Виды уборок в операционных и перевязочных

Виды уборки

Существует несколько видов уборки:

1. Предварительная уборка - протирание всех горизонтальных поверхностей в начале рабочего дня дезинфицирующими растворами, подготовка стерильного стола.

2. Текущая уборка - удаление из операционной отработанного перевязочного материала, инструментов, белья, протирание столов, пола дезинфицирующими растворами, подготовка инструментов и стерильного столика для следующей операции.

3. Окончательная уборка - после всех операций в конце рабочего дня мытье полов и горизонтальных поверхностей, включение бактерицидных ламп.

4. Генеральная уборка проводится 1 раз в неделю. При данном виде уборки проводят обработку всех поверхностей: пол, стены, потолок, лампы, аппараты.

Выделяют пять видов уборки помещения операционной.

Предварительная уборка – Ежедневно утром перед началом работы. Главной её целью является удаление осевшей за ночь пыли на горизонтальных поверхностях предметов и самой операционной. При этом сначала протирают чистой сухой ветошью полированные и никелированные поверхности мебели и оборудования. Затем влажной ветошью протирают операционные столы и завершают уборку подтиранием пола.

Текущая уборка – выполняют во время операции. Несмотря на то, что около операционного стола ставят тазик для использованного материала, на пол могут упасть салфетки, инструменты и использованное операционное бельё, их тотчас убирают в специальные ёмкости. При выполнении операции на органах живота на пол попадает содержимое брюшной полости, которое убирают чистой ветошью. После этого пол протирают дезинфицирующим раствором.

Послеоперационная уборка – По завершении оперативного вмешательства. Она состоит в удалении из операционной всего, что использовали во время операции и не потребуется в дальнейшей работе. Меняют бельё на операционном столе, приводят в порядок состояние не стерильных столов, пополняют запасы растворов. В заключение протирают пол влажной ветошью, подготавливая таким образом помещение к следующей операции.

Заключительная уборка –Ежедневно в конце рабочего дня., во время которой помимо удаления использованного материала, белья, инструментов проверяют готовность аппаратуры и различных устройств, протирают их влажной или сухой чистой ветошью. Рамы, стёкла и подоконники, светильники, мебель и калориферы центрального отопления протирают влажной ветошью. Подставки под ноги, пол и прилежащие части стен моют шваброй или щётками. По окончании уборки операционный стол, наркозный аппарат и другую аппаратуру покрывают чистой простынёй.

Последовательность действий во время уборки сводится к тому, что вначале обрабатывают потолок и стены, затем окна, подоконники, калориферы и завершают уборку мытьём пола методом двух вёдер. При этом сначала сдвигают всю аппаратуру в одну сторону помещения, моют пол на освободившейся части и вытирают его насухо, затем то же самое делают со второй половиной пола. Уходя из помещения, включают бактерицидную лампу и так же убирают другие помещения зоны стерильного режима.

(для влажной уборки пользуются 0,75% раствором хлорамина Б или 3% раствором перекиси водорода, которые изготавливают на 0,5% растворе синтетических моющих средств, а также раствором первомура или другими средствами, оставшимися после обработки рук участников операции).

Плановая дезинфекция (генеральная уборка) –в конце рабочей недели в операционной и в конце месяца во всём операционном блоке. На время уборки из помещения всё, что можно выносят, стены и потолок опрыскивают дезинфицирующим раствором с помощью гидропульта и сразу же их протирают насухо, чтобы не образовались подтёки. Затем моют пол, используя те же дезинфицирующие средства (0,75% раствор хлорамина Б или 6% раствор перекиси водорода, которые изготовлены на 0,5% растворе синтетических моющих средств, а также 2,4-4,8% раствор первомура или 3% раствор лизола).

При загрязнении операционной кишечным содержимым, гноем и после операций у больных с анаэробной инфекцией тотчас по завершении оперативного вмешательства по той же методике выполняют внеплановую дезинфекцию.

Требования к перевязочной предъявляются та­кие же, как к операционной (светлая комната, стены которой выкрашены масляной краской или облицованы плиткой). Темпе­ратура в перевязочной поддерживается не ниже 18°С. Оборудова­ние перевязочной: стол для перевязки больных, стол для инстру­ментов и перевязочного материала, несколько табуретов для сидячих больных, контейнер для снятых повязок, шкаф для инст­рументов и лекарственных средств. Инструменты стерилизуют в самой перевязочной или в соседней комнате. В перевязочной должна быть обеспечена центральная подача холодной и горячей воды. В перевязочной необходимо поддерживать идеальную чистоту. Стол для инструментария и перевязочного материала накрыва­ют так же, как в операционной. Инструменты и перевязочный материал подают корнцангом. Перевязку производят только при помощи инструмента. Необходимо вначале делать чистые пере­вязки (раны без гнойного загрязнения) и в последнюю очередь перевязки у «гнойных» больных. В конце рабочего дня производят влажную уборку перевязочной и ультрафиолетовое облучение воздуха. При крупных отделениях имеются две перевязочные— для «чистых» и «гнойных» больных.При подготовке к работе перевязочной до начала работы проводится влажная уборка помещения перевязочной с обработкой всех поверхностей дезинфектантом. Уборку операционного блока, перевязочных, палат и отделений реанимации и интенсивной терапии проводят влажным способом не реже 2 раз день с использованием дезинфицирующих средств. Для уборки перевязочной используют специально выделенный халат, перчатки, маску и шапочку, промаркированный инвентарь, салфетки, емкость. В структуре хирургического отделения с коечным фондом на 30 и более пациентов необходимо иметь две перевязочные - для проведения "чистых" и "грязных" перевязок. В хирургическом отделении, имеющем до 30 коек, допускается наличие одной перевязочной; очередность перевязок планируется с учетом чистоты раны.Перевязочный стол для пациента (кушетка) дезинфицируют способом протирания и накрыв Инструменты многократного применения после перевязки дезинфицируют способом погружения в дезинфицирующий раствор, затем подвергают предстерилизационной очистке и стерилизации (в ЦСО - при его наличии в лечебной организации).Один раз в неделю проводят генеральную уборку операционного блока и перевязочных. Помещения операционного блока, перевязочных предварительно освобождают от предметов, оборудования, инвентаря, инструментов, медикаментов и т.д. В качестве дезинфектанта используют комплекс, состоящий из 6% раствора перекиси водорода и 0,5% моющего средства. После дезинфекции помещения операционного блока и перевязочных облучают ультрафиолетовым излучением (прямым или отраженным), включая настенные или потолочные бактерицидные облучатели.



Наши рекомендации