Ваш первый шаг и первая победа
Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого.
Всем нам приходилось слышать, что первый шаг — самый трудный. Трудный, потому что на этот шаг надо решиться. Мы не будем сейчас говорить о принятии тех или иных будничных решений, не их анализу посвящена эта книга. Будем говорить о шагах, способных изменить нашу жизнь. Решение освободится от алкогольно-табачной зависимости, безусловно, таким судьбоносным шагом и является.
Трудность же в принятии судьбоносных решений обусловлена вечным конфликтом несовершенной человеческой природы и мощнейшим потенциалом имеющейся у нас свободы воли и ответственности.
Свобода воли и ответственность заложены в нас Создателем и делают возможным наше творчество, что невыносимо противнику Божиему. Невыносимо, потому что сатана, отвернувшись от Бога, навсегда утратил как свободу воли, так и связанную с ней ответственность перед Богом и поэтому стал способен только на разрушение. Вот он и пытается мстить Господу, разрушая Его творение, вовлекая нас в зависимость от табака и алкоголя, губя наше здоровье и саму жизнь.
Мне думается, что понимание того факта, что алкоголь, табак и другие наркотики — не просто какие-то материальные субстанции, а, прежде всего, оружие в руках дьявола, поможет человеку навсегда отринуть их от себя.
Понимание же того, что каждый из нас — не просто житель планеты Земля, а любимый воин Господа, созданный по образу и подобию Его, наполнит нас уверенностью в победе над той или иной зависимостью.
Следует, однако, помнить, что потенциал любви Создателя к Своему созданию, помощь человеку в его борьбе с извечным врагом, не реализуется Господом насильно, а только с участием свободной воли человека. При этом свобода воли останется пустым звуком без приложения человеком собственного труда.
Иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, профессор, приводит слова бывшего наркозависимого, пациента руководимого им Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Чтобы избавиться от зависимости, надо сделать к Богу пять шагов. Но человеку важно сделать один шаг, остальные четыре сделает Бог к человеку» [9].
И далее о. Анатолий пишет: «Это удивительно верно. Господь пришел не праведников спасти, но грешников, и первый, кто оказался с Богом в раю — разбойник, то есть великий грешник. Но и он оказался с Богом в раю потому, что первым сделал шаг к Нему и признал себя грешником, то есть покаялся. Давайте вспомним евангельскую историю про разбойника благоразумного. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 39-43) [10].
У каждого из нас есть свой первый шаг к Богу, не похожий на шаги другого легкостью или трудностью, малостью или величием. Но во всех подобных шагах есть общее — они направлены в одну сторону, к нашему Создателю. Вот этот шаг, дорогой мой соратник, и есть самый трудный. Называется этот шаг покаянием. Покаяние трудно, пока оно не принесено Господу. Трудно, потому что между человеком и Спасителем стоит враг рода человеческого. Но человек способен сделать шаг к Богу, осудить свой грех и принести покаяние.И вот когда покаяние принесено, жизнь наполняется радостью, ведь уже ничто не разделяет человека и его Спасителя. Не разделяет, потому что принесенное покаяние есть, прежде всего, измененное, очищенное сознание!И прекрасно сказано в Евангелии: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Дорогие мои соратники, мне хочется, чтобы вы помнили, что искушение — оружие в руках дьявола, покаяние — оружие в руках воинов Господних. И поскольку вся наша земная жизнь по своей сути борьба, вы должны не только не выпускать оружие из рук, но и постоянно совершенствовать его.
Совершенствоваться в духовной жизни вам поможет священник, который разделит с вами этот нелегкий труд. Такой священник будет вашим духовником.Помолитесь Господу, чтобы Он послал вам такого священника. Помолитесь, и вы найдете его!
Как работать над книгой?
Если простираешь руку к работе, то пусть язык поет, а ум молится.
Преподобный Нил Синайский (умер ок. 450)
Вопрос далеко не праздный, и вот почему. Как я уже писал, эта книга по своей сути - учебник.И ее прочтение - это освоение курса лекций «Избавление от табачной и алкогольной зависимости по методу Г. А. Шичко». Этот курс, с тем или иным, иногда существенно отличающимся наполнением, читается четверть века многими преподавателями по всей России от Владивостока до Калининграда. Читается он и за пределами нашего Отечества.
В основу книги легли многочисленные материалы из лекций, читавшихся проф. Ю. А. Ливиным — председателем Общероссийской общественной организации «Объединение Оптималист» в 1990—2006 годах.
У слушателя курсов перед читателем есть некоторое преимущество. Слушатель может задавать преподавателю вопросы, и, самое главное, преподаватель ежедневно контролирует усвояемость курса. Контролирует путем чтения и корректировки дневников, которые весь курс пишут слушатели. Все это облегчает работу учащегося.
Писать эти дневники необходимо и вам. Контроль над правильностью их написания тоже будет лежать на вас. Как это делать, подробно описано во второй лекции.
Ежедневное написание дневников и самоутверждения, решимость оставить табак и алкоголь является обязательным условием успеха в освобождении от табачной и алкогольной зависимости.
Собственноручно написанное учащимся слово — основной прием метода Шичко при формировании новой поведенческой программы[5].Основной, но, естественно, не единственный.
Другой прием метода - создание информационной доминанты[6].Здесь возможности напечатанного слова по крайней мере не уступают возможностям слова услышанного. Кроме того, книгу можно перечитать.
Преимущество читателя перед слушателем в том, что освоение книги не привязано однозначно к месту и времени. Вы можете читать ее в городе, деревне, в лесу, на даче. Вы можете читать ее утром, днем или вечером.
Но вы должны читать, а, правильнее, изучать ее, без существенных перерывов, желательно ежедневно,желательно в заранее выбранное время.Почему это так? Потому, что прочитанная вами книга, полученная вами информация должны создавать в вашем сознании цельную установкуна трезвость.
Поэтому, на период изучения курса вам необходимо отказаться от театра, кино и ТВ. Постарайтесь всячески избегать ненужных встреч. Сосредоточьтесь на изучаемом.
Чтобы избежать влияния непредсказуемых факторов на процесс обучения, рассмотрите возможность взять на работе несколько дней отпуска. Это оградит вашу формируемую программу здорового образа жизни от нечаянных или сознательных провокаций.
Это очень важно! За девять дней в вашем сознании произойдут серьезные изменения, и вы лишь улыбнетесь на предложение «отравить себя за компанию», но хотя бы первые три-четыре дня не создавайте себе лишних трудностей. Решение избавиться от табачной или алкогольной зависимости является для вас судьбоносным, и осознание важности этого факта определит ваш успех в освоении материала.Если по каким-либо причинам произошел длительный перерыв в изучении курса — начните его сначала.
Внимательно прочтите этот материал. Если хотите, это «инструкция по применению». Вам ведь не придет в голову, прочитав инструкцию по применению того или иного лекарства, поступить ей вопреки. Вы понимаете, что кроме вреда это ничего не принесет.
Если желаете, можно представить себе, что вы купили стиральную машину. В инструкции к ней сказано, что, засыпав порошок, надо налить воду, а вы, почему-либо, не обратили на это внимание или сочли подобную «мелочь» неважной. Что получится? Или стирая что-либо в той же машине, решили самостоятельно сократить число полосканий с трех до одного. Будет толк?
Так и здесь, пунктуальность в изучении метода гарантирует вам избавление от табачной и алкогольной зависимости. Наоборот, небрежность создаст конфликт между имеющейся у вас установкой на отравление себя табаком и алкоголем и установкой, формируемой в вашем сознании на неприятие табака и алкоголя. Не усложняйте себе жизнь. Будьте пунктуальны.
Хочу еще раз подчеркнуть, что собственноручно написанное слово— важнейший прием изучаемого вами метода.Почему это так, давайте разберем подробнее.
Начнем с того, что когда мы думаем, ну, например, о каком-нибудь человеке, мы мысленно представляем себе его образ. И этот образ всегда в движении. Он либо движется, либо вспыхивает, либо угасает, но в любом случае он нестабилен. Думать о неподвижном образе невозможно, мысль — это движение.
При этом мышление сопровождается скрытой двигательной активностью. На этом, кстати, основан эстрадный способ угадывания мыслей. Фокусник предлагает зрителю начертить в своем сознании геометрическую фигуру или цифру. И человек, сосредоточившись на задуманном, начинает, незаметно для себя, но ощутимо для фокусника выводить образ задуманного своей собственной рукой. Рукой, за которую и держится этот фокусник, улавливающий движение мышц. Но, как мы знаем еще со школы, для того, чтобы мышцы тела совершили движение, к ним должен быть приложен электрический потенциал. Этот потенциал возникает в мозге и передается от него к мышцам кисти.
А теперь представьте себе обратное действие. Слепой человек считывает с листа бумаги информацию, зафиксированную в виде пупырышек. Возникающий потенциал передается в мозг, преобразуется в образы, которые слепой человек может прочесть, причем довольно бегло. На этом, как известно, и основана азбука Луиса Брайля.
В свете сказанного становится понятным, что, избавляясь от пристрастия к алкоголю и табаку по методу, основой которого является собственноручно написанное слово, надо не просто ручкой по бумаге махать, а научиться создавать возможно более эффектные образы, с возможно большим значением потенциала. Необходимо также отметить, что потенциал при создании образов возникает не только в пальцах, но и на языке. И, наоборот, при произнесении тех или иных слов их потенциал передается в мозг и откладывается в виде образа.
Расскажите кому-нибудь, как вы себя отвратительно чувствуете, и ваше давление и пульс действительно изменятся в худшую сторону. Или, чувствуя недомогание, сделайте все наоборот, скажите, как прекрасно себя чувствуете — результат не замедлит сказаться. Это принцип аутогенной тренировки.
И еще важно знать, что когда мы пишем текст, мы мысленно проговариваем написанное. Другими словами, импульсы от руки и от языка в нашем мозге дублируются. Эффективность от написанного текста, как вы понимаете, повышается. Все, кому приходилось писать конспекты или шпаргалки, обращали на это внимание.
И здесь необходимо иметь в виду еще одно важное обстоятельство. Наш мозг состоит из двух полушарий. Принято считать, что у большинства людей правое полушарие тяготеет к переживаниям, чувствам. Именно правым полушарием осознаем мы всю неприглядность пьянства и курения.
Левое полушарие отвечает за обобщение наших взглядов и восприятий в единую систему, которая и обуславливает наши поступки.
При этом алкоголь и табак блокируют совместную работу полушарий. А ведь только при слаженной работе мозга поступки становятся плодами помыслов. Вэтом одна из причин того, почему «с пьяных глаз» не удается начать «жить по-новому» и почему мы «хотели как лучше, а получалось как всегда».
Поэтому давайте запомним, что когда мы, осваивая метод Шичко, пишем: «Мне ненавистен запах алкоголя и табака», — возникший мысленный образ преобразуется в электрический сигнал. Этот электрический сигнал поступает на наши пальцы из правого полушария,ответственного за чувства, за наболевшее, и ложится на бумагу в виде текста. А вот теперь, когда мы неоднократно напишем эти слова в виде самоутверждения,они также неоднократно поступят в виде электрического сигнала, но уже в левое полушарие мозгаи навсегда останутся там единой системой, программой отвращения к табаку и алкоголю, что и предопределит наш автоматизм по отношению к этим ядам.
Можно сказать, что своими целенаправленными действиями со словоммы деблокируем совместную работу полушарий мозга. Естественно также, что слово, написанное непосредственно перед сном, особенно после молитвенного обращения к Богу,не будет заслоняться в памяти другими словами и поступками, прочнее укрепится в нашем сознании.
Так что писать, изучая метод, вам придется много. Потребуются две ученических тетради по 48 листов в каждой. В одной (№ 1) вы будете записывать те места из книги, которые вам понравятся (будете конспектировать курс), и в обязательном порядке те места, на запоминание которых я обращу ваше внимание. Эти места в книге будут выделены полужирным шрифтом без курсива.
В другой тетради (№ 2) вы будете писать дневник, и вней же, перед сном, краткое самоутверждение. Как вы, наверняка, догадались, ваша зрительная память будет подкрепляться моторной памятью, а ваш дух, осененный молитвой, будет стремиться к Богу. Все это путь к успеху. И первое, что вы запишите, будет следующее: Все записи я делаю красивым, разборчивым почерком.А почему?
Да потому, что разборчивый почерк усиливает доверие к написанному слову. Слово, как известно, генерирует эмоции. Слово, написанное красиво, генерирует положительные эмоции. Все это ведет к успеху, а я надеюсь, что вы не забыли, зачем взяли в руки эту книгу.
Читая книгу, вы обратите внимание на регулярные повторенияряда важных положений. То, что с настойчивостью делает автор, надлежит делать и читателю. Эта книга не роман, а наставление к действию. И здесь, как нигде, актуальна пословица: «Повторенье — мать ученья». Кто-то может подумать: разве трудно за 9 дней прочитать не такой уж и большой по объему курс лекций? Или за тот же срок написать всего 9 дневников и столько же самоутверждений? И, пожалуйста - сформирована информационная доминанта, разрушена старая,сформирована новая поведенческая программа в нашем сознании. Что это такое, мы, правда, пока не совсем понимаем, или, вернее, не понимаем совсем. Ну, да неважно. Главное, автор обещает нам, что травить себя табаком и алкоголем мы позабудем, более того, нам станет это противно.
Можно ли в это поверить? Как это так, человек двадцать, тридцать, а то и сорок лет дымил, как паровоз, и не было такой алкогольной гадости, производимой государством или сделанной кустарем, которой бы он не испробовал. И вот теперь, через каких-то девять дней, этот человек говорит прошлой жизни «нет». И не просто говорит, а делает. И не просто делает, а делает с радостью. Что-то здесь не так. О чем-то здесь не сказано.
Да! Не сказано пока о главном. Не сказано о труде!
Метод Шичко однозначно говорит, что надо делать и как надо делать. Но делать это надо человеку, делать надо конкретно вам, уважаемый читатель. Посмотрите, каков этот труд — легок он или тяжел.
Вот вам задание. Возьмите лист бумаги и ответьте на 8-й и 9-й вопросы публикуемой ниже анкеты читателя. Той анкеты, которую уже заполнили три миллиона человек и которую вам надлежит заполнить полностью сегодня вечером. Через девять дней или даже раньше вам будет очень интересно перечитать написанное сегодня.
Конечно, у вас может возникнуть вопрос, зачем вообще писать анкету, если ее никто, кроме автора анкеты, читать не будет? Дело в том, что, внимательно посмотрев на суть вопросов, можно догадаться, что анкета - не что иное, как приглашение совершить увлекательное, хотя и нелегкое путешествие по тропинкам собственного сознания.
Как вы понимаете, без такого путешествия прояснение сознания — дело неблагодарное. Если мы от чего-то хотим избавиться, необходимо разобраться, как и когда мы это приобрели, что получили хорошего и чего лишились. Должен вам сказать, что искренние и развернутые ответы читателя на анкету представляют интерес именно для самого читателя. Фамилию и имя тоже следует указать полностью, этим вы отожествляете в своем сознании все вами написанное именно со своей личностью.
Ванкете нет мелочей. Приучайте себя к точности, будь то описание самочувствия или затраты времени и денег. Знаю по собственному опыту, когда пишешь откровенно и достоверно, то открываешь себя самого как бы заново. Особенно это заметно при написании дневников.
Отвечая на вопросы анкеты, обратите внимание на следующее. Вопросы переписывать не нужно. Только номер вопроса и ответ на него. Естественно, если вы не курите, достаточно просто указать на это. Но на вопросы, касающиеся вашей зависимости, надо отвечать развернуто, то есть отвечать не одним словом, а несколькими фразами.Например, в ответе на самочувствие во время запоев, не следует писать кратко — «отвратительно». Надо описать всю гамму переживаемых вами чувств. Чем длиннее будет описание, тем лучше. Чем ярче, тем полезнее. Чем противнее вспоминать, тем легче отказаться. Возникающие отрицательные эмоции разрушают нежелательные нейронные связи в вашем мозге и приводят к соответствующему изменению поведенческих установок.
Подчеркну еще раз: все, что я прошу вас делать, следует делать неукоснительно. В каждом из предыдущих действий заложен успех последующих. Может, кто-то с нетерпением ждет, что я скажу: вот с этой-то лекции, с этих слов и начнется самоутверждение вашего сознания на отказ от отравления алкоголем и табаком. Напрасно. Самоутверждение давно идет. Оно началось в тот момент, когда вы, решив изменить свою судьбу отказом от табака и алкоголя, купили эту книгу. С этого шага вы и начали свое самоутверждение. А сейчас проведите первую тренировку - напишите вразумительный ответ пока только на 8-й и 9-й вопросы анкеты.Ну, а на всю анкету полностью, как я уже говорил, вы ответите сегодня вечером, перед сном.
Анкета читателя
1. Фамилия, имя, отчество. Дата рождения.
2. Вредные привычки, от которых хотите избавиться.
3. Возраст, когда стали принимать алкогольные изделия. Как тогда относились к этому занятию? Как относитесь сейчас? Ваше отношение к пьющим людям.
4. Возраст, когда появилась привычка к алкогольным изделиям. К каким конкретно?
5. Возраст, когда появилась потребность в спиртном и в каком конкретно.
6. Самочувствие во время запоя. Подробное описание наиболее яркого запоя.
7. Употребление суррогатов (одеколон, лекарственные настойки и т. п.). Частота их приема, дозы, причины.
8. Поведение при опьянениях: а) в общественных местах, б) на работе, в) дома.
9. Попытки самостоятельно отказаться от употребления алкоголя. Причины неудач.
10. Что привело к решению отказаться от алкоголя?
11. Сколько лет курите, в каком возрасте и по каким мотивам решили закурить? Как оправдывали раньше и как оправдываете сейчас это занятие?
12. Какие реакции вызвали первые затяжки дыма? Как скоро они исчезли и появилась потребность в табачном дыме?
13. Как отразилось курение на ваших эстетических и нравственных качествах, психике, здоровье, работоспособности и самочувствии по утрам?
14. Как сказалось ваше курение на близких людях, особенно на детях?
Сколько раз пытались прекратить это вредное заня- тие? Продолжительность воздержания.
16. Что заставило возобновить курение?
17. Как близкие и дети относятся к вашему курению?
18. Почему до сих пор не смогли прекратить курение?
19. Где курите в рабочее время? Сколько это отнимает времени?
20. Сколько времени отнимает курение в сутки, месяц, год? Сколько времени потрачено на курение за всю жизнь?
21. Влияние алкоголя на частоту курения.
22. Что отрицательного получили вы от курения? Какие болезни возникли у вас, у ваших родных в связи с курением?
23. Сколько времени расходуете на приобретение табачных изделий в течение суток, месяца, года?
24. Сколько денег расходуете на табачные изделия в месяц, в год? Сколько денег израсходовали за весь курительный период?
25. Что привело к решению прекратить курение?
Дорогой друг! Вы далеко от меня, но я представляю ваш ответ на 8-й и 9-й вопросы. Представляю, потому что он типичен для человека, чье сознание искажено алкогольным и табачным ядом. Представляю, потому что и сам я, придя в 1990 году в «Оптималист», отвечал так же, как и вы.
Судите сами. Описывая свое поведение в общественных местах, на улице, на работе, дома, рассказали ли вы о безудержной рвоте в тот день, когда вы впервые напились? Где это было, дома, на улице? Вы хотите сказать, что это было давно. А разве это было один раз? Или, может, вы пространно поведали в ответе на 8-й пункт как, напившись пива, перепутали подъезд с туалетом? Или, может быть, вы в своем ответе вспомнили, как с похмелья несли всякую несуразицу перед начальником? Нет. Ваши ответы другие. В них в разном написании так и мелькают слова: «не позволяю», «стараюсь», «держу себя» и тому подобное. Может быть, там даже есть такие перлы, как «культурно пью» и «дозу знаю». Тяжело писать о себе правду. Тяжело. Ну, да исповедь никогда и не была легким делом.
Давайте взглянем теперь, каков ваш ответ на 9-й пункт анкеты читателя. Вернее, на ту его часть, где описываются причины неудач в отказе от алкоголепития и табакокурения. Не буду гадать о конкретных причинах неудач, изложенных вами, а расскажу о статистике, собранной в одном из подмосковных клубов «Оптималист» в разных группах на первом занятии. Для выяснения причин неудач в отказе от алкоголя трем сотням слушателей предлагали вот такой набор из 7 ответов.
Причиной неудач в отказе от алкоголя считаю:
1. Жену (Мужа).
2. Тещу (Свекровь).
3. Работу (Начальника).
4. Здоровье.
5. Государство.
6. Неустроенность в жизни.
7. Другую причину (укажите).
Не буду приводить процентное соотношение указанных причин, скажу лишь, что ни один из слушателей, ни один из трех сотен не указал на себя,как на причину своей неудачи.Но если причина все-таки в самом себе,а причину человек не приводит, то что же это за причина такая и как она называется?
Эта причина — овладевший человеком грех и называется он - гордыня.
Возможно, именно к вам это не имеет отношения. Посмотрите, как вы ответили на вопросы анкеты. Спросите свою совесть. На всякий случай приведу стихи бульдозериста Управления механизации № 4 Главленинградстроя Александра Захарова[7]:
С какою легкостью мы видим грех в других!
И как же редко грех творим мы сами!
Таких два взгляда у душой слепых.
А ты их поменяй местами.
Душа твоя пусть свой лишь видит грех.
И пусть вести борьбу с грехом тем станет.
Тогда ей столько дела — что чужих
Грехов ей видеть время не достанет [11].
Стихи написаны в конце XX века, а вот проза конца VI века. Принадлежит святому преподобному Иоанну Лествичнику: «Начало гордости - корень тщеславия, середина — уничижение ближнего, самохвальство в сердце, ненависть обличения. Конец гордости - отвержение Божией помощи, упование на свое тщеславие, бесовский нрав».
Пишет преподобный Иоанн Лествичник о стадиях развития гордости, а посмотрите, как сочетаются они со стадиями развития алкоголизма, да и любой другой пагубной страсти. Начинает выпивать юнец для того, чтобы показаться старше и значительнее, чем на самом деле. Тщеславие? — Оно самое, и оно же — начало хмельной дороги.
А сколь часто затуманив рассудок винными парами, случается человеку хвалиться своим «алкогольным опытом» и всякими сомнительными подвигами. Это вторая стадия алкоголизма, и ситуационный контроль здесь утерян. Вот оно, самохвальство. О горе, причиняемом на этом этапе родным, об уничижении ближних можно и не говорить.
Дальнейшее развитие порока приводит к насилию, убийству, самоубийству. Это ли не бесовский нрав?
Апофеозом развития гордости становится отвержение Божией помощи. Куда только не обращаются несчастные? К магам, колдунам, экстрасенсам. Ищут помощь в гипнозе, кодировании. Невероятно, но ищут помощь в насилии над самим собой.
Господь Бог дал человеку свободу воли. Ни зло, ни добро для человека не неизбежны. Выбор за нами. И когда мы делаем благой выбор, Господь говорит нам: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные,и Яуспокою вас» (Мф. 11, 28).
Обратите внимание, Спаситель знает о наших бременах, наших трудностях, нашем страдании, нашем горе. Он всегда готов помочь нам, но Он в Своем призыве к нам ставит на первое место, ставит условием — труд человека.
И этот труд не только, и не столько труд тела, это, прежде всего, труд души. Это не легкий труд. Да и не бывает труд, тем паче труд души, легким. Труд и трудно - слова одного корня. А вот легкий труд — лукавого обман и лени соблазн. Зато как веселится и радуется душа делам созидательным, встречам духовным, трудностям преодоленным!
Теперь напрягите свою память, отриньте гордыню и, не лукавя с самим собой, вспомните, что принесли вам хмельные разговоры и пьяные встречи? Что принесли они в жизни: ожидаемую пользу или неожиданный вред? Безрадостен ответ. А ведь сколько вами вложено сил, сколько затрачено труда. К сожалению, труда напрасного.
Но почему же так? Дело в том, что у слова «труд» есть антоним, это слово - «праздность». Праздность, как и труд, требует затраты жизненных сил. Тех самых, уже затраченных вами. Но если в труде душа созидается, крепнет, то в праздности наоборот — разрушается, гибнет.
Нетрудно догадаться, что труды и праздности в своей сути разности. Бог — Творец. Дьявол - разрушитель. Бог заповедовал человеку труд. Ибо только в труде и способен человек познать аккуратность, честность, терпение. Да и величайшую добродетель - любовь - можно ли обрести без труда?
Дьявол же не только разрушитель, он, прежде всего, обманщик. Обманом, отвращая человека от труда, он предлагает взамен праздность. В праздности и расцветает такой порок как пьянство.
Успешно работать и курить тоже никому не удавалось. Но человек в своей гордыне думает по-другому. Он полагает, что его пьяные реплики — верх остроумия, а не скудость мышления, заставленный коньячными бутылками стол приведет к прекрасным связям, а не к ужасному циррозу, наконец, дорогие сигары будут свидетельствовать о развитии бизнеса, но не рака легких.
Но почему на этих страницах я так много говорю о труде и о гордыне? О гордыне, потому что она неразрывна с алкогольно-табачной зависимостью. О труде, потому что без него гордыню не победить. Мало понять, что она у вас есть, надо понять, что искоренение гордыни — ваша первостепенная задача.
Задача эта духовная. Ваш инструмент - покаяние. Ваша дорога - в Церковь. Ваша надежда - вера в Бога. Ваша победа — милость Его.
Нельзя жить в этом мире и никому не служить. Есть Бог и есть Его противник. Вы не можете жить вне борьбы между ними. Борьбы за вашу душу. Вы должны сделать выбор: на чьей стороне будете воевать? Кому будите служить? С кем разделите вечность? Останетесь ли в пьяном болоте? Задохнетесь ли в табачном дыму? Или с верою, призвав имя Божие, приложите труд и победите свой грех, свою зависимость.
Я уверен в вашем выборе. Я уверен в вашей победе. Вдумайтесь в приведенные ниже слова Спасителя, прочувствуйте их сердцем, воспримите умом, запечатлейте в памяти и вы разделите мою уверенность, поскольку Слово Божие не бывает втуне.
Дорогие мои друзья, почти две тысячи лет назад ученики сказали Господу: «Научи нас молиться» (Лк. 11, 1), и в ответ Он дал им следующую молитву: «Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь»(Мф. 6, 9—13).
Нет часа, буквально нет минуты, чтобы в какой-нибудь точке земного шара люди не произносили ее, не повторяли те самые слова, которые когда-то произнес Сам Христос.
Нет лучшего пути к уразумению самой сущности христианской веры, как эта короткая молитва.
Нет, потому что Христос открывает всем, кто просит Его научить молиться, главное, что оставляет Он нам в дар и утешение — это возможность называть Бога Отцом.
Будем же просить нашего Отца и Бога помочь нам в нашем труде по избавлению от терзающих нас зависимостей.
Будем помнить, что любящий Отец наш Небесный никогда не оставит Своих чад.
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него(Мф. 7, 7-11).
Г.А. Шичко называл своих последователей соратниками, так как считал, и вполне справедливо, что все мы вместе боремся со страшным злом, лютующим на нашей земле - алкоголем и табаком. Все вместе вступили мы в борьбу с ним, стали соратниками; от русских слов «рать» — войско и «ратиться» — сражаться.
И приятно сознавать, что в этой борьбе ты не одинок: три миллиона человек, освоивших метод Шичко и объединившихся в общероссийское движение «Оптималист» и в «Союз борьбы за народную трезвость», — армия внушительная. Вот и мы с вами, став единомышленниками, решившими дать врагу сознательный отпор, стали соратниками.Позвольте мне вас так и называть.
Дорогие мои соратники! Скажем прямо, ваше избавление от алкогольно-табачной зависимости проходит и будет проходить в комфортных условиях. Да, я предупредил вас, что приложить усилия придется. Зато не придется испытывать насилие ни «людей в белых халатах», ни «людей с черной совестью». Вы будете писать самоутверждениедевять дней, занимаясь по книге и потом еще в течение полугода по графику. Всего получится около пятидесяти раз.
Требования к написанию самоутверждения. Их три
Abeunt studia in mores (лат.). Действие переходит в привычку.
1. Самоутверждение следует писать на том языке, на котором думаешь.
2. Самоутверждение пишется перед самым сном. Это означает, что вы должны сделать на ночь все свои дела, помолиться Богу, написать самоутверждение, лечь в кровать и уснуть. Вы будете отдыхать, а самоутверждение будет работать.
3. Самоутверждение эффективнее писать левой рукой, если вы правша. Ну, а если левша — правой рукой. Я уже говорил, что многие люди умеют одновременно и писать, и говорить, и смотреть телевизор. Но, если правше писать левой рукой, то неизбежно придется сосредоточиться на письме. На смысле того, о чем в этот момент пишешь. Насколько это эффективнее, вы уже догадываетесь. Честно говоря, делать это не просто, знаю по себе, сплошные каракули выходили. Постараться все-таки стоит. Это тот случай, когда цель оправдывает средства.
У многих людей возникает желание написать перед сном самоутверждение не раз, а два или три. Желание похвальное, но писать, как я уже говорил, надо аккуратно, старательно, что левой рукой нелегко. Так что соразмеряйте свои силы — от небрежно написанного внушения пользы мало. Итак, сегодня ваша задача заполнить перед сном анкету и написать самоутверждение. И что еще предстоит сегодня сделать — это определить для себя время занятий. Постарайтесь вдуматься, что эффективнее — переписывать заложенную в вас программу, а если .хотите — судьбу, когда свободная минута выпадет, или определить время занятий (конкретно на все девять дней вперед), а стало быть, серьезно и решительно настроиться на успех, на победу над дурными, позорными привычками.
Ежедневное самоутверждение
(пишется обязательно перед сном)
ГОСПОДИ, БЛАГОСЛОВИ!