идет в школу, меняется обстановка, появляются постоянные обязанности, к которым ребенок еще не привык. Все от него чего-то ждут и малыш не может с этим справится.

Как вести себя родителям

В этом кризисном периоде стоит особое внимание обратить на самооценку ребенка. Он очень уязвим и часто самооценка ниже, чем нужно. Ребенок думает, раз меня ругают или делают замечания, значит я нехорош. Нужно научится показывать ребенку его поступки со стороны. То есть оценивать реально сам поступок, и критиковать поступок, но не ребенка.

Если ребенка что-то беспокоит, то говорите об этом , пусть он не держит свои переживания в себе. Доверие с родителями позволит малышу быть более уверенным в себе и чувствовать вашу поддержку.

Малыш будет взрослеть и конечно скоро наступит следующий непростой период в жизни ребенка и родителей - переходной возраст. Об это подробнее в другом посте.

Наши рекомендации