Что вы можете сделать сейчас
Если ваш ребёнок уже вовсю рыщет по окрестностям, настаивайте, чтобы он обязательно: 1) возвращался до темноты; 2) держал вас в курсе. Обсудите и постановите вместе, как сделать такие походы безопасными для физического и душевного здоровья.
Если эти условия не соблюдаются — штраф (домашний арест — очень эффективно). Когда ребёнок поймёт (а дети это быстро понимают), что вы не собираетесь пресекать его/ её инициативу, что не против исследований мира, но просто печётесь о его/её безопасности, — детка бунтовать не будет.
Всё остальное лучше перевести с серьёзно-назидательного плана в игровую форму. Например, настаивайте (тем более что ребёнок обычно не против), чтобы брал с собою мобильный телефон (даже можете договориться, как часто вы выходите на связь, например каждые 30 минут). Если ваш следопыт звонить категорически отказывается (считает, что держат за маленького) — пусть посылает 8М5ки: где находится, что наблюдает. Пусть это у вас называется «путевой дневник». А вы ему в ответ — забавные, восхищённые или полезные комментарии.
Обычно ребята отправляются в исследовательский путь маленькими группами — по два-три человека; вот и познакомьтесь с теми, кто ходит с ним в одной связке (кто из них лидер, насколько можно детям доверять, не слишком ли они бесшабашны). Прекрасно, если у вас есть дома сознательный взрослый пёс: вряд ли кто рискнёт пристать к ребёнку, если рядом с ним — четвероногая охрана. Положите в карман очень громкий свисток (ещё лучше — одеть на цепочку на шею). Обеспечьте небольшой суммой денег в качестве НЗ (убирается куда подальше, например под подкладку); уговор: просто так не тратить!
Страхуемся заранее
Когда знаешь, что от наследников ожидать в том или ином возрасте, есть время и самим подготовиться заранее, и ребёнка подготовить. Начинайте с детсадовского возраста (пока водите за ручку, пока малыш без вас и сам никуда не рвётся) — и проблем в школьные годы будет куда меньше, и решаться они будут легко, по мере поступления и в зависимости от настроения.
Напомним, что должен знать и уметь даже дошколёнок:
· обращаться за помощью (навыки контакта);
· звать на помощь;
· хорошо знать дорогу к дому (с разных мест);
· знать, на каком транспорте (трамвай, автобус и т. п.) можно доехать до самого дома;
· убирать рубли и монетки поглубже в карман и не вытаскивать их на публике без надобности;
· знать все контактные телефоны взрослых.
Самая лучшая подготовка ребёнка — совместные путешествия с родителями.
А может, если страсть к походам не проходит, записать ребёнка в туристический клуб? В секцию альпинизма? Найти единомышленников? А может, таким единомышленником станете вы? Нет ничего более сдруживающего для мужчин разных поколений, чем совместное странствие. Это удовлетворит детский исследовательский голод, даст массу новых впечатлений и эмоций. А у вас появится время понаблюдать и понять, насколько ваш ребёнок самостоятелен, что умеет и чего не умеет (от правил дорожного движения до ориентировки на местности).
И потом — совместное приключение всегда объединяет.
Вы можете заранее прокладывать маршрут на карте.
Можете поделить карту на сектора и последовательно
Можете не намечать ничего конкретно: идёте туда, не знаю куда, куда глаза глядят. А по дороге разговаривать.
Застенчивый до нелепости
В околошкольном возрасте многие дети вдруг начинают резко стесняться незнакомых людей. «А вдруг я спрошу не то... а вдруг плохо выгляжу в чужих глазах... а вдруг мне нагрубят», — примерно так думает ребёнок. Постарайтесь поставить дочку или сына в такие условия, чтоб ему пришлось обратиться к людям. Это единственный способ безболезненно преодолеть свои опасения. Не спрашивайте сами — поручайте ребёнку. Будет отнекиваться — создайте альтернативу: «Мороженого? Конечно, куплю, только спроси, сколько стоит». «В компьютерный магазин? Пойдём, только узнай во-он у того молодого человека, как туда пройти...»
Транспорт (в смысле общественный) — прекрасное место для того, чтоб учиться контактировать с людьми. Спросить про свою остановку, уметь протиснуться к выходу, уметь обращаться нужным тоном и нужными словами.
Если вы подтолкнёте человека к таким тренировкам, и дочка, и сын будут вам за это только благодарны: нелепая застенчивость их самих допекает! (Хоть сначала они могут и посопротивляться, но потом оценят!)
Подростки могут тренироваться и с вами вместе, и сами по себе. И они это будут делать охотно, если вы сумеете доказать, что взрослые не кусаются.
Как-то я предложила ребятам-старшеклассникам на спор выполнить совершенно абсурдное задание: подойти к человеку, который понравится, и выяснить, не знает ли он, где можно купить динозавра. И так — каждый день целую неделю — выбирать и спрашивать. Самое удивительное для них началось потом, когда они делились впечатлениями: оказывается, ни одного из подростков не обозвали, не послали, не высмеяли, не оскорбили и не обидели (а они этого больше всего опасаются). Кто-то пожимал плечами, кто-то не отвечал, кто-то смеялся или делал квадратные глаза, спрашивали «зачем» и «неужели теперь и динозавры продаются», а некоторые даже пытались помочь советом: пойти в игрушечный магазин, он вон там, а может, на ВВЦ есть выставка динозавров... Формула безопасности здесь всё та же: внешние навыки + внутренний опыт = безопасность
ПРАКТИКУМ
Школа выживания
Когда маленький ребёнок впервые увидит растаявший снег, превратившийся в мутную воду, — вам будет легче объяснить, почему некипячёную воду пить нельзя.
Когда подросший ребёнок посмотрит впервые в микроскоп и увидит обыкновенную каплю (и что в ней творится) — это произведёт на него неизгладимое впечатление. Он точно запомнит: воду из водоёмов пить нельзя!
Знания о том, как «прокипятить», то есть обезопасить воду, когда нет огня, ему могут и не пригодиться. Но, с одной стороны, это интересно (мы сами с удивлением узнали, что это легко можно сделать с помощью марганцовки или обычного древесного угля) и есть чем заняться в походе или на прогулке. А с другой — такие навыки лишними не бывают. Ничего из того, что узнает человек, даром не пропадёт. Всё оставляет свой след, всё складывается в копилку опыта. Хорошо, если ему это не понадобится. А если понадобится, а он не будет знать? Это и есть истинная забота о безопасности ребёнка: дать практические навыки, заранее научить, как действовать следует в том или ином случае. Самое опасное — когда человек в экстремальной ситуации впадает в панику. Именно такие ненавязчивые уроки детства помогают взять себя в руки, трезво оценить обстановку и действовать.
Чему хорошо бы научить ребёнка:
· как найти Полярную звезду; что делать, если заблудился в лесу;
· как добыть воду «из ничего» (когда воды нет);
· что положить в рюкзак (что необходимо брать в поход — на всякий случай);
· как развести костер;
· как сушить обувь;
· как добыть дёготь;
· как просигналить: «Я здесь» (с помощью зеркала, дымом костра), чтобы тебя нашли;
· как и зачем оставлять записку, прежде чем идти на поиски дороги;
· как очистить палатку от комаров и прочей надоедливой мошкары без спецсредств;
· как не спутать бледную поганку с другими грибами (и о коварной её мимикрии);
· что делать, если встретился со змеёй; и как отличить гадюку от ужа (чтоб, как дед Щукарь, не свернуть себе пятку, пытаясь высосать яд);
· что делать, если растянул связки, если у тебя вывих;
· как сделать компресс и какие травы тебе помогут;
· как спасаться от солнечного удара;
· где пересидеть грозу;
· как легко можно обморозиться и что делать, если... и т. д.
Вот на пробу несколько подробно разобранных полезных навыков — и способов превратить это в игру.