Исследуя закономерности развития детской речи, А. Н. Гвоздев отмечает, что общий ход усвоения ребёнком звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер.
Таким образом, учёные считают, что восприятие звуков речи и их произношение это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, уточняющих и дополняющих друг друга.
На исключительное значение артикуляции в формировании письменной речи указывает А.Р. Лурия. Выясняя, какую роль в процессе письма играют речевые кинестезии, он пришёл к заключению, что проговаривание записываемого слова является не просто «аккомпанементом*, письма, но существенной его составной частью: «Такое „проговаривание" позволяет уточнить подлежащие написанию звуки, отделить близкие звуки друг от друга и превратить недостаточно ясные звуковые нюансы в чёткие фонемы».
В экспериментах Л. К. Назаровой, проведённых в первом классе массовой школы, ученики, лишённые возможности проговаривать записываемое слово, сделали в 7 раз больше ошибок, чем учащиеся контрольного класса.
Дисграфия у учащихся с ринолалией. Генезис нарушения письма.
Анатомические дефекты органов речи приводят к компенсаторному перемещению артикуляционных зон, в результате чего образуются неправильные способы овладения звуками.
Так, при произнесении гласных отмечается недифференцированная артикуляция с затушёвыванием противопоставления звуков по признаку высоты, ряда и огубленности.
Гласный аартикулируется при почти закрытом рте с некоторым подниманием спинки языка и оттягиванием его кончика назад.
Произнесение гласных заднего ряда верхнего и среднего подъёма у, охарактеризуется излишним подъёмом спинки языка и недостаточной лабиализацией, чтосближает эти два звука в произношении.
Гласный переднего ряда среднего подъёма э произносится с чрезмерным поднятием спинки и корня языка и оттягиванием его кончика назад, в результате эполучает звучание, близкое к звуку ы.
При произнесении гласного переднего ряда верхнего подъёма икончик языка оттягивается назад, что сближает этот гласный в произношении со звуком ы.
Все гласные звуки, произносятся с носовым оттенком: менее ринофонически звучит а, наиболее назализованными в произношении оказываются и, у.
Весьма распространены дефекты произношения согласных звуков. Свистящие с, зартикулируются с чрезмерным подниманием корня и спинки языка и оттягиванием кончика его назад. Для них характерен шипящий сигматизм. Акустически они воспринимаются как нечто среднее между звуками с - ш, з ж.Довольно часто отмечается боковое и мягкое произношение, нередко мягкое произношение свистящих звуков сочетается с боковым. Наблюдается замена звука зискажённым звуком с. Свистящие звуки оказываются наиболее назализованными в произношении, что отражается на их внятности.
Характерным недостатком произношения шипящих ш, жявляется смягчение и сближение их со свистящими с, з.Звуки ш и ж артикулируются с подниманием средней части спинки языка, опусканием и оттягиванием его кончика назад, что и обусловливает их мягкое произношение. Нередко наблюдается боковое произношение, замена звуков ш, жискажёнными с, з. Согласный щв основном заменяется звуками тис или звуком ш.Произнесение аффрикат ц и чхарактеризуется расщеплением их на составляющие части, тенденцией к сближению звука ч со звуками щ, цили полным отождествлением с последним.
Затруднённость тонких движений задней части спинки языка приводит к тому, что звуки к, гу учащихся с ринолалией отсутствуют, заменяются фрикативным хили искажёнными г, д. Наблюдается оглушение звука г. Звуки т, дсмягчаются и сближаются со звуками к, г.В случае дефектного произнесения они артикулируются с подниманием средней части спинки языка и оттягиванием кончика его назад, в результате чего получаются звуки, близкие к звукам к, г.При патологическом состоянии полости носа и носоглотки, а также при тяжелой форме назальности звуки т и д заменяются носовым звуком н. Наблюдается также замена звука д искажённым звуком г.
Наиболее распространёнными дефектами произношения согласного рявляются задненёбное, боковое, одноударное произношение, замена р звуком л.Звук лпроизносится чаще всего смягчённо, при тяжёлой форме назальности заменяется звуком н, нередко наблюдается боковое произношение, замена звуком в.
Губы при произнесении звука м малоподвижны, почти не принимают участия в звукообразовании. Значительное сходство звучания носовых звуков, а также стирание артикуляционных различий между ними затрудняет их дифференциацию на слух, что, в свою очередь, препятствует формированию каждой из этих фонем как самостоятельного образования. Нередко наблюдаются замены носовых минпарными согласными б, д, что обусловлено не только дефектами нёбно-глоточного замыкания, но и патологическим состоянием полости носа и носоглотки.
Таким образом, недостатки произношения у учащихся с ринолалией выражаются в отсутствии звуков, их искажении, различного рода заменах, а также в сближении артикуляционных укладов гласных (уо, ао, ыu и др.) и согласных звуков (сш, зж, чщ, ч ц, тк, дг, т~х, рл, мн, твёрдых и мягких и т.д.). Это связано с ограниченной подвижностью губ, челюсти, с патологическим состоянием носа и носоглотки, с неправильным развитием и функционированием языка в результате его усиленной работы (главным образом корня и боков) для проталкивания пищи и в силу создавшейся привычки закрывать им расщелину нёба (корень языка утолщён, западает назад, к глотке, задняя часть спинки имеет тенденцию подниматься кверху, кончик оттянут от нижних резцов и не принимает участия в артикуляции).
Стирание противопоставленностизвуков по признаку «ротовой носовой», к затушёвыванию различий в артикуляции их не только по месту, но и по способу образования (фрикативный смычный аффриката дрожащий). Недифференцированная артикуляция гласных и согласных звуков.
Наряду с перечисленными недостатками произношения у детей отмечается специфическая окраска гласных и согласных звуков щелкающий призвук, храп, свист, придыхание, гортанность, т.е. страдает не только артикуляция, но и развитие просодических элементов речи.
Чтобы правильно написать слово, недостаточно выделить и уточнить его звуковую характеристику, необходимо также чётко разграничивать звуки по их кинестетическим основам, по месту и способу образования. У детей с ринолалией оказалась нарушенной одна из психологических предпосылок письма проговаривание записываемого слова, помогающее не только конкретизировать звуковой состав слова, но и превратить слышимые в данный момент звуковые варианты в чёткие речевые звуки - в фонемы.