Соблюдение профессиональных рамок или границ

В соответствии с этим принципом терапевт заботится о благе пациент, помня о границах своей собственной профессиональной компетенции; он обязан предоставить пациенту документы, удостоверяющие его образование и компетентность в практикуемой области психотерапии; терапевт информирует пациента о возможных альтернативных методах терапии или медикаментозного лечения, к которым пациент может обратиться, но которые находятся вне компетенции данного терапевта; терапевт обязан прервать терапевтическую практику, взять отпуск, если состояние его физического или душевного здоровья мешает эффективной терапевтической работе.

Реализация этого этического принципа предполагает особую ответственность терапевта за ясную очерченность и сохранность пространственно-временных границ терапевтических сессий. К нарушению "границ" будет относиться нерегулярность и непостоянство места и времени сессий, их частые или хаотические изменения, перенесение места сессий из кабинета в неформальную обстановку (в семью, бар, "терапия на прогулке" и т.д.). В последнее время склонны трактовать в духе "нарушения границ" знаки фамильярного отношения, проявляющиеся во вторжении и терапевтическую беседу тематики, касающейся личной жизни терапевта, просьбы и поручения, с которыми терапевт обращается к пациенту, выходящие за цели и задачи терапии, например, содействие рекламе терапевта или его метода; прямым нарушением пространственных границ (и личного пространства пациента) считается включение в терапию разговорного жанра, телесного контакта.

В качестве примера смешения границ нередко приводят так называемую множественность ролей, часто имеющую место в учебных заведениях, когда терапевт может являться одновременно и преподавателем, и научным исследователем; по нашему опыту, хотя подобные структуры отношений безусловно накладывают отпечаток на терапевтический процесс, усложняя его, они не являются разрушительными; однозначно недопустимы терапевтические отношения при наличии непосредственно прямой субординации пациента и терапевта.

Грубейшей терапевтической ошибкой считается сексуальный контакт в рамках терапевтических отношений, в настоящее время оцениваемый как самая брутальная форма эксплуатации трансферентных отношений, отношений зависимости и самой личности пациента (Семенова, 1997, Szуmanska & Раlmer 1997). Следует добавить, что при работе с пациентам и с расстройствами личности, в истории жизни которых ицестуозные посягательства и сексуальные абьюсы могли иметь место с достаточно высокой степенью вероятности, подобные эксцессы воспринимаются как повторные изнасилования и инцест и могут повлечь за собой развитие психотических регрессивных эпизодов, суицидальные попытки (Stone1984).

Профессиональные установки

Эффективность терапевтической помощи зависит от некоторых личностных качеств и установок терапевта. Наличие различных направлений, систем и жанров психотерапии предполагает достаточно большую вариативность индивидуальных стилей терапевтической работы, при этом хорошее знание терапевтом своих индивидуальных особенностей, своего телесного габитуса позволяет достаточно гармонично приспособить терапевта и терапию друг к другу.

Психотерапия относится к профессиям, обучение которым никогда не заканчивается; более того, сама психотерапия обладает огромным потенцирующим воздействием на человеческую личность, но она же может порождать "синдром сгорания". Учитывая противоречия профессии психотерапевта, следует предусмотреть некоторые правила безопасности, гарантирующие душевное здоровье и пациента, и терапевта. Это означает обязательность постоянного личностного и профессионального роста, прохождение курсов индивидуального консультирования или психотерапии, участие в супервизорских и обучающих программах, научных исследованиях и междисциплинарных проектах, позволяющих психотерапевту не терять связи с научно-практическим сообществом, постоянно находиться во взаимодействии и сотрудничестве, получать обратные связи и делиться собственными знаниями и мастерством.

Наши рекомендации