Причины и последствия греховной страсти
Есть бес сребролюбия, который часто принимает лицемерный образ смирения, и есть бес тщеславия, который побуждает к раздаянию милостыни: то же делает и бес сластолюбия. Если мы будем чисты от последних двух страстей, то не престанем творить дела милосердия на всяком месте.
Волны не оставят моря, а сребролюбца не оставят гнев и печаль.
Вкусивший вышних благ легко презирает земные, не вкусивший же первых радуется о стяжании последних.
ПРИЗНАКИ ПОРАЖЕНИЯ ГРЕХОВНОЙ СТРАСТЬЮ
В Иове не было и следа сребролюбия, потому-то он, и всего лишившись, пребыл без смущения.
Не говори, что собираешь деньги ради нищих, ибо и две лепты вдовицы купили Царство Небесное.
СРЕДСТВА БОРЬБЫ С ГРЕХОВНОЙ СТРАСТЬЮ
Непоколебимая вера отсекает суетные попечения, а память о смерти научает отвергаться и тела.
Вера и удаление от мира есть смерть сребролюбия, милосердие же и любовь предают за ближнего и самое тело.
Оплакивающий себя самого даже и тела своего отвергся и не щадит его в случае нужды.
Победивший страсть сию отсек попечения; а связанный ею никогда не молится чисто.
НЕМИЛОСЕРДНОЕ УБИЙСТВО
См. СРЕБРОЛЮБИЕ.
НЕВЕРИЕ, НЕ ИМЕНИЕ ТВЕРДОЙ НАДЕЖДЫ НА БОГА
Непоколебимая надежда есть дверь беспристрастия, действие же противного сему само собою явственно.
Оскудение надежды есть истребление любви, с надеждою связаны наши труды, на ней зиждутся подвиги, ее милость Божия окружает. См.ГНЕВ.
Страх, боязливость
См. ГОРДОСТЬ.
Оскудение любви
См. ГОРДОСТЬ.
СЛОВООПРАВДАНИЕ И ПРЕКОСЛОВИЕ
Презревший вещество избавился от словооправданий и прекословий; любостяжательный же за иглу готов состязаться до смерти.
Как слепец - неискусный стрелок, так и ученик прекословный погибает.
О БЛУДНОЙ БРАНИ
Один мудрый муж предложил мне страшный вопрос: "Какой грех, - сказал он, - после человекоубийства и отречения от Христа, есть тяжчайший из всех?" И когда я отвечал: "Впасть в ересь", тогда он возразил: "Как же соборная церковь принимает еретиков и удостаивает их причащения Св. Таин, когда они искренно анафематствуют свою ересь, а соблудившего, хотя он и исповедал сей грех, и перестал делать его, принимая, отлучает на целые годы от Пречистых Таин, как повелевают апостольские правила?" Я поражен был недоумением; а недоумение это осталось недоумением и без разрешения.
Господь, как нетленный и бестелесный, радуется о чистоте и нетлении нашего тела; бесы же, по утверждению некоторых, ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакую страсть не любят так, как оскверняющую тело.
Не верь во всю жизнь твою сему бренному телу и не надейся на него, пока не предстанешь Христу.
Змий сладострастия многообразен; не вкусившим сласти греха он внушает, чтобы только однажды вкусили ее и перестали; а вкусивших коварный побуждает воспоминанием опять к совершению греха. Многие из первых, поелику не знают зла сего, бывают свободны и от борьбы; а из последних многие, как познавшие опытом сию мерзость, терпят стужение и брани. Впрочем, часто случается и совсем противное этому.
Сию мою, а, можно сказать, и не мою враждебную, но и любимую плоть Павел назвал смертию. Кто мя избавит, - говорит он, - от тела смерти сея (Рим. 7: 24)? А Григорий Богослов называет ее страстной, рабской и ночной. Я хотел бы знать, почему сии святые мужи дают ей такие названия? Если плоть, как выше сказано, есть смерть, то победивший ее, конечно, никогда не умрет. Но кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти - осквернения плоти своей?
Не думай, что ты по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба.
Бесчеловечный наш враг и наставник блуда внушает, что Бог человеколюбив, и что Он скорое прощение подает сей страсти, как естественной. Но если станем наблюдать за коварством бесов, то найдем, что, по совершении греха, они представляют нам Бога праведным и неумолимым Судьею. Первое они говорят, чтобы вовлечь нас в грех, а второе - чтобы погрузить нас в отчаяние.
Рассмотрим, не каждый ли из мысленных наших врагов, при ополчении их на нас, назначается исполнять свойственное ему поручение, как это бывает и в чувственном сражении; и это достойно удивления. Я наблюдал за искушаемыми, и видел падения одни других лютейшие: имеяй уши слышати, да слышит (Мф. 11:15)!
Приметил я, что иногда блудодейственный волк усиливает болезни недугующих, и в самих болезнях производит движения и истечения. Ужасно было видеть, что плоть, среди лютых страданий, буйствует и неистовствует. И обратился я, и увидел лежащих на одре, которые в самом страдании утешаемы были действием Божественной благодати или чувством умиления; и сим утешением отражали болезненные ощущения, и в таком были расположении духа, что никогда не хотели избавиться от недуга. И еще обратился, и увидел тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторою епитимиею, избавились от страсти душевной; и я прославил Бога, брение брением исцелившего.