Негативные события жизни как триггеры суицидального поведения
У детей и подростков с суицидальными тенденциями обычно наблюдается повышенная чувствительность к стрессовым воздействиям, наряду с упомянутыми когнитивными стилями и личностными чертами (обусловленными наследственными генетическими факторами, а также семейными обстоятельствами и негативными стрессовыми событиями жизни, пережитыми в раннем возрасте) [16]. Эта повышенная чувствительность мешает им адекватно справляться с текущими жизненными трудностями, поэтому обычно суицидальному поведению предшествуют стрессовые события. Психотравмирующие события пробуждают чувства беспомощности, безнадежности и отчаяния, которые могут актуализировать суицидальное мышление и привести к совершению суицидальной попытки или самоубийства [17].
В число ситуаций риска и событий, которые могут спровоцировать совершение суицидальных попыток или самоубийства, входят:
· ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые (даже если при объективном рассмотрении они таковыми не являются). Дело в том, что уязвимые дети и подростки нередко воспринимают самые тривиальные ситуации как глубоко ранящие и реагируют на них тревожным и хаотичным поведением. Подростки с суицидальными тенденциями склонны рассматривать подобные ситуации как угрозу их образу «я» и страдают от чувства униженного достоинства;
· неприятности в семье;
· разлука с друзьями, любимой девушкой/ парнем, одноклассниками и др.;
· смерть любимого или другого значимого человека;
· разрыв отношений с любимым человеком;
· межличностные конфликты или потери;
· проблемы с дисциплиной и законом;
· давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием саморазрушительному поведению других;
· запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
· разочарование успехами в школе, серьезные трудности в учебе;
· высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);
· безработица, проблемы с трудоустройством, тяжелое экономическое положение;
· нежелательная беременность, аборт и его последствия;
· ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;
· серьезная физическая болезнь;
· чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы, природные катаклизмы.
КАК ВЫЯВИТЬ СТРЕСС И СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК У УЧАЩИХСЯ
Выявление признаков стресса
Любые неожиданные или драматические изменения, влияющие на поведение подростка или ребенка, любые внезапные и значительные изменения успеваемости, посещения школы или поведения следует принимать всерьез [18]. К ним относятся:
· потеря интереса к обычной деятельности;
· внезапное снижение успеваемости;
· необычное снижение активности, безволие;
· плохое поведение в школе, нарушения дисциплины;
· необъяснимые или частые исчезновения из дома, пропуски занятий, прогулы;
· увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков (включая гашиш);
· инциденты, приводящие к контактам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках.
Перечисленные признаки характерны для учащихся, которые, по всей видимости, переживают психологический или социальный стресс, и у них, возможно, возникают мыслей о самоубийстве, которые впоследствии способны привести к суицидальным действиям.
Если учитель или школьный психолог замечает у ученика какие-либо из приведенных признаков, об этом следует известить школьную команду суицидальной превенции, которая должна принять своевременные меры по оценке состояния данного учащегося, поскольку обычно эти признаки свидетельствуют о серьезных проблемах, и дело может закончиться суицидальным поведением.
Оценка суицидального риска
При оценке суицидального риска работникам школы не следует забывать о том, что проблемы всегда являются множественными.
Предшествующие суицидальные попытки
Одним из самых значимых факторов риска является наличие в прошлом суицидальных попыток. В стрессовой ситуации подростки склонны вновь прибегать к подобным действиям.
Депрессия
Вторым по значимости серьезным фактором риска является депрессия. Конечно, диагноз депрессии должен ставить врач – специалист в области детской и подростковой психиатрии, но учителям и другим работникам школы следует знать разнообразные симптомы депрессии [20, 21].
Трудность оценки депрессии связана с тем, что существуют некоторые общие признаки, характерные как для естественных переходных стадий подросткового возраста, так и депрессии.
Подростковое созревание является нормальным состоянием, при котором часто наблюдаются такие проявления, как снижение самооценки, уныние, нарушения внимания, повышенная утомляемость и нарушения сна. Аналогичные симптомы характерны и для депрессии, но они не представляют повода для тревоги, если не нарастают по степени тяжести и длятся непродолжительное время. По сравнению с взрослыми, страдающими депрессией, юные пациенты проявляют тенденцию к демонстративному поведению, часто больше едят и спят.
Депрессивные мысли могут появляться у здоровых подростков, они отражают нормальный процесс развития, особенно, если юноша или девушка заняты решением экзистенциальных вопросов. Интенсивность суицидальных мыслей, их глубина и продолжительность, контекст, в котором они возникают, невозможность отвлечения ребенка или подростка от этих мыслей (то есть, их упорный, навязчивый характер) отличают молодого человека в состоянии суицидального кризиса от здорового сверстника.
Ситуации риска
Еще одна серьезная задача - выявление перечисленных выше внешних ситуаций и негативных событий жизни, активирующих суицидальные мысли и увеличивающих риск самоубийства.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ УЧАЩИМИСЯ В ШКОЛЕ
Выявление подростков, переживающих стресс и нуждающихся в помощи, обычно не представляет особой проблемы. Гораздо труднее решить, как следует вести себя в отношении детей и подростков с суицидальными тенденциями.
Многие работники школ обладают способностью к чуткому и уважительному обращению с учащимися, испытывающими страдание и суицидальные переживания, в то время как другие этими навыками не владеют. В последнем случае их следует этим умениям обучить. При контактах с суицидальным учащимся следует соблюдать баланс между дистанцией и близостью, между эмпатией и уважением.
Выявление у учащегося признаков суицидального кризиса и оказание помощи в его преодолении может вызвать внутренний конфликт у учителей и других школьных работников, поскольку порой они не либо обладают нужными навыками, либо им не хватает времени, или же они опасаются столкновения с собственными психологическими проблемами.