Программы оздоровительного плавания
В отличие от программ с использованием других циклических упражнений, где индивидуализация нагрузок достигается с учетом уровня физического состояния или физической подготовленности, в оздоровительном плавании необходимо знать уровень плавательной подготовленности.
Определение плавательной подготовленности проводится в стандартном плавательном бассейне. При этом фиксируется:
способ (способы) передвижения на воде;
общая длина дистанции;
общее время безостановочной дистанции;
средняя скорость плавания
Выделяют следующие способы плавания:
спортивные — кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй;
самобытные — брасс на боку, кроль на боку, кроль без выноса рук;
составные — состоящие из различных сочетаний одного или двух элементов спортивного плавания.
У лиц с низким и ниже среднего уровнями плавательной подготовленности используют нагрузки низкой интенсивности, со средним уровнем — средней интенсивности, с выше среднего и высоким — средней и высокой интенсивности.
При низком и ниже среднего уровне плавательной подготовленности значительную часть времени занятий отводят обучению технике плавания, упражнениям в воде. При среднем, выше среднего и высоком уровнях плавательной подготовки до 75% времени занятия отводится на плавательные нагрузки средней и высокой интенсивности (в зависимости от уровня плавательной подготовленности и уровня физического состояния).
№ 4 Физкультурно – оздоровительная работа с населением по месту жительства.
Задачами ОРФК по месту жительства и массового отдыха населения являются:
1) пропаганда ОРФК;
2) привлечение максимального числа трудящихся и учащейся молодежи к систематическим занятиям ОРФК;
3) воспитание положительного отношения к здоровому образу жизни и приобщение к нему;
4) реклама форм и видов ОРФК;
5) сдача нормативов комплекса «Здоровье»;
6) воспитание прикладных навыков и умений;
7) идейно-политическое и патриотическое воспитание;
8) обмен передовым опытом;
9) оценка эффективности проводимых занятий и мероприятий.
Основными формами организации ОРФК по месту жительства:
1 группы здоровья,
2 спортивные секции,
3 группы по интересам,
4 спартакиады,
5 дни здоровья, спортландии, соревнования, турпоходы, физкультурно-спортивные праздники и др.
Большая физкультурно-оздоровительная работа проводится ФОКами, являющимися хозрасчетными организациями, создаваемыми по месту жительства с целью оказания платных физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических услуг населению. ФОК — единый производственно-хозяйственный комплекс сооружений, объектов, включающих спортивные и тренажерные залы, бассейны, душевые, сауны, лечебно-физкультурные и массажные кабинеты, пункты проката, дорожки здоровья и т.п.
№ 5 Характеристика массовых Физкультурно – оздоровительных и спортивных мероприятий. Методика их проведения.
Методика организации и проведения любого массового физкультурно-оздоровительного мероприятия начинается с определения предполагаемых физических нагрузок с учетом возраста, пола и уровня физической подготовленности участников. Все это учитывают при разработке положения (программы, сценария) того или иного мероприятия.
Многоэтапные физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия относятся к организационным формам. Это могут быть:
а) различные спартакиады в трудовых и учебных коллективах, по месту жительства населения (общежития и микрорайоны) , в местах массового отдыха (санатории, дома отдыха, турбазы и др.);
б) двухэтапные соревнования на уровне района или города по оздоровительному бегу и ходьбе или лыжам, которые могут называться «Неделя оздоровительного бега и ходьбы» или «Неделя лыжного спорта».
Первый этап таких соревнований проводится на уровне трудовых и учебных коллективов, второй (финал) — на уровне района или города;
в) городские и районные соревнования по мини-футболу или волейболу, где команды-участники распределяются на группы и подгруппы с учетом возраста. В этих соревнованиях, организуемых по круговой системе, принимает участие и группа команд, где возраст игроков старше 50 лет.
К разовым физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся
· праздники здоровья (физкультурные и культурно-спортивные),
· спортивные и физкультурно-оздоровительные фестивали,
· дни здоровья,
· пробеги, семейные старты, соревнования команд любителей бега, плавания, туризма, триатлона и др.,
а также конкурсы и смотры. В свою очередь конкурсы и смотры проводятся по спортивным танцам, армрестлингу, перетягиванию каната, сгибанию рук в упоре лежа, подниманию гири (конкурс силачей), подтягиванию на перекладине и др.
Спартакиады — массовые комплексные мероприятия — нашли широкое применение в учебных заведениях, по месту жительства населения, в трудовых коллективах
Спартакиада проводится по заранее разработанному положению в несколько этапов.
· I этап — массовые соревнования спартакиады проводятся ежегодно, непосредственно в учебных и трудовых коллективах между командами классов, учебных групп, производственных бригад, отделов, смен, участков, цехов, ферм, лабораторий и других структурных подразделений по тем видам спорта, которые культивирует коллектив физкультуры. Спартакиады проводятся как яркие спортивные праздники с участием спортсменов, ветеранов войны, труда и спорта.
· II этап — соревнования проводятся ежегодно в районах и городах среди команд коллективов физкультуры, школ, вузов, предприятий.
· III этап — соревнования проводятся среди сборных команд городов, районов, команд коллективов физкультуры на первенство области.
· IV этап — финальные соревнования спартакиады республики проводятся среди команд областей и г. Минска.
Спортивные соревнования — это специфическая форма соперничества, каждый участник которого с помощью определенных приемов в равных для всех условиях стремится достичь наилучшего результата, переиграть и победить остальных участников
Организация, проводящая соревнование, создает оргкомитет. Между его членами распределяются обязанности по решению различных вопросов подготовки и проведения соревнований.
Существует несколько способов проведения спортивных соревнований, обусловленных их правилами и положением о соревновании. В практике используются следующие способы проведения соревнований: прямой, круговой, с выбыванием, смешанный.
Физкультурно-оздоровительные праздники — это разовые мероприятия, длящиеся не более 2-3 ч, в которых самое активное участие принимают широкие массы населения, причем количество участников не ограничено. В празднике используется широкий арсенал упражнений, доступных для людей разного возраста, разной степени физической подготовленности и состояния здоровья, чтобы каждый.
№ 6 Критический минимум и оптимум двигательной активности. Нормы двигательной активности.
Физическая нагрузка будет полезной только тогда, когда она оптимальна, особенно для лиц с ослабленным состоянием здоровья, перенесших заболевания, старшего возраста. В связи с этим важной проблемой является определение критического минимума ДА для занимающихся ОФК и МС. Под критическим минимумом ДАподразумеваются те граничные параметры рационально организованной двигательной деятельности в условиях повседневного быта, отступление от которых в сторону уменьшения ведет к регрессу функциональных возможностей организма (Л.П. Матвеев).
При занятиях ОФК и МС существуют, однако, пределы, которые ограничивают интенсивность физических нагрузок
Таким пределом является порог анаэробного обмена (ПАНО) — показатель интенсивности работы, при превышении которого в организме возникает дефицит кислорода, накапливается кислородный долг, в крови и тканях повышается концентрация молочной кислоты и быстро наступает утомление.
При занятиях ОФК и МС нагрузки должны выполняться до уровня ПАНО, т.е. в аэробной зоне, когда организм получает необходимое количество кислорода во время самой работы. Эти упражнения умеренной интенсивности. У лиц, занимающихся ОФК МС, ЧСС на уровне ПАНО примерно составляет для пожилых —140-150 уд./мин, для молодых — 160-170 уд./мин и в каждом конкретном случае зависит от физической подготовленности человека. При занятиях ОФК и МС следует различать минимальный, оптимальный и максимальный уровень ДА.
При минимальной ДА поддерживается достигнутый уровень физической подготовленности и состояния здоровья. Уменьшение физической активности ниже этого уровня ведет к гипокинезии, возникновению и развитию различных заболеваний организма.
При оптимальном уровне систематически выполняются довольно большие нагрузки, выходящие по интенсивности на ПАНО. Выше этого уровня работа будет происходить (в большей или меньшей степени) в анаэробных условиях, что снижает оздоровительный эффект и может вести к перенапряжению и заболеваниям. Такие нагрузки можно отнести к максимальным. Оптимальный уровень ДА способствует совершенствованию аэробных возможностей, улучшению состояния ССС, дыхательной, нервно-мышечной систем, увеличению резервов организма, замедлению процессов старения.
№7 Методика разработки планирующей документации для физкультурно – оздоровительных групп.
Наиболее предпочтительная форма, т.к.практическую часть планирует и проводит специалист по физ.воспитанию.
1.Группы создаются в учреждениях, учебных заведениях, в парках культуры и отдыха, в лагерях и т.д. М.б. использованы спорт.площадки, стадионы, залы, лесопарки и т.д. Д.б. оборудованы раздевалками с душевыми. Все желающие, в группе 15-20 чел.
2. Группы д.б. составлены из лиц с примерно одинаковым состоянием здоровья ( три группы здоровья: основная(1), подготовительная (2), специальная (3). Практическая часть проходит в форме оздоровительной тренировки. Используются различные виды физ.упражнений.
Занятия в физ-оздоров.группах служат для повышения физической подготовленности до соответствующего возрасту уровня. Направленность тренировки - общефизическая подготовка. Основной объем д.занимать упражнения на развитие выносливости. 2 раза в неделю по 45-60 мин.
Все секции, школы, клубы д.иметь:
1.положение о физ-оздоров группах;
2. устав клуба, состав совета;
3. положение о школе здоровья;
4. расписание занятий, программы, учебные планы;
5.журналы учеб групп, картотеку на всех занимающихся или мед карточки.
Работники д.иметь след документацию:
1. годовой план учебно-тренировочной работы;
2. поурочные планы-конспекты;
3. журнал учета работы группы ( секций) с регистрацией антропометрических, физиолог. И функц изменений
№ 8 Особенности использования игровых видов спорта в оздоровительной тренировке.
Оздоровительная тренировка - это система физических упражнений, направленных на повышение физического состояния до безопасного уровня, гарантирующего стабильное здоровье.
Высокая привлекательность игровых средств объясняется наличием в них
1) соревновательного компонента,
2) большим объемом ситуативных действий,
3) высокой эмоциональностью упражнений.
4) Атмосфера соперничества полностью погружает человека в игровой процесс, подчиняя себе не только моторную, но и его интеллектуальную деятельность.
Общие требования к организации игровой тренировки:
Ø м.б как групповая, так и самостоятельная форма;
Ø особое внимание следует уделять разминке: д.б общая и специальная часть;
Ø все основные задачи решаются в основной части тренировки: она м.б.целиком посвящена двусторонней игре;
целесообразно включать в занятия специальные упражнения на освоение технических и тактических приемов
№ 9 Использование различных Физкультурно – оздоровительных систем оздоровления населения( на примере Купера, Стрельникова, Амосова)
Система Н.М.Амосова (кардиохирург, доктор медицинских наук, профессор) включает:
1) комплекс гимнастических упражнений общеразвивающего характера для основных суставов и мышечных групп;
2) беговые упражнения аэробного характера для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Предполагаемая продолжительность одного занятия - 40 минут.
Энергостоимость одного занятия - 300-350 ккал. Частота занятий 5-7 раз в неделю. Максимально допустимая частота сердечных сокращений для лиц моложе 30 лет - 165 ударов в минуту; 40-50 лет - 150 уд. в мин.;60 лет и старше - не более 130 уд. в мин.
Комплекс состоит из простых, но довольно эффективных упражнений:
1.Наклоны вперёд.
2.Наклоны в стороны.
3. Повороты туловища в стороны.
4.Рывки руками назад.
5.Поднимание рук через стороны вверх.
6.Приседания.
7.Поднимание прямых ног под прямым углом в положении лёжа.
8. Наклоны вперёд из положения сидя на стуле.
9.Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.
10.Бег на месте в темпе 70-90 шагов в минуту в течение 10 минут.
Каждое упражнение предлагается выполнить по 50-100 раз, что, естественно , могут сделать далеко не все. Поэтому автор системы предлагает начинать с 5-10 повторений и прибавлять по одному разу на каждом последующем занятии. Не рекомендуется форсировать нагрузку , особенно в упражнениях №№ 6 и 9.
Срок тренировки до полного числа упражнений для здоровых людей моложе 30 лет - 10 недель, в возрасте от 30 до 50 лет - 15 недель. Для людей, имеющих 10 и более килограммов лишнего веса, сроки удлиняются на 1/5 часть
Система К. Купера ставит цельюувеличение максимального потребления кислорода — этого важного показателя, характеризующего состояние органов кровообращения и дыхания при занятиях физическими упражнениями.
Из зарубежных европейских систем оздоровительной физической тренировки заслуживают внимания “Новая аэробика” К.Купера и программа “Тримминг - 130”.
Система “Новая аэробика” главной целью оздоровительных занятий ставит увеличение максимального потребления кислорода (МПК) - важнейшего показателя, характеризующего состояние органов кровообращения и дыхания.
К.Купер разработал систему оценки циклических упражнений в очках, характеризующую уровень потребления кислорода при их выполнении (аналогично оценке в килокалориях). При этом очки отражают одновременно объём и интенсивность выполненной работы
Очки насчитываются лишь за упражнения, выполняемые в достаточном темпе, с частотой сердечных сокращений не ниже 110 ударов в минуту. В зависимости от частоты пульса различно и время ежедневных занятий от 180 минут при пульсе 110 уд/мин. до 10 минут при пульсе 150 уд/мин.
Основываясь на данных многих тысяч исследований, К.Купер рекомендует для достижения минимальной нормы физической подготовленности набирать ежедневно мужчинам 30 очков, а женщинам - 24 очка.
Программа тренировки индивидуализируется в зависимости от уровня физической подготовленности, которую каждый начинающий может легко определить по специальным таблицам.
Тест Купера заключается в том, чтобы за 12 минут преодолеть возможно большее расстояние. Так, преодоление расстояния в 1,6 км за 14,5 - 20 минут даёт 1 очко, а преодоление этого же расстояния за 6-6,5 минут - уже 6 очков.
Эта система практически доступна всем, кроме тех, у кого имеются заболевания, резко снижающие функциональные возможности организма.
Программа “Тримминг - 130” направлена на развитие общей выносливости. Суть тренировок заключается в использовании физической нагрузки , в основном циклического характера, при частоте сердечных сокращений 130 уд/мин.
Продолжительность таких занятий должна составлять 20-40 минут, при трёхразовых тренировках в неделю. Таким образом общее время физической тренировки составляет 120 минут в неделю, что эквивалентно расходу энергии за это время 1500 ккал.
Считается, что такая нагрузка обеспечивает нижнюю границу двигательной активности, необходимой для взрослого человека. Эта система чрезвычайно проста и доступна, но не учитывает исходного функционального состояния, возраста, пола, характера трудовой деятельности человека и т.п.
№ 10 Методика проведения занятий на тропах здоровья ( с дозированной нагрузкой на станциях и с дозированной нагрузкой между ними)
№11. Основные положения «закона о физической культуре и спорите» касающиеся оздоровления граждан.
Одним из важнейших событий для физкультурного движения было принятие Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте». Закон был введен в действие Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 18 июня 1993 г.
Закон включает шесть разделов, в которых размещены 26 статей.
Раздел 1 («Права граждан в области физической культуры и спорта») включает четыре статьи, в которых определено право на занятия физической культурой и спортом (ст. 1), на создание физкультурных объединений, спортивных клубов, ассоциаций (ст. 2), на профессиональную спортивную деятельность (ст. 3), на коммерческую, предпринимательскую деятельность и рекламу (ст. 4).
Раздел 2 («Управление физической культурой и спортом»). В нем — пять статей, в которых определено содержание работы органов государственного управления (ст. 5), участия организаций здравоохранения в развитии физической культуры и спорта (ст. 6),
обеспечение санитарно-эпидемического благополучия и радиационной безопасности (ст. 7), соблюдение правил безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом (ст. 8), пропаганда физической культуры и спорта (ст. 9).
Раздел 3 («Система физического воспитания населения»). В этом Разделе изложены основные положения организации физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста (ст. 10), учащих- ся общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений (ст. 11), студентов (ст. 12), по месту работы, жительства и отдыха населения (ст. 13), физической подготовки военнослужащих и личного состава правоохранительных органов (ст. 14), физической культуры и спорта для
инвалидов (ст. 15).
Раздел 4 («Олимпийское движение, международные спортивные связи Республики Беларусь, спорт высших достижений»). В нем регламентированы работа Национального Олимпийского комитета Республики Беларусь (ст. 16), международные связи (ст. 17), спорт высших достижений (ст. 18), подготовка спортивного резерва (ст. 19).
Раздел 5 («Образование, кадры, наука»). В этом разделе Определены основные положения: организации физкультурного образования (ст. 20), занятий педагогической деятельностью по физической культуре и спорту (ст. 21), повышения и переподготовки специалистов (ст. 22), организации научных исследований (ст. 23).
Раздел 6 («Материальная база и финансирование физической культуры и спорта»). В этом разделе освещены правовые вопросы функционирования материальной базы (ст. 24), ее развития финансирования физического воспитания, порядка и размеров налогообложения прибыли (доходов) предприятий физкультурнооздоровительной и спортивной направленности .
№ 12 Понятия, задачи и функции оздоровительной физической культуры.
Оздоровительная физическая культура — производная от обобщенного понятия «физическая культура». Оздоровительная физкультура использует все формы, средства и методы физкультуры, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека.
Задачей оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболеваний и т.д. Занятия оздоровительной физической культурой не ставят себе задачу достижения каких-либо спортивных результатов или лечения болезней (как в ЛФК) и доступны всем практически здоровым людям.
Одоровительная физическая культура выполняет следующие функции, имеющие непосредственное отношение к проблеме формирования стабильного здоровья:
1. Образовательная функция — использование оздоровительной физической культуры в общей системе образования с целью формирования жизненно-важных двигательных умений и навыков, приобретение специальных знаний в области теории и методики физической культуры, необходимых для ведения здорового образа жизни.
2. Оздоровительная функция — использование средств оздоровительной физической культуры в системе мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья с учетом возраста, профессиональной деятельности, наличия заболеваний или расстройств здоровья и т.п.
3. Воспитательная функция — формирование качеств личности и черт характера, позволяющих сформировать оптимальный психологический климат в обществе, коллективе, семье, а также формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
4. Рекреативная функция — использование средств оздоровительной физической культуры в обеспечении полноценного отдыха, восстановления физических и психических сил с учетом характера и специфики производственного утомления.
№ 13. Основные предпосылки развития и совершенствования оздоровительной физической культуры в РБ.
№ 14. Характеристика объектов Физкультурно- оздоровительного назначения.
№ 15. Структура виды и формы производственной физической культуры.
Производственная физическая культура — это такая культура система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.
Физические упражнеия как средство активного отдыха во время работы. Они обладают широким диапозоном влияния и оказывают благоприятное воздействие на организм занимающихся, стимулируют многие физиологические процессы, улучшают реакцию организма на производственные факторы. *Физические упражнения обладают мощным оздоровительным эффектом:
1. Регулируют мозговое периферическое кровообращение;
2. Совершенствуют дыхание;
3. Укрепляют и развивают мышечную массу;
4. Увеличивают подвижность суставов и позвоночного столба;
Физические упражнения на производстве доступны всем работающим любого возраста, пола, уровня физической подготовки, уровня здоровья. Основное назначение физических упражнений во время работы это понижение и профилактика утомления.
Виды производственной физической культуры:
1. Производственная гимнатика - занимает особое место, выполняется непосредственно на рабочем месте;
2. Восстановительно-профилактические занятия - они проходят вне работы;
Формы производственной гимнастики:
1. Водная гимнастика - Это 7-9 упражнений продолжительностью 5-7 минут. Могут быть индивидуальные и коллективные. Эффект после такой разрядки сохраняется 2-2,5 часа;
2. Физкультурная пауза - Это 6-7 упражнений в течение 5 минут. Эффект 1,5-2 часа;
3. Физкультурная минутка - Это 3-4 упражения. Эффект 1,5-2 часа;
4. Физкультурная микропауза - это 1-2 упражнения, необхожимые для того чтобы снять напряжение;
Средства ПФК - это общеразвивающие упражнения и специальные физические упражнения:
1. На расслабление;
2. На растягивание;
3. На внимание;
4. На координацию;
5. На отточеность движений;
Группы профессий:
1. Легкого физического труда. Упражнения динамического характера;
2. Профессии физического труда средней тяжести. Разнообразные упражнения;
3. Профессии тяжелого физического труда. Упражнения на расслабление, дыхательные упражнения;
4. Профессии, связаные с умстенным трудом. Упражнения с широкой амплитудой движений;
№16. Понятия, задачи и формы профессионально- прикладной физической подготовки.
Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки к определенной профессиональной деятельности.
Суть основных задач, решаемых в процессе ППФП, заключается в том, чтобы:
1. Пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности и непосредственно работе и нужных вместе с тем в процессе ППФП в качестве ее средств.
2. Интенсифицировать развитие профессионально важных физических и непосредственно связанных с ними способностей, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособности.
3. Повысить степень резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям средовых условий, в которых протекает трудовая деятельность, содействовать его адаптационным возможностям, сохранить и упрочить здоровье.
4. Способствовать успешному выполнению общих задач, реализуемых в системе профессиональной подготовки кадров, по воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, создающих материальные и духовные ценности.
№ 17. Виды труда и их характеристика. Группирование профессий по видам труда, организация производственной гимнастики.
Существуют различные виды труда, все их многообразие классифицируют по следующим критериям: по содержанию труда, по характеру труда, по результатам труда, по методам привлечения людей к труду.
В зависимости от содержания труда различают следующие его виды:
умственный и физический труд;
простой и сложный труд. Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки и квалификации. Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определенной профессией;
функциональный и профессиональный труд. Функциональный труд характеризуется определенным набором трудовых функций, характерных для конкретного вида трудовой деятельности. Профессиональный труд является конкретизацией функционального труда, образующий широкую профессиональную структуру;
репродуктивный и творческий труд. Репродуктивный труд отличается стандартностью воспроизводимых трудовых функций, его результат заранее известен и не несет в себе ничего нового. Творческий труд свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям.
В зависимости от характера труда различают:
конкретный и абстрактный труд. Конкретный труд – это труд конкретного работника преобразующего предмет природы с целью придания ему определенной полезности и создающий потребительную стоимость. Абстрактный труд – это соизмеримый конкретный труд, он абстрагируется от качественной разнородности различных функциональных видов труда, и создает стоимость товара;
индивидуальный и коллективный труд. Индивидуальный труд – это труд отдельно взятого работника либо самостоятельного производителя. Коллективный труд – это труд коллектива, подразделения предприятия, он характеризует форму кооперации труда работников;
частный и общественный труд. Частный труд всегда является частью общественного труда, поскольку носит общественный характер и его результаты приравниваются друг к другу по стоимости;
наемный труд и самонаем. Наемный труд имеет место тогда, когда человек нанимается по трудовому договору к собственнику средств производства выполнять определенный набор трудовых функций в обмен на заработную плату. Самонаем предполагает ситуацию, когда сам собственник средств производства создает для себя рабочее место.
В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды:
1. живой и прошлый труд. Живой труд – это труд работника, который затрачивается им в данный момент времени. Прошлый труд воплощается в таких элементах процесса труда как предметы труда и средства труда;
2. производительный и непроизводительный труд. Результатом производительного труда являются натурально-вещественные блага, а результатом непроизводительного труда – социальные и духовные блага, имеющие не меньшую ценность и полезность для общества.
По условиям труда с различной степенью регламентации выделяют:
1. стационарный и передвижной труд;
2. легкий, средней тяжести и тяжелый труд;
3. свободный и регламентированный труд.
По методам привлечения людей к труду различают:
1. труд по внеэкономическому принуждению, когда человек включается в трудовой процесс по прямому принуждению (рабство);
2. труд по экономическому принуждению, а именно, чтобы заработать необходимые средства к существованию;
3. добровольный, свободный труд является потребностью человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества, вне зависимости от вознаграждения
4. .
Средства труда также предопределяют деление труда на различные виды: ручной, механизированный, автоматизированный, машинный труд.
№ 18. Характер производственного утомления, работоспособность и ее фазы. Методы составления профессиограммы.
По характеру утомления выделяют: 1)физическое 2)нервно-психическое 3)смешанное
В течение рабочего дня отмечаются следующие периоды изменения работоспособности.
В начале рабочей смены работник определенное время не достигает максимальной работоспособности. Этот период называют периодом врабатываемости. За ним наступает период устойчивой, максимальной работоспособности, характеризуемый устойчивостью физиологических процессов в организме и постоянством производственных показателей. После периода устойчивой работоспособности начинается период появления и нарастания утомления, сопровождаемый снижением работоспособности. В этот период требуется вводить микропаузы, регламентированные перерывы па отдых и обед.
Профессиограмма — это описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку.
Понятие профессиограммы – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой Деятельности.
Эти качества называются ПВК – профессионально важные качества.
Для того чтобы выделить и обозначить качества, которые необходимы для данной профессии необходимо иметь достаточно полные данные о профессии. К ним относятся, прежде всего, характеристики собственно производственных движений и действий
В ее содержание включается подробное описание условий труда, его характера и специфики. Они определяются особенностями рабочих движений, действий и приемов. К ним относятся тип двигательного действия (вращательные, ударные) и участвующие при этом части тела, амплитуда движений, временные и силовые характеристики, особенности координации движений, степень их пластичности и др.
После выяснения основных характеристик, определяющих и раскрывающих типичные черты труда, необходимо определить, как данная профессия воздействует на организм человека, какие физические способности и двигательные навыки являются наиболее профессионально важными (например, для водителя - статическая выносливость, оператора - общая выносливость, буровика - сила, ткачихи - тонкая двигательная координация).
После того, как выяснены профессионально важные физические способности и определены специфические профессиональные двигательные навыки, подбирают наиболее эффективные средства, содействующие развитию этих качеств.
№ 19. Научные основы активного отдыха. Учение Сеченова об активном отдыхе.
И.М. Сеченов доказал, что отдых в процессе напряженной деятельности должен сводиться не к полному покою, а к смене деятельности. Мышечная деятельность оказывается более действенной в различных условиях, обеспечивающих восстановление работоспособности утомленных мышц. Кратковременный отдых такого рода (активный отдых) оказывается значительно эффективней, чем более продолжительный отдых, происходящий в условиях полного покоя. Принципиальная возможность стимуляции мышечной работоспособности за счет переключения деятельности на неутомленные мышцы послужила основой нового направления в физиологии мышечной деятельности.
Механизм активного отдыха — явление многогранное, на него оказывает влияние целый ряд факторов. В его основе лежат индукционные взаимоотношения между нервными центрами. Включение в деятельность мышц, не участвовавших в процессе труда, приводит к возникновению в соответствующих центрах очага возбуждения, который в силу одновременной отрицательной индукции еще более углубляет тормозной процесс в центрах утомленных ранее мышц. Само по себе торможение не только охраняет нервные клетки от функционального истощения, но и активно стимулирует течение восстановительных процессов.
Эффект активногоотдыха возникает вследствие нервно-рефлекторных влияний с определяющим значением проприоцептивной импульсации, свидетельствующим о ведущей роли двигательного анализатора.
Положительный эффект от дополнительной работы мышц является более стойким, т.е. более длительным по сравнению с эффектом афферентной сигнализации от других анализаторов. Поэтому именно физические упражнения являются наиболее эффективными средствами активизации отдыха по сравнению с другими видами. Активный отдых в виде физических упражнений является основой при рациональной организации труда (учебы).
№ 20. Характеристика организационных форм физкультурно – оздоровительных занятий. ( физкультурно – оздоровительные группы, секции по видам спорта, клубы по спортивным интересам, школы здоровья).
№21. Характеристика оздоровительно – рекреативного направления физической культуры.
Оздоровительно-рекреативная физическая культура — это отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения). Термин рекреация (от лат. recreatio) означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. Чтобы оттенить специфический смысл этого термина в сфере физической культуры, часто говорят «физическая рекреация».
В современном обществе основные функции физической рекреации сводятся к следующему (Ю.Е.Рыжкин, 1999):
— социально-генетическая (механизм усвоения социально-исторического опыта);
— творчески-атрибутивная (позволяет ее рассматривать в развитии и совершенствовании);
— системно-функциональная (раскрывающая физическую рекреацию как функцию конкретной социальной системы);
— аксиологическая (ценностно-ориентировочная);
— коммуникативная (важное средство неформального общения людей).
Основными видами физической рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и др.
По количеству занимающихся рекреационные занятия могут быть индивидуальными и групповыми (семья, группа по интересам и т.д.).
№ 22 Характеристика функциональной направленности оздоровительно – рекреативного направления физической культуры.
№ 23. Общая характеристика организационно- управленческой работы в области ОФК.
1. Общая характеристика организационно-уп