Можно ли за 9 дней избавиться от табака?
Можно ли за 9 дней избавиться от табака?
Можно ли за тот же срок отстать
От алкогольного демона?
За последние двадцать пять лет три миллиона
Человек в России и ближнем зарубежье
сказали: «Да!»
Внимательно прочтите эту книгу,
Выполните все, что в ней сказано,
И вы добавите свой радостный голос
к трем миллионам!
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Хранится в возрожденном Серпуховском Высоцком монастыре.
18 мая считается церковным праздником иконы.
О, премилостивая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей и
Тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от
Матере своея, Церкви Христовой, и спасения отпадающих
Братии, и сестер, и сродник наших исцели.
Содержание
Из отзывов на книгу 4
Слово пастыря 6
Предисловие 8
Введение 10
Лекция 1 Проще рыбачьей удочки! 16
1.1. Кому метод поможет обязательно, а кому принципиально нет? 16
1.2. Почему мы поступаем именно так, а не иначе? 17
1.3. Ваш первый шаг и первая победа 20
1.4. Как работать над книгой? 21
1.5. Требования к написанию самоутверждения. Их три 28
Лекция 2 Было «нельзя», станет «не нужно» 33
2.1. О мотивации читателя 33
2.2. Об авторе метода 35
2.3. Цели и задачи. В этой книге нет главы важнее 36
2.4. Что такое эндогенный алкоголь и для чего он нужен? 38
2.5. Особенности формирования физической зависимости от табака 40
2.6. Метод Г. А. Шичко. Гениальное - просто 42
2.7. «Домашние задания» - сердцевина метода Г. А. Шичко 43
2.8. Работа над дневниками. Правила ведения дневников 45
2.9. Без Бога - не до порога 50
Лекция 3 Знание - сила. Убеждение - щит 53
3.1. Алкоголь и табак - что мешает расстаться? 53
3.2. Механизм формирования зависимостей у человека 57
3.3. Работа над дневниками. Совершенствование навыков 61
3.4. Алкоголь и табак - наркотики! 63
3.5. Методы преодоления наркотической зависимости 64
Лекция 4 Слово - образ Бога в человеке 71
4.1. Будем жить под кровом Всевышнего! 71
4.2. Рефлексы и сигнальные системы 73
4.3. Слово - путь к величию и слово - путь к нищете 76
4.4. Вера. Что же это такое? 78
4.5. «Кого нет рядом с нами...» 85
Лекция 5 Пьянство помрачает разум 90
5.1. Стоит ли нога сигареты? 90
5.2. Поговорим откровенно. Линейка для курильщика 93
5.3. Легко ввести, да трудно вывести 94
5.4. Алкоголь - генератор уродств 96
5.5. Нет любви - не будет счастья! 100
Лекция 6 Грустный путь в веселой жизни 104
6.1. Каждый глоток вина делает человека необратимо глупее 104
6.2. История аэростата «Зенит» 106
6.3. Стадии алкоголизма и степени опьянения (по Г. А. Шичко) 107
6.4. Некоторые трезвеннические термины, разработанные Г. А. Шичко и используемые при изучении его метода 109
6.5. «За что я уважал алкоголь и табак...» 110
6.6. Чудо Господне - это, прежде всего, дар любви 113
Лекция 7 Перед людьми - винюсь, пред Богом - каюсь 118
7.1. «Перед кем я виноват в этой жизни и как я буду искупать свою вину?» 118
7.2. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» (Молитвенная песнь при подготовке к покаянию) 126
7.3. Покаяние, исповедь, духовное руководство 128
7.4. Чудо в Кане Галилейской 130
Лекция 8 Расти или умаляться народу российскому? 134
8.1. Восстань же, русский человек! 134
8.2. Пиво: коварство и любовь 139
8.3. «Быстро, легко и с радостью...» 142
Лекция 9 Либо рост, либо деградация. Третьего не дано! 146
9.1. Кому Церковь не мать, тому Бог не отец 146
9.2. «...Никто, возложивший руку на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62) 152
9.3. Как защитить себя от срывов? 157
9.4. Обеспечьте себе духовный рост -обратитесь к Богу 159
Заключение 163
Литература 165
Из отзывов на книгу
профессора Н. К. Зиновьева
«Как избавиться от табака и алкоголя»
Божие благословение автору и читателям этой книги.
Схиархимандрит ВЛАС ИЙ (Перегонцев), духовник Свято-Пафнутиева Боровского монастыря
Эта удивительная книга помогает человеку не только осознать греховность пьянства и курения, но и указывает место для встречи с живым Богом, указывает дорогу в Церковь. Незаметно, от лекции к лекции книга вселяет уставшим, отчаявшимся людям уверенность в том, что мы Богу — свои. Ведь каждый из нас настолько дорог Ему, что Он отдал Свою жизнь за каждого из нас и воскрес для каждого из нас. А потому Господь и поможет каждому, кто попросит Его об этом.
Иеромонах АНАТОЛИЙ (Берестов),
руководитель и духовник Душепопечительского
Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского,
доктор медицинских наук, профессор
Книгу «Как избавиться от табака и алкоголя» должен прочесть каждый, кому не безразлична судьба Отечества. Книгу должен прочесть каждый человек, наделенный властью. Давно пора понять, что в цивилизованной стране население не должно заниматься повальным самоубийством. Скажу без преувеличения: книга профессора Н. К. Зиновьева — учебник для всех!
Академик РАМН Ф. Г. УГЛОВ, председатель Союза борьбы за народную трезвость
Большой плюс книги в том, что она отечественная, а не переводная. Проблемы в ней подняты всенародные, и пути их решения — ясные, понятные российскому наро- ду. Бороться с алкоголиками в стране, где каждый второй алкозависим — безумие. За что надо бороться, так это за трезвость.
Академик Б. И ИСКАКОВ,
президент Международной Славянской Академии
наук, образования, искусств и культуры (МСА)
Откровенный и доверительный тон автора книги высвечивает самые потаенные комплексы наркологической зависимости в сознании человека, помогая ему раз и навсегда отказаться от табака и алкоголя.
С. Ю. ГЛАЗЬЕВ, депутат Государственной Думы РФ,
доктор экономических наук
Неподдельное уважение автора к попавшим в алкогольную и табачную зависимость людям позволяет им освоить материал книги без стресса, уныния или тревоги. Убежденность писателя, его личный пример и весомые аргументы показывают реальный выход из рабства алкоголя и табака.
Профессор Ю. А. ЛИВИН, президент
Межрегиональной Академии трезвости,
председатель «Объединение Оптималист»
Интересные и содержательные лекции. Они не просто избавляют от зависимостей, они учат свободе от греха. Они показывают, что над землей простирается Небо, и мы все без исключения можем идти к Богу — Его любви хватит на всех!
И. В. САЛТЫКОВ, ветеран Генерального штаба ВС РФ, полковник запаса
Учебник профессора Н. К. Зиновьева — удачное сочетание науки с религиозной идеей. Науки — для работы с сознанием, религии — для прикосновения к Божией любви. При таком подходе, даже учитывая необъятность человеческого естества, в нем не остается места для пьянства и курения.
Профессор В. Г. ЖДАНОВ, президент Международной ассоциации психоаналитиков
Слово пастыря
Страшная беда обрушилась на Отечество — многие миллионы наших граждан попали в зависимость от алкогольного и табачного ядов. Причем число алкозависимых увеличивается из года в год и ставит под угрозу само существование российского государства, ибо пьяный — не воин, пьяный — не работник и, тем паче, не хранитель семейного очага. Демографический кризис — реальность сегодняшнего времени, и если почти миллионное преобладание смертности над рождаемостью сохранится, то через 50 лет население нашей страны уменьшится на треть.
К сожалению, поголовная алкоголизация населения, катастрофическое снижение нравственности не воспринимаются в обществе как основная причина демографического кризиса. А тем временем в темных подъездах и подворотнях, в расплодившихся по всей стране питейных заведениях гибнет такое количество людей, что жертвы становятся сравнимыми с потерями времен Великой Отечественной.
Даже по неполной официальной статистике, Россия вышла на второе место по суицидам, что неудивительно, ведь 90% самоубийц решаются на этот страшный шаг под воздействием алкоголя или наркотика. И, наконец, многих миллионов граждан недосчитывается ежегодно наша Родина из-за абортов, ставших обыденным явлением в стране, прочно удерживающей первое место в мире по потреблению алкоголя на душу населения.
Алкогольный и табачный бесы настолько прочно вошли в сознание соотечественников, что пьянство и алкоголизм стали выдаваться чуть ли не за национальную черту русского человека. Надо ли при этом говорить, какой редкостью в наше время, время засилья табачной и алкогольной рекламы, становится появление правдивых материалов о вреде алкоголя и табака. Предлагаемая вашему вниманию книга не только доносит до читателя эту правду, но и показывает реальный путь избавления от сизой табачной петли, реальный путь выхода из пьяного болота. Рассказывая читателям о действенном методе избавления от зависимостей, успешно апробированном более чем на трех миллионах человек, автор зримо показывает, что алкоголизм и табакокурение — это, прежде всего, болезнь души, запрограммированной с раннего детства на греховный образ жизни.А стало быть, и избавление от зависимости — это путь избавления от рабства греха.
«Познаете истину, и истина сделает вас свободными», — говорится в Евангелии (Ин. 8, 32). Что же это за Истина, и от чего она освободит читателя? Свободным станет человек от делания греха, от самоубийственного греха пьянства и курения. Но Кто есть Истина?Господь сказал: «Аз есмь путь и истина и живот» (Ин. 14, 6). Значит, только в познании Бога мы приобретаем настоящий путь, познаем истину и приобретаем Жизнь. Вне Бога этого нет.
И, безусловно, большая заслуга автора книги в том, что перед читателем главной задачей ставится не само по себе избавление от алкоголизма и табакокурения, а, прежде всего, покаяние в грехе и обретение в себе Бога, что делает невозможным возврат к греховным зависимостям, ибо, по словам апостола Иоанна Богослова, «всякий, пребывающий в Нем (Боге), не согрешает» (1 Ин. 3, 6).
Кроме того, православное видениеавтором книги метода Г. А. Шичко, основанного на учении академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, делает книгу доступной широкой российской аудитории, традиционно приверженной идеалам Православия и ищущей надежного способа покончить с тяжким недугом алкоголизма и табакокурения.
Здесь необходимо сказать, что некоторые православные люди, недостаточно знакомые с методом избавления от пьянства и табакокурения, разработанного талантливым отечественным ученым Г. А. Шичко, относятся к нему настороженно, считая его внецерковным. При этом свое отношение к методу они аргументируют тем, что его автор не был христианином. Думаю, подобным критикам следует учесть, что метод создавался в те трагические и не столь уж далекие времена, когда любая ссылка на духовность автоматически перечеркивала любой научный труд, оставляя автора вне научного сообщества.
Несомненная заслуга Г. А. Шичко в том, что он последовательно, с научных позиций, подошел к разработанному великим русским ученым и глубоко верующим православным христианином академиком И. П. Павловым учению о высшей нервной деятельности. Именно на этой основе Г. А. Шичко создал и ввел в практику метод ликвидации у человека алкогольно-табачной зависимости. Я являюсь свидетелем того, что многие алкоголики еще в Советское время благодаря указанному методу освободились от тягостной зависимости и не только навсегда отказались от табака и алкоголя, но и стали активными борцами за здоровый образ жизни.
Мы в Душепопечительском Центре постарались ввести в метод элементы православной духовности — из материалистического сделать его духовно-религиозным, православным и успешно апробировали его в работе Центра. Метод «заиграл» как хорошо отрегулированный музыкальный инструмент. Я рад, что мы вместе с автором этой книги вдохнули новую жизнь в замечательный метод реабилитации.
Многолетний преподавательский опыт автора подтверждает высокую результативность описываемого метода, поскольку освоивший его человек соединяет свои мысли, чувства и поступки с Божикм Промыслом, что обеспечивает ему громадную духовную силу в преодолении любых греховных зависимостей.
Желаю читателям книги пройти длинный, трудный, но радостный путь, который должен одолеть всякий верующий, чтобы исполнить завет Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).
Духовник и руководитель
Душепопечительского Православного Центра
святого праведного Иоанна Кронштадтского
иеромонах Анатолий (Берестов)
доктор медицинских наук, профессор
Предисловие
Я не учу, а учусь, не исповедую, а исповедуюсь. Я не хочу ереси, не хочу взрыва. Я хочу только подлинного огня для возжжения тех светильников, о коих сказано: «Свет Христов просвещает всех».
Д. Мережковский
Если вы спросите 100 человек, которых увидите за привычным занятием фильтрования табачного дыма сквозь свои легкие, нажали бы они некую волшебную кнопку, после чего это занятие стало бы ненужным, 90 человек ответят вам «да», не задумываясь.
Если вы спросите 100 человек, мучающихся утром по всем известной причине, или 100 других людей по той же причине потерявших семью, здоровье или работу, написали бы они волшебные слова, после которых алкоголь ушел бы из их жизни навсегда, ничуть не меньше людей ответят вам утвердительно.
При этом все они вздохнут с сожалением, поскольку уверены: ни кнопочек тех, ни слов таких в природе нет. И будут неправы! И кнопочки есть, и слова существуют. Только они не волшебные, они самые что ни есть реальные. Кнопочки эти находятся в нашем сознании, а слова эти — слова внушения.
Больше того, на эти кнопочки уже нажимала недобрая рука. И слова звучали, только другие, и мы их слушали, и даже читали себе во вред. Судите сами.
Медицина не знает примеров, чтобы новорожденные дети проявляли пристрастие к табаку или алкоголю. Зато медицине хорошо известно, что число алкоголиков в стране - более 20 миллионов [1], что 40% населения страны курит [2], а продолжительность жизни людей, попавших под власть табака и алкоголя, сокращается на 20—25 лет [3]. Почему же человек, родившись трезвенником, подпадает под власть алкоголя? Что же заставляет человека отравлять себя табаком? Что же это за сила такая? Эта сила — слово!
Слово услышанное, слово прочитанное, слово произнесенное, слово написанное. С детских лет и до седых волос алкоголь и табак внедряются в наше сознание. Курящие и пьющие телевизионные и кино-герои, повсеместная реклама алкоголя и табака, всевозможная печатная и видеопродукция: от новогодних открыток до крутых боевиков, создают в нашем представлении некий привлекательный образ. Образ насквозь лживый.
К сожалению, человек этого не замечает. Расплата приходит с годами, а осознание ошибки — почти никогда. Ну, разве вспомнит человек, умирающий от рака легких, симпатичного крокодила Гену с неизменной трубкой в зубах? » Или может ли человек, допившийся до белой горячки, связать свое состояние с поздравительной открыткой, в которой на фоне елочки и бутылки шампанского написано: «С Новым Годом! С новым счастьем!»?
Но если слово может наделать немало бед, то и пользы принести оно может достаточно.
Последователь учения академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, кандидат биологических наук Геннадий Андреевич Шичко в конце 70-х годов прошлого столетия разработал свой метод избавления людей от табачной и алкогольной зависимости.
В его основе лежит замена сформировавшейся в сознании человека программы употребления табака и алкоголя на программу их неприятия. Инструментом для перепрограммирования служит самовнушение (самоутверждение).
Изучая метод, человек в течение 9—10 дней слушает лекции, где формируется так называемая информационная доминанта (проще — разоблачается ложь и сообщается правда об алкогольной и табачной проблеме) и по определенной схеме пишет перед сном текст самоутверждения. И хотя сама схема метода проста, труда требуется немало, ведь слушатель пересматривает свои жизненные установки и ценностные ориентиры.
Метод этот не только интенсивный, но и результативный. Назову читателям лишь одну цифру. За последние двадцать пять лет более трех миллионов человек, страдавших той или иной зависимостью, получили помощь, обратившись к методу Шичко.
Курс лекций по данному методу читается в десятках российских городов лекторами Общероссийской общественной организации «Объединение Оптималист» и лекторами Союза борьбы за народную трезвость. Методу Шичко посвящено немало литературы, среди авторов которой такие корифеи, как известный кардиохирург акад. Ф. Г. Углов, отметивший в 2006 году сто вторую годовщину своего рождения. Академик Углов — не только старейший практикующий хирург в мировой медицине, что зафиксировано в Книге рекордов Гиннеса, но и идеолог современного трезвеннического движения.
Большая работу по совершенствованию метода и его пропаганде проведена академиками Б. И. Искаковым, Ю. А. Ливиным, А. Н. Маюровым, В. Г. Ждановым.
Данная книга является конспектом лекций, читаемых автором в Душепопечительском Православном Центре святого праведного Иоанна Кронштадтского, расположенном в Крутицком Патриаршем Подворье в Москве.
Руководит Центром иеромонах Анатолий (Берестов) — в недавнем прошлом известный детский невропатолог, доктор медицинских наук, профессор.
Центр создан в 1996 году для реабилитации лиц с проблемами наркозависимости. В настоящее время Центр также оказывает эффективную помощь лицам, желающим избавиться от алкогольно-табачной зависимости и лудомании (игровой зависимости). В Центре работает большой коллектив: опытные священники, врачи-психиатры, наркологи, невропатологи, психологи, фитотерапевт, гомеопат, консультант по диетпитанию, группа педагогов-катехизаторов. В приводимых лекциях автор излагает свое видение метода Шичко с православных позиций.
Православие видит причину табачной и алкогольной зависимости в духовной опустошенности людей. Действительно, если люди теряют духовную связь с Создателем и не понимают истиной цели своей жизни, то неизбежно оказываются в плену всевозможных страстей, а искаженное сознание, отдаляя их от Бога, приводит к крушениям на жизненном пути. И здесь человеку необходимо Доброе Слово, Слово Пастыря, слово Наставника, которое подвигнет человека самостоятельно, без насилия над волей, без кодирования или гипноза, обрести трезвость и найти дорогу в Церковь.
Диакон Анатолий Меняйло, уже пятнадцать лет преподающий метод Шичко, подчеркивая важность душевных усилий в овладении методом, назвал его методом ежедневного распятия на кресте своей совести. Будьте готовы к этому. Будьте честны перед собой. Будьте правдивы перед Богом.
Метод Шичко — мощный инструмент! Учитесь им пользоваться. Попросите у Господа благословления, приложите труд, и тогда бесовское табачно-алкогольное наваждение навсегда оставит вас.
Введение
Нет славнейшей победы — победить самого себя.
Святитель Тихон Задонский (1724—1783)
Как работать над книгой?
Если простираешь руку к работе, то пусть язык поет, а ум молится.
Преподобный Нил Синайский (умер ок. 450)
Вопрос далеко не праздный, и вот почему. Как я уже писал, эта книга по своей сути - учебник.И ее прочтение - это освоение курса лекций «Избавление от табачной и алкогольной зависимости по методу Г. А. Шичко». Этот курс, с тем или иным, иногда существенно отличающимся наполнением, читается четверть века многими преподавателями по всей России от Владивостока до Калининграда. Читается он и за пределами нашего Отечества.
В основу книги легли многочисленные материалы из лекций, читавшихся проф. Ю. А. Ливиным — председателем Общероссийской общественной организации «Объединение Оптималист» в 1990—2006 годах.
У слушателя курсов перед читателем есть некоторое преимущество. Слушатель может задавать преподавателю вопросы, и, самое главное, преподаватель ежедневно контролирует усвояемость курса. Контролирует путем чтения и корректировки дневников, которые весь курс пишут слушатели. Все это облегчает работу учащегося.
Писать эти дневники необходимо и вам. Контроль над правильностью их написания тоже будет лежать на вас. Как это делать, подробно описано во второй лекции.
Ежедневное написание дневников и самоутверждения, решимость оставить табак и алкоголь является обязательным условием успеха в освобождении от табачной и алкогольной зависимости.
Собственноручно написанное учащимся слово — основной прием метода Шичко при формировании новой поведенческой программы[5].Основной, но, естественно, не единственный.
Другой прием метода - создание информационной доминанты[6].Здесь возможности напечатанного слова по крайней мере не уступают возможностям слова услышанного. Кроме того, книгу можно перечитать.
Преимущество читателя перед слушателем в том, что освоение книги не привязано однозначно к месту и времени. Вы можете читать ее в городе, деревне, в лесу, на даче. Вы можете читать ее утром, днем или вечером.
Но вы должны читать, а, правильнее, изучать ее, без существенных перерывов, желательно ежедневно,желательно в заранее выбранное время.Почему это так? Потому, что прочитанная вами книга, полученная вами информация должны создавать в вашем сознании цельную установкуна трезвость.
Поэтому, на период изучения курса вам необходимо отказаться от театра, кино и ТВ. Постарайтесь всячески избегать ненужных встреч. Сосредоточьтесь на изучаемом.
Чтобы избежать влияния непредсказуемых факторов на процесс обучения, рассмотрите возможность взять на работе несколько дней отпуска. Это оградит вашу формируемую программу здорового образа жизни от нечаянных или сознательных провокаций.
Это очень важно! За девять дней в вашем сознании произойдут серьезные изменения, и вы лишь улыбнетесь на предложение «отравить себя за компанию», но хотя бы первые три-четыре дня не создавайте себе лишних трудностей. Решение избавиться от табачной или алкогольной зависимости является для вас судьбоносным, и осознание важности этого факта определит ваш успех в освоении материала.Если по каким-либо причинам произошел длительный перерыв в изучении курса — начните его сначала.
Внимательно прочтите этот материал. Если хотите, это «инструкция по применению». Вам ведь не придет в голову, прочитав инструкцию по применению того или иного лекарства, поступить ей вопреки. Вы понимаете, что кроме вреда это ничего не принесет.
Если желаете, можно представить себе, что вы купили стиральную машину. В инструкции к ней сказано, что, засыпав порошок, надо налить воду, а вы, почему-либо, не обратили на это внимание или сочли подобную «мелочь» неважной. Что получится? Или стирая что-либо в той же машине, решили самостоятельно сократить число полосканий с трех до одного. Будет толк?
Так и здесь, пунктуальность в изучении метода гарантирует вам избавление от табачной и алкогольной зависимости. Наоборот, небрежность создаст конфликт между имеющейся у вас установкой на отравление себя табаком и алкоголем и установкой, формируемой в вашем сознании на неприятие табака и алкоголя. Не усложняйте себе жизнь. Будьте пунктуальны.
Хочу еще раз подчеркнуть, что собственноручно написанное слово— важнейший прием изучаемого вами метода.Почему это так, давайте разберем подробнее.
Начнем с того, что когда мы думаем, ну, например, о каком-нибудь человеке, мы мысленно представляем себе его образ. И этот образ всегда в движении. Он либо движется, либо вспыхивает, либо угасает, но в любом случае он нестабилен. Думать о неподвижном образе невозможно, мысль — это движение.
При этом мышление сопровождается скрытой двигательной активностью. На этом, кстати, основан эстрадный способ угадывания мыслей. Фокусник предлагает зрителю начертить в своем сознании геометрическую фигуру или цифру. И человек, сосредоточившись на задуманном, начинает, незаметно для себя, но ощутимо для фокусника выводить образ задуманного своей собственной рукой. Рукой, за которую и держится этот фокусник, улавливающий движение мышц. Но, как мы знаем еще со школы, для того, чтобы мышцы тела совершили движение, к ним должен быть приложен электрический потенциал. Этот потенциал возникает в мозге и передается от него к мышцам кисти.
А теперь представьте себе обратное действие. Слепой человек считывает с листа бумаги информацию, зафиксированную в виде пупырышек. Возникающий потенциал передается в мозг, преобразуется в образы, которые слепой человек может прочесть, причем довольно бегло. На этом, как известно, и основана азбука Луиса Брайля.
В свете сказанного становится понятным, что, избавляясь от пристрастия к алкоголю и табаку по методу, основой которого является собственноручно написанное слово, надо не просто ручкой по бумаге махать, а научиться создавать возможно более эффектные образы, с возможно большим значением потенциала. Необходимо также отметить, что потенциал при создании образов возникает не только в пальцах, но и на языке. И, наоборот, при произнесении тех или иных слов их потенциал передается в мозг и откладывается в виде образа.
Расскажите кому-нибудь, как вы себя отвратительно чувствуете, и ваше давление и пульс действительно изменятся в худшую сторону. Или, чувствуя недомогание, сделайте все наоборот, скажите, как прекрасно себя чувствуете — результат не замедлит сказаться. Это принцип аутогенной тренировки.
И еще важно знать, что когда мы пишем текст, мы мысленно проговариваем написанное. Другими словами, импульсы от руки и от языка в нашем мозге дублируются. Эффективность от написанного текста, как вы понимаете, повышается. Все, кому приходилось писать конспекты или шпаргалки, обращали на это внимание.
И здесь необходимо иметь в виду еще одно важное обстоятельство. Наш мозг состоит из двух полушарий. Принято считать, что у большинства людей правое полушарие тяготеет к переживаниям, чувствам. Именно правым полушарием осознаем мы всю неприглядность пьянства и курения.
Левое полушарие отвечает за обобщение наших взглядов и восприятий в единую систему, которая и обуславливает наши поступки.
При этом алкоголь и табак блокируют совместную работу полушарий. А ведь только при слаженной работе мозга поступки становятся плодами помыслов. Вэтом одна из причин того, почему «с пьяных глаз» не удается начать «жить по-новому» и почему мы «хотели как лучше, а получалось как всегда».
Поэтому давайте запомним, что когда мы, осваивая метод Шичко, пишем: «Мне ненавистен запах алкоголя и табака», — возникший мысленный образ преобразуется в электрический сигнал. Этот электрический сигнал поступает на наши пальцы из правого полушария,ответственного за чувства, за наболевшее, и ложится на бумагу в виде текста. А вот теперь, когда мы неоднократно напишем эти слова в виде самоутверждения,они также неоднократно поступят в виде электрического сигнала, но уже в левое полушарие мозгаи навсегда останутся там единой системой, программой отвращения к табаку и алкоголю, что и предопределит наш автоматизм по отношению к этим ядам.
Можно сказать, что своими целенаправленными действиями со словоммы деблокируем совместную работу полушарий мозга. Естественно также, что слово, написанное непосредственно перед сном, особенно после молитвенного обращения к Богу,не будет заслоняться в памяти другими словами и поступками, прочнее укрепится в нашем сознании.
Так что писать, изучая метод, вам придется много. Потребуются две ученических тетради по 48 листов в каждой. В одной (№ 1) вы будете записывать те места из книги, которые вам понравятся (будете конспектировать курс), и в обязательном порядке те места, на запоминание которых я обращу ваше внимание. Эти места в книге будут выделены полужирным шрифтом без курсива.
В другой тетради (№ 2) вы будете писать дневник, и вней же, перед сном, краткое самоутверждение. Как вы, наверняка, догадались, ваша зрительная память будет подкрепляться моторной памятью, а ваш дух, осененный молитвой, будет стремиться к Богу. Все это путь к успеху. И первое, что вы запишите, будет следующее: Все записи я делаю красивым, разборчивым почерком.А почему?
Да потому, что разборчивый почерк усиливает доверие к написанному слову. Слово, как известно, генерирует эмоции. Слово, написанное красиво, генерирует положительные эмоции. Все это ведет к успеху, а я надеюсь, что вы не забыли, зачем взяли в руки эту книгу.
Читая книгу, вы обратите внимание на регулярные повторенияряда важных положений. То, что с настойчивостью делает автор, надлежит делать и читателю. Эта книга не роман, а наставление к действию. И здесь, как нигде, актуальна пословица: «Повторенье — мать ученья». Кто-то может подумать: разве трудно за 9 дней прочитать не такой уж и большой по объему курс лекций? Или за тот же срок написать всего 9 дневников и столько же самоутверждений? И, пожалуйста - сформирована информационная доминанта, разрушена старая,сформирована новая поведенческая программа в нашем сознании. Что это такое, мы, правда, пока не совсем понимаем, или, вернее, не понимаем совсем. Ну, да неважно. Главное, автор обещает нам, что травить себя табаком и алкоголем мы позабудем, более того, нам станет это противно.
Можно ли в это поверить? Как это так, человек двадцать, тридцать, а то и сорок лет дымил, как паровоз, и не было такой алкогольной гадости, производимой государством или сделанной кустарем, которой бы он не испробовал. И вот теперь, через каких-то девять дней, этот человек говорит прошлой жизни «нет». И не просто говорит, а делает. И не просто делает, а делает с радостью. Что-то здесь не так. О чем-то здесь не сказано.
Да! Не сказано пока о главном. Не сказано о труде!
Метод Шичко однозначно говорит, что надо делать и как надо делать. Но делать это надо человеку, делать надо конкретно вам, уважаемый читатель. Посмотрите, каков этот труд — легок он или тяжел.
Вот вам задание. Возьмите лист бумаги и ответьте на 8-й и 9-й вопросы публикуемой ниже анкеты читателя. Той анкеты, которую уже заполнили три миллиона человек и которую вам надлежит заполнить полностью сегодня вечером. Через девять дней или даже раньше вам будет очень интересно перечитать написанное сегодня.
Конечно, у вас может возникнуть вопрос, зачем вообще писать анкету, если ее никто, кроме автора анкеты, читать не будет? Дело в том, что, внимательно посмотрев на суть вопросов, можно догадаться, что анкета - не что иное, как приглашение совершить увлекательное, хотя и нелегкое путешествие по тропинкам собственного сознания.
Как вы понимаете, без такого путешествия прояснение сознания — дело неблагодарное. Если мы от чего-то хотим избавиться, необходимо разобраться, как и когда мы это приобрели, что получили хорошего и чего лишились. Должен вам сказать, что искренние и развернутые ответы читателя на анкету представляют интерес именно для самого читателя. Фамилию и имя тоже следует указать полностью, этим вы отожествляете в своем сознании все вами написанное именно со своей личностью.
Ванкете нет мелочей. Приучайте себя к точности, будь то описание самочувствия или затраты времени и денег. Знаю по собственному опыту, когда пишешь откровенно и достоверно, то открываешь себя самого как бы заново. Особенно это заметно при написании дневников.
Отвечая на вопросы анкеты, обратите внимание на следующее. Вопросы переписывать не нужно. Только номер вопроса и ответ на него. Естественно, если вы не курите, достаточно просто указать на это. Но на вопросы, касающиеся вашей зависимости, надо отвечать развернуто, то есть отвечать не одним словом, а несколькими фразами.Например, в ответе на самочувствие во время запоев, не следует писать кратко — «отвратительно». Надо описать всю гамму переживаемых вами чувств. Чем длиннее будет описание, тем лучше. Чем ярче, тем полезнее. Чем противнее вспоминать, тем легче отказаться. Возникающие отрицательные эмоции разрушают нежелательные нейронные связи в вашем мозге и приводят к соответствующему изменению поведенческих установок.
Подчеркну еще раз: все, что я прошу вас делать, следует делать неукоснительно. В каждом из предыдущих действий заложен успех последующих. Может, кто-то с нетерпением ждет, что я скажу: вот с этой-то лекции, с этих слов и начнется самоутверждение вашего сознания на отказ от отравления алкоголем и табаком. Напрасно. Самоутверждение давно идет. Оно началось в тот момент, когда вы, решив изменить свою судьбу отказом от табака и алкоголя, купили эту книгу. С этого шага вы и начали свое самоутверждение. А сейчас проведите первую тренировку - напишите вразумительный ответ пока только на 8-й и 9-й вопросы анкеты.Ну, а на всю анкету полностью, как я уже говорил, вы ответите сегодня вечером, перед сном.
Анкета читателя
1. Фамилия, имя, отчество. Дата рождения.
2. Вредные привычки, от которых хотите избавиться.
3. Возраст, когда стали принимать алкогольные изделия. Как тогда относились к этому занятию? Как относитесь сейчас? Ваше отношение к пьющим людям.
4. Возраст, когда появилась привычка к алкогольным изделиям. К каким конкретно?
5. Возраст, когда появилась потребность в спиртном и в каком конкретно.
6. Самочувствие во время запоя. Подробное описание наиболее яркого запоя.
7. Употребление суррогатов (одеколон, лекарственные настойки и т. п.). Частота их приема, дозы, причины.
8. Поведение при опьянениях: а) в общественных местах, б) на работе, в) дома.
9. Попытки самостоятельно отказаться от употребления алкоголя. Причины неудач.
10. Что привело к решению отказаться от алкоголя?
11. Сколько лет курите, в каком возрасте и по каким мотивам решили закурить? Как оправдывали раньше и как оправдываете сейчас это занятие?
12. Какие реакции вызвали первые затяжки дыма? Как скоро они исчезли и появилась потребность в табачном дыме?
13. Как отразилось курение на ваших эстетических и нравственных качествах, психике, здоровье, работоспособности и самочувствии по утрам?
14. Как сказалось ваше курение на близких людях, особенно на детях?
Сколько раз пытались прекратить это вредное заня- тие? Продолжительность воздержания.
16. Что заставило возобновить курение?
17. Как близкие и дети относятся к вашему курению?
18. Почему до сих пор не смогли прекратить курение?
19. Где курите в рабочее время? Сколько это отнимает времени?
20. Сколько времени отнимает курение в сутки, месяц, год? Сколько времени потрачено на курение за всю жизнь?
21. Влияние алкоголя на частоту к