Где двое и трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).
К сожалению, формат книги не позволяет нам пространно размышлять о тайнах мироздания[18], но вот помнить о том, что, убивая себя табаком и алкоголем, мы совершаем надругательство над образом и подобием Господа, необходимо. Как и необходимо постоянно трудиться для того, чтобы очистить себя от скверны пьянства и табакокурения.
Необходимо также знать и всегда помнить, что очищение начинается с покаяния, которое мы начинаем в сердце своем и завершаем в Церкви, где собираемся мы и двое, и трое во имя Божие, и тогда всемилостивый Господь встает среди нас.
Мы можем представить себе двоих, как кающегося грешника и священника, которому человек исповедует свой грех. И хотя священник — тоже человек, он наделен от Господа правом прощать грехи. Самым первым в истории священникам — апостолам — Господь сказал: «Что вы свяжете на земле, будет связано на небе; и что разрешите на земле, будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18).
Отметим для себя, что слово, как элемент второй сигнальной системы, является здесь словом покаяния и сигналом к Господу о том, что человек принимает решение изменить свою жизнь. Господь всегда воспринимает искренний сигнал, искреннюю просьбу о прощении, и всегда отвечает на него согласием. Такова любовь к нам нашего Создателя.
В то же время, с двух, как и с трех, начинается великое множество людей, вне конкретного времени и пространства, объединенных верою в Господа и воспринявших Его животворящее Слово.
Обретя Бога в своей душе, люди черпают в Нем великие душевные и физические силы. Бетховен пишет Лунную сонату, Рафаэль создает Сикстинскую мадонну, а монахиня Тереза Ньюман целых 35 лет с 1922 по 1957 год не вкушает пищи.
Боярин Пересвет, став монахом Троице-Сергиева монастыря, побеждает на Куликовом поле великана Челубея. А простой сержант Иван Дмитриевич Павлов, найдя в развалинах Сталинградского дома Евангелие, преображается духовно и, многократно победив смерть, становится после войны иеромонахом Кириллом — духовником всей братии Троице-Сергиевой Лавры. Ему исповедуются патриархи Алексий и Пимен. В наши дни герой Сталинградской битвы архимандрит Кирилл — духовник Патриарха Алексия И.
Все эти люди смогли раздвинуть скромные физиологические рамки своего человеческого естества, смогли развить свой духовный потенциал благодаря молитвенному соединению с Господом.
Ну, а что же происходит, когда двое или трое соединены вместе незримой связью, как венчанные супруги или мать со своими детьми, а вот Господа нет рядом с ними? Нет, потому что Его место занял грех, например, грех пьянства. Здесь, как и везде в отношениях между близкими людьми, вступает в действие закон сообщающихся сосудов.Духовная энергетика близких людей составляет единое целое. Повышает свой духовный потенциал, скажем, принятием Святых таинств один из членов семьи, поднимается он и у всех остальных, а общий уровень выравнивается. Вспомните рисунок из учебника физики. Кому из нас не приходилось видеть, как материнская ласка, энергия материнской любви передается ребенку. Как поднимает она настроение, улучшает самочувствие, снимает боль, прогоняет болезнь. У любящей матери много сил, и передав часть из них маленькому ребенку, мать и не ощущает их убытка. Зато их прилив хорошо ощущает малыш. Это положительный пример.
А вот пример отрицательный. Посмотрите, как неприглядно выглядит ребенок у пьющей матери. Как ужасно выглядят дети в семьях, где пьют родители. Восстанавливая растраченные в грехе духовные силы, пьющие родители черпают их у беззащитного ребенка. Можно с полным основанием говорить, что такие родители являются энергетическими вампирами для своих детей. Как, впрочем, и пьющие взрослые дети для своих состарившихся и теряющих силы родителей. Сделаем же для себя соответствующие выводы.
Мы коснулись сейчас духовных отношений между Господом и людьми и людей друг с другом, потому что эти отношения в своей сути тоже являются сигнальными системами. У этих систем нет номеров и официальных названий, но они также отражают окружающую нас действительность в форме ощущений и восприятий.
И хотя эти отношения недоступны для изучения аппаратными средствами, но они зримы духовным оком. Обретая трезвость, учась молитвенному общению, человек совершенствует свое духовное зрение, свою духовную сигнальную систему.
Слово, как творческое начало, как образ Бога в человеке,переходит и в духовную сигнальную систему. При этом оно утрачивает письменную или звуковую форму, превращаясь в движение духа. На всех языках мира люди говорят об этом движении духа, связывая его с сердцем. «Доброе сердце, любящее сердце» — говорим мы о близких людях.
И действительно, известно множество случаев, когда любящее материнское сердце за тысячи километров улавливало беду, постигшую сына или дочь. Точно также исполненные любви молодожены чувствуют сердцем друг друга без всяких слов. Впрочем, знают об этом не только молодожены, но и семейные пары, прожившие долгую, зачастую полную испытаний жизнь. И, наконец, призывая человека к молитве, мы говорим: «Обратись к Богу всем своим сердцем».
Будем же и мы, дорогие соратники, прося помощи у Бога в преодолении зависимостей, отравляющих нашу жизнь, произносить слова молитвы, вкладывая в них всю свою душу, все свое сердце.
В конце лекций мы поговорим о феномене движения духа. Сейчас же для нас главное понять, что духовной сигнальной системой человек владеет с рождения и до самой смерти, совершенствует или разрушает ее в течение жизни, и что эта сигнальная система не мыслима без такого явления, как вера. Изучая метод Шичко, мы будем не раз обращаться к понятиям «слово» и «вера», поэтому дальнейший материал лекции целесообразно посвятить как раз этим аспектам нашего бытия.