Стадии алкоголизма и степени опьянения (по Г. А. Шичко)
Пьянство есть начало безбожия, ибо помрачается разум, которым познается Бог.
Святитель Василий Великий (329—378)
Дорогие соратники! Сейчас, наверное, самое время поговорить о стадиях алкоголизма и заодно решить, куда же конкретно каждого из нас завела многолетняя алкогольная гипоксия.
Решать этот вопрос на первых лекциях не имело смысла, потому что признать себя алкозависимой личностью — дело непростое. Как пошутил один наш единомышленник: «Нельзя сказать, что я много пью, я могу часами обходиться без выпивки». Да что греха таить, и сам я полтора десятка лет назад рассуждал примерно также.
Зато теперь мы с вами знаем, что внедренные в наше сознание алкогольно-табачные программы, хотя и отравили нам годы жизни, но все же не сломили наш дух. Гарантией тому является наше настойчивое стремление к овладению методом Шичко.
И не признание существования разрушающих душу и тело программ, а твердая уверенность в их уничтожении наполняет наше сознание. Уже сам факт ежедневного утверждения программы трезвости становится для нас источником вдохновения и оптимизма.
Но поскольку для победы над врагом его «надо знать в лицо», давайте посмотрим, как описывал стадии алкоголизма, степени опьяненияи как определял основные трезвеннические терминыавтор метода Геннадий Андреевич Шичко.
Стадии алкоголизма— степени тяжести алкогольного страдания, определяемые потребностью и зависимостью от этилового спирта. Физиологическими спутниками алкоголизма являются: невосприимчивость к алкоголю (толерантность), подавленность рвотного рефлекса, утрата количественного и ситуационного самоконтроля, похмельный (абстинентный) синдром, наличие палимпсестов[25], а также характер пьянства и психозы.
Первая стадия алкоголизма.Потребность слабо выражена, но по мере продолжения возлияний усиливается, алкоголик способен ее преодолеть и самостоятельно стать воз-держанником.Толерантность непрерывно поднимается и превосходит первоначальную раза в три. Отсутствует рвотная защитная реакция. Утрачивается способность произвольного прерывания выпивки. Похмельный абстинентный синдром слабо выражен и не всегда появляется. Отмечаются палимпсесты. Пьянство имеет относительно систематический характер.
Вторая стадия алкоголизма.Потребность настолько значительна, что алкоголик не способен справиться с нею. Толерантность достигает наибольшего значения и далее многие годы держится примерно на этом уровне, затем намечается ее падение. Рвотный рефлекс отсутствует. К утрате количественного контроля присоединяется утрата ситуационного. Становится выраженным похмельный абстинентный синдром. Палимпсесты сменяются забыванием все больших отрезков периода опьянения. Пьянство систематическое и запойное. Изредка появляются психозы и эпилептиформные[26] припадки.
Третья стадия алкоголизма.Потребность в спиртном ярко выражена, она вспыхивает и становится непреодолимой после приема рюмки алкоголя. Толерантность значительно снижена. Восстанавливается рвотный рефлекс. Полностью утрачивается количественный и ситуационный самоконтроль. Абстинентный синдром ярко выражен. Забывание событий периода опьянения бывает постоянное, полное и происходит даже после приема небольших доз алкоголя. Пьянство систематическое и запойное. Часто появляются психозы и выраженные эпилептиформные припадки. Быстро протекает деградация личности. Резко снижаются профессиональные навыки и трудоспособность.
Степени опьянения- уровни отравленности головного мозга алкоголем. Имеется много классификаций степеней опьянения; клиническая классификация исходит из концентрации этанола в крови, которая выражается в тысячных долях — промилле. Степени опьянения и соответствующие им концентрации алкоголя в крови: легкая — 1—2, средняя — до 4, тяжелая — до 6—7, смертельная — свыше 7 промилле.
Существует классификация, исходящая не из концентрации алкоголя в крови, а из нарушения функций отравленного алкоголем мозга. Выделено шесть степеней опьянения: дурашливость, буйность, параличность, безумность, усыпленность и наркозность. Четких границ данных степеней опьянения может и не быть. Более того, некоторые из этих проявлений опьянения могут сочетаться между собой.
Первая степень опьянения (дурашливость)— слабое опьянение, появляется после приема малой дозы этанола. Характеризуется повышенной подвижностью, болтливостью, развязностью, бахвальством, шумливостью, самонадеянностью.
Вторая степень опьянения (буйность)— опьянение, при котором отравление мозга обуславливает повышенную раздражительность, вспыльчивость, озлобленность, склонность к скандалам и дракам. Буйность не всегда проявляется в таком виде. Если пьяного никто и ничто не тревожит, он может спокойно вести себя.
Третья степень опьянения (параличность)— степень опьянения, при которой возникает и усиливается токсическое торможение мозга. Характерными признаками является усиливающееся нарушение координации двигательных актов: речи, ходьбы, работы рук. В крайнем случае паралич-но пьяный не может самостоятельно передвигаться.
Четвертая степень опьянения (безумность)— такая отравленность мозга этанолом, при котором имеет место как бы функциональный распад мозга. Утрачена тонкая согласованная мозговая деятельность, сознание подавлено, поэтому безумно пьяный не соображает, что делает и говорит, он порой бормочет всевозможные нелепости. Способность думать нарушена, в крайнем случае, полностью утрачивается. Признаки безумности наблюдаются при первых трех степенях опьянения, однако она ярко выражается лишь при четвертой, когда переходит в безумство.
Пятая степень опьянения (усыпленность)— алкогольный сон. Пьяный не утрачивает чувствительность, поэтому его можно тем или иным способом разбудить и даже заставить встать на ноги.
Шестая степень опьянения (наркозность)— алкогольный наркоз. Пьяный полностью утрачивает чувствительность и защитные рефлексы, поэтому может утонуть в ванне и в луже, захлебнуться рвотной массой, сгореть в огне, вызванном выпавшей изо рта сигаретой.
Наркотическая широта этанола мала, то есть мало отличаются дозы, приводящие к наркозу и к смерти, поэтому в части случаев наркоз переходит в смерть.
Приведенные выше классификации пагубного воздействия алкоголя на человека разработаны учеными. А вот как ярко определил суть происходящих в человеке изменений живший в X веке арабский поэт и ученый Абу-ль-Фа-радж Аль-Исфахани:
«Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина — он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи».
Будь моя воля, я бы в законодательном порядке обязал всех производителей водки, вина и пива наклеивать на свою алкогольную продукцию это изречение. И через полгода они бы все разорились или застрелились!
6.4. Некоторые трезвеннические термины, разработанные Г. А. Шичко и используемые при изучении его метода
Опьянение — добровольное сумасшествие.
Аристотель (384—322 до н. э.)
В изучаемом курсе мы постоянно оперируем присущими ему терминами. Разработаны они Г. А. Шичко [64], и некоторые из них требуют пояснений.
Трезвенник— человек, не имеющий питейной запрограммированности и совершенно не употребляющий спиртное.
Пьяница- проалкогольно (питейно) запрограммированный человек, имеющий привычку к регулярному употреблению спиртного и поглощающий его. Так называемые умеренно пьющие, на самом деле, являются пьяницами.
Алкоголик- проалкогольно (питейно) запрограммированный человек, испытывающий потребность в регулярном употреблении спиртного и поглощающий его.
Воздержанник— питейно запрограммированный человек, но в силу тех или иных причин не пьющий.
Абсурдист— носитель и пропагандист различных глупостей.
Алкогольный абсурдист— носитель и пропагандист ложных сведений об алкогольных изделиях и последствиях их употребления.
Дезалкоголизмия— процесс превращения алкоголика в трезвенника путем замены в сознании человека программы потребления алкоголя на программу сознательного его неприятия.
Культурное употребление спиртного. Умеренное питье— нелепые словосочетания. Поглощение любого вредного для здоровья или испорченного продукта, тем более яда и наркотика — признак бескультурья. Термин «культура», как и«умеренность», не может сочетаться со словами, обозначающими отрицательное, вредное. Так, не может быть как умеренного взяточничества или культурного воровства, так и умеренного курения или культурного алкоголепития.
Проалкогольная (питейная) запрограммированность— изуродованность сознания ложными проалкогольными сведениями, вынуждающая человека, вопреки инстинкту самосохранения, поглощать алкогольную отраву. Включает в себя настроенность (установку) на употребление спиртного и развернутую программу положительного отношения к нему.
Гортоновика— (лат. hortatio — различные виды речевых воздействий, novo — обновлять, изобретать) — новая наука, изучающая возможности благотворного влияния на человека целенаправленной речью.
Так что, изучая эту книгу, постигая, в данном случае, письменную речь, мы проходим курс гортоновической дезалкоголизмии. Икогда бывшие собутыльники, по старой памяти, будут приставать к вам с предложением «выпить», вы им скажите, какой курс наук освоили. И пока они будут размышлять, что же это такое, вы уже будете от них за пару кварталов.
6.5. «За что я уважал алкоголь и табак...»
В чарке тоска ищет облегчения, малодушие — храбрости, нерешительность — уверенности, печаль — радости, а находят лишь гибель.
Бенджамин Джонсон (1572—1637), английский драматург и поэт
Дорогие мои друзья! Вот мы и заканчиваем вторую треть нашего курса и завтра перейдем к третьей, заключительной части. Наше продвижение к трезвости мы вновь увековечим литературным трудом — сегодня и завтра напишем по сочинению. Дневники в эти дни писать не нужно.
Тема сегодняшнего сочинения: «За что я уважал алкоголь и табак, что «хорошего» дали мне эти яды, и почему я решил от них отказаться?» «О чем же писать в этом сочинении? Да и тема уж больнонеобычная. Взять хотя бы слово «уважал». Оно хоть и заключено в кавычки, но все же режет слух. Да и не уважал я алкоголь никогда. Просто казалосьмне раньше, что есть от него какая-то польза: веселье дарит, горе притупляет, но это раньше...»
Вот так дословно начинается сочинение одного нашего соратника. А слова в нем подчеркнуты мною, дабы обратить на них ваше внимание. Смотрите, пошел всего шестой день наших занятий, а уже режет слух автору сочинения сочетание слов «алкоголь» и «уважал».
А ведь еще недавно многие соратники слушали, а то и говорили, открывая бутылку отравы, примерно так: «Ты меня уважаешь? Я тебя уважаю. Оба мы уважаемые люди». К счастью, все это в прошлом. Так и должно быть.
Однако, где-то подспудно, в глубине души существует протест — не хочется вспоминать совсем недавнее прошлое. Не хочется, потому что это больно вспоминать.А вот совсем недавно было больно так жить.Ведь не будь больно, не взяли бы вы в руки эту книгу или не пришли бы ко мне на лекции.
Так вот, боль боли — рознь. Совсем недавно болела душа, потому что ее мучила совесть. Совесть — это от Бога. А вот сейчас больно вспоминать, хочется забыть бесцельно потраченное время. Так вот эта больот кого, от Бога? Нет, от Его противника.
Мы обязаны помнить недавнюю боль, да и не только свою, ведь не одна наша душа страдала, переживали за нас наши близкие и родные нам люди. С годами боль утихнет, но мы никогда не должны забывать, почему она существовала, откуда она бралась.
Дорогие мои читатели, все, о чем я пишу вам, пережито мною. К сожалению, я не могу привести вам свои сочинения тех времен, они не сохранились, зато остались целы два стихотворения.
Первое написано незадолго до прихода на курсы к Юрию Александровичу Ливину в только что созданный им клуб «Оптималист». Привожу его, чтобы показать, что творчество, а именно оно требуется от вас сейчас, всегда подразумевает победу одной половины нашего Я над другой.Победу той части нашего естества, где властвует совесть, над той половиной, где затаился грех.
Муки творчества, муки любви, — Звуки рыдают, ты их позови: Ширь океана, просторы земли, Слезы Господни, улыбки твои.
Хмурое утро и звездная ночь; Когда-то смеялся, больше невмочь. Мне бы увидеть юности цвет, Но позабыты любовь и рассвет.
Мне бы промчаться птицей во сне. Мне бы алмазом явиться к тебе. Мне бы украсить родное чело, И позабыть то, что было давно.
Ширь океана, просторы земли, Мне вас не увидеть — вы не мои. Только забытый мною рассвет Совесть пробудит, а может, и нет.
Второе стихотворение написано уже в «Оптималисте». У меня тогда, как и у вас сейчас, возникло твердое, осмысленное желание жить новой, трезвой жизнью. А вот молить Бога о помощи в делах должны мы все и всегда.
Рюмка, последняя рюмка, Когда же ты будешь моей, Иль успокоится сердце В сени родных тополей.
Иль успокоится совесть, Или любовь пропадет, Иль материнская горесть В последний проводит полет. Или разбуженный громом, Или сраженный грозой, Или наказанный Богом, Или спасенный Тобой.
Иль наберусь я терпенья, Или охватит азарт, Нет для меня повторенья, Нет мне дороги назад.
Сочинения мы пишем в дополнение к дневникам, потому что в них мы учимся неформально отвечать себена важнейшие вопросы: «почему это случилось?», «к чему привело?» и «что я сделаю, чтобы это не повторилось?» Верные ответы на эти вопросы — залог успеха в нашем стремлении к трезвой и бездымной жизни.
Ниже я привожу сочинения нашей соратницы, успешно прошедшей курс в этом году. В нем она ответила на некоторые из приведенных вопросов. Успеха вам в вашем труде!
«За что я уважала алкоголь и табак?