Ведение больных с заболеваниями
КИШЕЧНИКА
В данной главе мы остановимся на особенностях ведения больных до и после операции, по поводу острой кишечной непроходимости, кишечных свищей различной локализации, опухолей и их осложнений (кровотечение, перфорация, пенетрация и непроходимость).
15.1. Особенности предоперационной подготовки 15.1.1. Острая кишечная непроходимость
Диагностика острой кишечной непроходимости подчас очень трудна, а результаты операции зависят от сроков хирургического вмешательства. «Врач не должен забывать, что непроходимость может иногда быть малоболезненной, иногда не осложняться рвотой, иногда при ней может быть и понос, и не вздутый, а плоский живот. Если хотя один из этих главных признаков выражен со всей присущей ему интенсивностью (жестокая боль, отвратительно пахнущая рвота, полная задержка газов, метеоризм), для него этого будет достаточно, чтобы заподозрить непроходимость кишок» [Мондор Г. , 1937].
Острая кишечная непроходимость ведет к тяжелым расстройствам гомеостаза. Каждый орган при этом заболевании претерпевает более или менее выраженные патоморфологические и патофизиологические изменения, которые в конечном итоге могут стать необратимыми и явиться причиной смерти.
Основные патогенетические механизмы, лежащие в основе тяжелейших нарушений при острой кишечной непроходимости, на которые должен быть направлен комплекс лечебных мероприятий в предоперационном и послеоперационном периодах, можно сформулировать следующим образом: 1) нарушение микроциркуляции в кишке выше зоны препятствия; 2) потери воды, электролитов, ферментов,белка; 3) потери форменных элементов крови; 4) некротические процессы в стенке кишки; 5) перемещение воды, электролитов и белков и проникновение инфекции в полость брюшины при развитии перитонита;
6) активация кишечной флоры, превращение ее в патогенную выше места препятствия; 7) воздействие экзоэндотоксинов на все органы и ткани; 8) расстройства портального кровообращения в связи с тромбозом (воротной вены); 9) снижение функции печени; 10) вторичная динамическая кишечная непроходимость в связи с перитонитом; 11) сгущение крови; 12) ферментемия, токсемия;
13) болевой шок; 14) септический шок; 15) гипоксия в связи с высоким стоянием диафрагмы.
Предоперационный период ҿри острой кишечной непроходимости должен продолжаться не более 2—3 ч с момента поступления больного в стационар. За такой короткий промежуток времени устранить все указанные выше моменты не представляется возможным, особенно если учесть тот факт, что остается заболевание, обусловливающее тяжесть состояния больного. Однако можно добиться улучшения основных показателей гомеостаза и создать условия для благоприятного течения послеоперационного периода.
Основными задачами предоперационной подготовки являются: 1) декомпрессия желудочно-кишечного тракта (введение зонда в желудок и сифонная клизма); 2) па-ранефральная блокада; 3) борьба с нарушениями водно-электролитного баланса, КОС, гипопротеинемией; 4) дезинтоксикация организма (вливание 5—10 % растворов глюкозы, гемодеза, свежеконсервированной крови и т. д., а также введение гордокса, контрикала); 5) улучшение микроциркуляции (вливание реополиглюкина) и гемодинамики (введение сердечных гликозидов, гормонов коры надпочечников); 6) антибактериальная терапия (применение антибиотиков широкого спектра действия).
Все эти мероприятия следует начинать в предоперационном периоде, продолжать во время и после операции, помня о том, что патоморфологические и патофизиологические
изменения в органах не исчезают сразу же после оперативного вмешательства, а продолжаются иногда до 10—12-го дня послеоперационного периода.
Опухоли толстой кишки
Психологическая подготовка больного с опухолью толстой кишки часто приобретает большое значение, поскольку не исключена возможность и необходимость колостомии. Обслуживающий персонал не должен проявлять раздражительности или брезгливости при проведении больным ряда гигиенических мероприятий при подготовке кишечника к операции. Нужно помнить, что даже мужественные люди могут впасть в состояние крайней депрессии в связи с необходимостью колостомии, особенно в послеоперационном периоде. Врач обязан провести беседу с больным. Родственники заранее должны быть готовы к этому, и их отношение к больному будет основой возвращения его к нормальной жизни и посильному труду.
На протяжении всего предоперационного периода больной получает высококалорийную, легко усвояемую пищу, богатую витаминами и с минимальным количеством шлаков. Накануне операции целесообразно назначить только жидкости (соки, кисель, чай)
Специальная подготовка больного к операции состоит в механическом очищении кишечника и борьбе с вирулен тной микрофлорой. Особенно тщательно подготовка должна быть проведена перед операциями на прямой и ободочной кишке.
Солевые слабительные следует назначить за 3—4 дня до операции (10% раствор сульфата магния по 5—6 столовых ложек в сутки). Можно использовать также по 100 мл в сутки отвар сенны из расчета 10 мг на 200 мл воды. Дополнительно больным с длительной задержкой стула целесообразно назначать вазелиновое масло по 20 мл 3 раза в сутки. За 2 дня до операции по вечерам больному ставят очистительные клизмы. Последнюю клизму (до чистой воды) делают за 2—3 ч до операции. А. Н. Рыжих (1968) считает, что для наилучшего опорожнения кишечника от клизменной воды и остатков жидкого кала в день операции, кроме клизмы, необходимо ввести в прямую кишку резиновую трубку на глубину 5—6 см.
В последние годы предложена совершенно новая методика подготовки толстой кишки к операции — так называемый тотальный ортоградный лаваж кишечника [Корепанов В. И., Брехов Е. И., 1984; Amgwerd R., Ransh G.,1981]. Накануне операции вводят зонд в двенадцатиперстную кишку и со скоростью 3 л/ч перфузиру-ют подогретый до 37 °С изотонический раствор хлорида натрия или раствор Рингера в количестве 10—12 л. Чтобы достичь снижения количества микробов в кишечнике, рекомендуют добавлять в солевой раствор 3—4 г неоми-цина, 2—4 г 1\линдамицина и 4 г метронидазола. Примерно у половины больных удается добиться полного исчезновения бактерий из кишечного содержимого. Известно, что в 1 мл содержимого толстой кишки находится 107—109 микробов — аэробов и анаэробов.
Антибиотикотерапия в предоперационном периоде в настоящее время применяется не всеми. Наши наблюдения подтверждают мнение других авторов [Ганичкин А. М., 1970; Steams M. ×., 1983, и др.] о том, что при снижении активности вирулентной флоры кишечника благодаря применению антибиотиков в значительной степени уменьшается частота осложнений в послеоперационном периоде. А. М. Ганичкин (1970) применяет один из антибиотиков по следующей схеме: неомицин по 1г, стрептомицин по 0,5 г, канамицин по 0,5 г через 6 ч в течение 2 сут. Мы назначаем невиграмон по 1 г 4 раза в сутки и фталазол по 1 г в сутки в течение 2 дней. Поскольку у больных, страдающих раком ободочной и прямой кишки, имҵется явное или скрытое нарушение проходимости кишечника, важное значение приобретает нормализация белкового и водно-солевого обмена. Дефицит ОЦК и его компонентов выражен тем больше, чем проксимальнее в ободочной кишке располагается опухоль, и находится в прямой зависимости от распространенности опухолевого процесса и вызванных им осложнений. Известно, что гиповолемия служит благоприятным фоном для развития различных послеоперационных осложнений.
В предоперационном периоде могут наблюдаться кровотечения из опухоли, а также пенетрация с образованием инфильтратов и абсцессов, перфорация в свободную брюшную полость. При кровотечении из опухоли кишечника в большинстве случаев проводят гемостатическую терапию. При инфильтратах и абсцессах приходится дренировать их и накладывать двуствольную колостому. Перфорация опухоли свидетельствует о далеко зашедшем процессе и требует немедленной лапаротомии, во время которой опухоль удаляют и формируют колосто-му или место перфорации дренируют, отграничивают тампонами и формируют двуствольную колостому. В настоящее время предпочтение при плановых операциях отдают одномоментной резекции
с наложением анастомоза в сочетании с декомпрессивной операцией или без последней. При осложненных формах рака толстой кишки, когда больных оперируют в экстренных условиях, иногда возникают значительные трудности при выборе тактики. Единого подхода к выбору метода оперативного вмешательства по существу нет. Результаты лечения в значительной степени зависят от тактики. При плановых операциях по поводу рака прямой кишки в зависимости от распространенности и локализации опухоли в настоящее время производят брюшно-промежностную экстирпацию прямой кишки, переднюю резекцию с формированием анастомоза и брюшно-анальную резекцию с низведением.
Кишечные свищи
Известно, что кишечные свищи могут возникать как осложнение после любой операции на органах брюшной полости. Их накладывают и с лечебной целью. Иногда из лечебных они в связи с осложнениями превращаются в патологические, требующие специального лечения.
Трубчатые свищи чаще всего лечат консервативно. Если такое лечение не дает эффекта, то оно является предоперационной подготовкой к хирургическому вмешательству. По мнению П. Д. Колченогова (1964), эта подготовка заключается в освобождении кишечника с помощью слабительных средств, покое и голодной диете в течение 5—6 дней (3 стакана бульона, 3 стакана компота, 60 г сахара и 60 г масла в сутки), приема 3 раза в сутки настойки опия по 8 капель. Положение больного на боку, противоположном расположению наружного отверстия свища. При таких условиях задняя стенка кишки («шпора») отходит от свищевого отверстия, улучшается проходимость кишки и, следовательно, создаются условия для его заживления. Проводят парентеральное питание (интралипид и аминозол, 10—20 % растворы глюкозы). Можно рекомендовать ежедневное введение в свищ 2—3 мл 10 % раствора йодида калия. В большинстве случаев неосложненных трубчатых свищей подобная тактика бывает эффективной. При осложненных свищах прибегают к фистулографии для выяснения характера осложнения. Если по ходу канала имеются полости или гнойные затеки в мягких тканях, то их вскрывают и дренируют, а затем проводят курс консервативной терапии.
Губовидные свищи в большинстве случаев требуют хирургического лечения. При этом большое значение приобретает вопрос о выборе сроков операции.
Помимо общих принципов предоперационной подготовки, у больных с кишечными свищами особое значение приобретают мероприятия по ликвидации гипопротеинемии и коррекции нарушенного водно-электролитного обмена. Борьба с обезвоживанием и гипопротеинемией осуществляется путем парентерального введения жидкостей и белковых препаратов, свежеконсервированной крови, плазмы и альбумина. П. Т. Волков (1968) рекомендует следующую схему подготовки больного к операции закрытия кишечного свища: 1) лечение свища только открытым способом (под каркасом); 2) постельный режим (больной должен лежать на стороне, противоположной локализации свища); 3) ежедневные общие ванны, под влиянием которых улучшается кровообращение в коже, больной становится более бодрым; 4) уход за кожей вокруг свища; 5) назначение специальной диеты;
6) непосредственно перед операцией постановка очистительных клизм Последняя должна быть сделана не позднее чем за 10—12 ч до операции. За 3—4 дня до оперативного вмешательства назначают антибиотики по схеме, аналогичной той, которую применяют при раке толстой кишки.
Диету меняют в зависимости от локализации кишечного свища, увеличения или уменьшения размеров свищевого отверстия, общего состояния больного.
Вопрос об уходе за кожей, окружающей свищ, приобретает особое значение в общем, плане подготовки больного к операции, так как инфекция, всегда имеющаяся вокруг свища, попадая на мацерированную кожу, может осложнить течение послеоперационного периода. Иногда защита кожи от действия кишечного содержимого представляет сложную задачу. Применяемые для борьбы с дерматитом способы делятся на способы механической (обтураторы, повязки, кишечные протезы), биологической (мясо, мясной сок, ацидофильная паста, буферные растворы) и физической (мази, присыпки, пасты и др.) защиты.
Существует много методов обтурации свищей. Можно с уверенностью сказать, что если удается успешно решить проблему обтурации, то питание больного будет полноценным, а борьба с дерматитом успешной. Методы обтурации делятся на эндокишечные, экзокишечные и смешанные. Однако при несоблюдении показаний к обтурации и в отсутствие определенных условий (хорошая проходимость отводящей кишки, неполные кишечные свищи, наличие сформировавшегося свища, отсутствие гнойных затеков,
абсцессов, флегмоны передней брюшной стенки) такая манипуляция может принести вред.
Особо следует остановиться на поведении больных с несформировавшимися кишечными свищами. Как правило, все существующие методы обтурации, особенно эндокишечные, противопоказаны при свищах, открывающихся в гнойную рану. Применение обтураторов, как правило, приводит к превращению неполного свища в полный, что сразу же ухудшает прогноз.
При несформировавшихся свищах можно использовать лишь нетравматичные экзокишечные методы обтурации: давящие повязки, пелоты, повязки из поролоновой губки и т. д. Наиболее рационально открытое (под каркасом-) ведение больного с обеспечением постоянной аспирации кишечного содержимого из раны (об этом свидетельствует и наш собственный опыт). При сформировавшихся свищах надежными являются методики обтурации по Колченогову, Вицину и др. В некоторых случаях
большую помощь оказывает нетравматичный и легко заменяемый ватно-марлевый обтуратор.
При высоких свищах и больших потерях кишечного содержимого следует попытаться с помощью эндоскопа провести тонкий катетер в отводящую петлю, собрать все отделяемое из свища, пропустить его через сито, добавить этиловый спирт и гидролизаты. Указанную смесь вводят капельно в отводящую петлю. Если это не удается, а потери при тонкокишечном свище превышают 1000 мл в сутки, то необходимо произвести отключение свища. Чем раньше выполнено такое оперативное вмешательство, тем благоприятнее прогноз.
В качестве иллюстрации трудностей, которые возникают при ведении больных с кишечными свищами, приводим следующее наблюдение.
Больной М., 45 лет, доставлен в клинику в тяжелом состоянии, с полным губовидным свищом в тонкой кишке. Три года назад получил ножевое ранение печени. После операции на протяжении 3 лет 4 раза был оперирован по поводу спаечной кишечной непроходимости. Последняя операция, произведенная 2 мес назад, осложнилась образованием свища тонкой кишки. Попытки консервативного лечения по месту жительства оказались неэффективными. При поступлении больной резко истощен (дефицит массы тела 20 кг). Чуть выше пупка по средней линии определяется губовидный полный, сформировавшийся свищ тонкой кишки. Умеренно выражен дерматит. Потери кишечного содержимого достигали 1500 мл в сутки. В отводящую петлю удалось провести катетер на глубину 30 см. Начаты энтеральное питание и интенсивная терапия, включающая парентеральное введение плазмы, альбумина, раствора глюкозы. Однако катетер выскочил через 3 дня, и состояние стало ухудшаться. В таких условиях решено произвести отключение свища.
Под эндотрахеальным наркозом косым разрезом от середины расстояния между пупком и мечевидным отростком по направлению к передней верхней ости правой подвздошной кости вскрыта брюшная полость. В рану предлежит конгломерат петель тонкой кишки, спаянных, инфильтрированных и припаянных к передней брюшной стенке в. проекции свища. Выделен участок подвздошной кишки протяженностью 35—40 см от илеоцекального клапана. Стенка ее на этом. участке оказалась резко инфильтрированной с Рубцовыми перетяжками. С большими техническими трудностями, с помощью введенного в приводящую петлю свища катетера, обнаружена приводящая петля, но вывести ее в рану или мобилизовать не представлялось возможным. Удалось сформировать анастомоз в глубине брюшной полости между приводящей петлей тонкой и печеночным углом ободочной кишки. Течение послеоперационного периода тяжелое. Постепенно на фоне интенсивной терапии состояние больного улучшилось. Резко уменьшилось количество отделяемого из свища. Масса тела увеличилась на 8 кг. Стул ежедневный. Через 5 мес предпринята повторная операция — резекция тонкой кишки со свищем и формированием тонко-тонкокишечного анастомоза с оставлением ранее наложенного анастомоза для отключения. Больной осмотрен черсч год. Жалоб не предъявляет.
Таблица 15.1. Результаты лечения больных с несформировавшимися свищами
Локализация свища | Число больных | |||||
всего | со свищами , переведенными в сформировавшиеся | оперировано с несформировавшими ся свищами | умерло после ранних операций | умерло без опе рации | выздоровело | |
Свищ тонкой кишки | ||||||
Множественные свищи тонкой кишки | - | |||||
Свищ толстой кишки | — | |||||
Сочетанные свищи | — | |||||
Итого... |
Эффективность лечения больного с несформировавшимися свищами иллюстрирует табл. 15.1.
Таким образом с помощью консервативного лечения удалось перевести несформировавшиеся свищи в сформировавшиеся у 47 из 86 больных. В дальнейшем им была успешно произведена радикальная операция. Операции при несформировавшихся свищах носили вынужденный характер и заключались в одно- или двустороннем отключении свища. Из 34 таких больных 16 умерли в послеоперационном периоде.
Надо подчеркнуть, что к каждому больному с кишечным свищем необходим индивидуальный подход. Один и тот же метод может быть эффективным у одного больного и привести к ухудшению состояния у другого.