Почему мы поступаем именно так, а не иначе?
Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все совершается по суду премудрого и всемогущего Бога.
Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867)
Представьте себе, дорогой читатель, что сейчас, когда вы изучаете эту книгу, кто-то позвонил к вам в дверь. Вы открываете ее и видите пришедших гостей. Каковы же ваши дальнейшие действия? Может быть, вы хватаете «Энциклопедию домашнего хозяйства», судорожно ищите букву «Г», открываете страницу со статьей «Гости» и... Да нет же, никакую энциклопедию вы не ищите, да и нет ее у вас дома. Скорее всего, вы с той или иной степенью интенсивности изображаете радость, предлагаете гостям раздеться, проводите их в комнату, усаживаете за стол. Потом вынимаете из холодильника что повкуснее и, в соответствии с принятым у вас дома этикетом, предлагаете теще чай, а тестю водку.
Другими словами, проделывая целый ряд привычных действий, вы выполняете заложенную в вас программу.Понятие поведенческой программы введено в 1969 году Г. А. Шичко в его труде «Вторая сигнальная система и ее физиологические механизмы». Характеризуя вводимое понятие, автор подчеркнул, что система взглядов, приводящих программу в действие, предполагает убежденность человека в своей правоте и тесно связана с настроенностью. Настроенность же характеризуется ожиданием положительного эффекта.
В приведенном примере человек выполняет «программу гостеприимства». Причем, выполняет ее с полной уверенностью в правильности своих действийи рассчитывает на получение удовольствия,как своими гостями, так и самим собой.
Таких поведенческих программ заложено в человеке великое множество. Разумно спросить: а кем заложено? Попробуем разобраться в этом чуть позже. Сейчас же посмотрим, чего можно достичь с помощью поведенческих программ, рассчитанных на получение удовольствия.
Сначала зададимся вопросом: можно ли убедить человека положить голову на рельсы? Нет, не просто на рельсы, а положить голову на рельсы перед проходящим поездом. При этом еще и внушить ему, что он получает удовольствие. Думаете, это невозможно?
А вот представьте себе такую картину. Выходите вы из дому и видите огромный рекламный щит, а на нем несущийся в сиянии огней локомотив и обнаженную блондин- ку, грациозно склонившую свою голову под колеса. Надпись призывает: «Забудьте обо всем! Отдыхайте культурно!» И мелким шрифтом приписка: «Чрезмерная забывчивость может быть вредна для вашего здоровья».
Идете дальше, видите другую рекламу: на ней изображен Дикий Запад, паровоз в клубах дыма и ковбой — в руке пистолет, голова на рельсах. И надпись аршинными буквами: «Свидание с Америкой».
Воодушевленный увиденным, вы приходите домой, извлекаете из почтового ящика красочный буклет, а в нем: «Шикарный выбор. Только на нашей железной дороге. Все виды составов, от тяжелых грузовых до скорых курьерских. Спешите положить вашу голову. Кайф обеспечен». А внизу мелкими буквами: «Хирурги предупреждают: с постановкой головы на место могут возникнуть трудности».
Уверяю вас, что такая реклама, многократно повторенная в кино и на телевидении, в красочных буклетах и на рекламных щитах, сделает свое дело с той же неизбежностью, как и реклама табака и алкоголя.
Может быть, любители пива и табака сочтут нарисованную картину фантастичной? С чего бы это? Разве отравляя себя табаком и алкоголем, не сокращают они свою жизнь? Разве «свидание с Америкой» не приводит к встрече с онкологом? Или «легкое опьянение» не ведет к тяжелым последствиям?
Что же касается реальности приведенной картины, то уверяю вас, дорогой читатель, если бы за право класть свою голову на рельсы вы бы клали деньги в кассу железнодорожных кампаний, то подобными плакатами пестрели бы улицы и были бы обклеены вагоны метро. А телевидение с той же легкостью, что и «культуру пития», пропагандировало бы «культуру отделения головы от туловища».
Закладывать в человека программу на получение удовольствий, попутно уверяя его в правильности своих действий, — дело перспективное и весьма прибыльное. Возьмите хотя бы виноторговлю. Земляне только вина выпивают ежегодно 30 млрд. литров. Если бутылки с этим вином поставить в ряд, то они уйдут далеко в космос, поскольку длина такого ряда окажется равной десятикратному расстоянию от нас до Луны [7].
Одна десятая содержимого этого винного ряда употребляется в нашей стране. Такие вот у нас «достижения» в освоении космического пространства. Такая мощная программа питейных удовольствий заложена в наших соотечественниках.
Однако было бы ошибочно считать, что все наши поступки объясняются стремлением к получению удовольствий. Если бы было так, то человек стремился бы к любому действию, приносящему удовольствие. Причем, не просто стремился, а стремился бы постоянно.
Вам, наверняка, приходилось слышать: «Пью и курю, потому что мне это нравится, удовольствие получаю». Может, приходилось не только слышать, но и говорить. Разве не так? По этой теории выпить рюмку — хорошо, две — еще лучше, ну и так далее. Правда, на следующее утро теория уже не работает. А практика, увы, показывает другое: «Хотел, как лучше, получилось как всегда».
Так что же, скажет рассерженный читатель, к удовольствиям и стремиться не надо? Что тут ответить? Думаю, что ответ лежит в иной плоскости. Полагаю, что человеку естественно стремиться не к удовольствию, а к счастью.А между этими двумя состояниями лежит пропасть.
Давайте обратимся к библейским временам и пристальней вглядимся в трагический эпизод человеческой истории, описанный в третьей главе книги Бытия. Напомню, о чем идет речь. Дьявол искушает нашу прародительницу Еву, предлагая вкусить плод от древа познания добра и зла, плод запретный для человека.
А вот насколько запретный? Судите сами. Бог создал человека по образу и подобию Своему, дав ему свободу воли. Свобода воли у человека есть, плод можно вкусить, можно познать разницу между добром и злом. Разницу между заключенным в добре счастьем и горем, сопутствующем злу. Но сколь горькое это будет знание, человеку можно убедиться лишь на собственном опыте, нарушив запрет. Надо ли говорить, что счастье при этом будет потеряно, как и сама райская жизнь?
А что же останется у человека навсегда? Что же останется у нас с вами? Останется свобода воли и, неразрывно связанная с ней, потребность в счастье.Вот именно на этой потребности в счастье и сыграл дьявол на заре времен, на ней он играет и сейчас.
Как же он это сделал и как продолжает делать? Вопрос не праздный, ведь счастье нужно нам, а не дьяволу. Дьяволу нужны наши страдания, наше горе, ибо он, ненавидя Бога, ненавидит и нас, созданных Господом по Его образу и подобию.
Вернемся к заре времен и посмотрим на тактику отца лжи — дьявола, тактику, неизменную до наших дней. Читаем Библию: «И сказал змей жене: ...знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что древо хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3, 4—6).
Так что же увидела Ева? Послушав отца лжи,она взглянула на мир егоглазами и увидела, что «древо ХОРОШО для пищи, ПРИЯТНО для глаз и ВОЖДЕЛЕННО», то есть она увидела УДОВОЛЬСТВИЯ. Ну, чем не реклама, каков маркетинг!
Сколько с тех пор воды утекло, дорогой читатель! И хотя по-прежнему «Минздравсоцразвитие предупреждает», люди верят продавцу удовольствий.
Метод Шичко, изучаемый в этой книге, научит вас стирать вредоносные программы употребления алкоголя и табака, научит написанию новой программы, программы на трезвую и бездымную жизнь, он научит вас корректировать множество других поведенческих программ. И в этом его несомненная заслуга.
Но метод не ставит своей задачей научить вас определять пользу или вред для вашей личности, приносимый той или иной программой. Можно сказать, что метод оперирует вашим телом и вашей психикой. Здесь обозначены пределы действия метода. В православной литературе психику называют душойи, говоря о ней, вводят понятие духа. Приведу здесь цитату из книги «Дух, душа и тело» архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)[4]: «Глубочайшую сущность нашего существа познаем мы не умом, а духом нашим, дарованным от Бога»[8].
Что это значит? В применении к нашему курсу, прежде всего то, что пользу или вред той или иной закладываемой в нас поведенческой программы мы не можем однозначно определить умом, то есть приобретенным житейским опытом.
Пользу или вред этих программ мы определяем толькодухом, ниспосланным нам от Бога, познаем, только преисполняясь Божией благодати.
И здесь возникает следующий вопрос. Что же нужно, чтобы стяжать Божию благодать? Ответ один — обратится к опыту Церкви.
Опыт этот приобретается в молитве, следовании заповедям Божиим, приобщении к таинствам крещения, покаяния и причастия. В Православии этот опыт называется воцерковлением. Воцерковленный человек обладает величайшим свойством Божией благодати — совестью.
Совесть христианина — твердая гарантия распознания добра и зла, реального счастья и призрачных удовольствий, полезных и вредоносных поведенческих программ. Видите, как все просто.
Очистите свое тело и душу от алкоголя и табака, и здесь метод Шичко - ваш надежный инструмент. Пользуйтесь им на здоровье. Обратитесь молитвенно к Богу, выверите
свои действия по Евангелию и, обретя Божию благодать, будете поступать именно так, как заповедовал Христос, а не иначе.