Не торопитесь осуждать, пока не узнали всей правды

Если ученик обозвал «эту училку», когда она оскорбляла его на уроке, — он прав. Не по форме — по сути. И это он должен знать, что прав, что в праве защитить своё достоинство. Поддержите ребёнка, даже если ему «светят» сплошные двойки. Впрочем, вы можете и в такой ситуации научить, показать пример, как отстаивать свои права и своё достоинство, а это уже путь к уверенности и, значит, к внутренней силе.

Конечно, прежде чем заставлять и принимать крутые меры, надо всё-таки разобраться и понять, понять обе стороны. Что вы можете сделать:

· поговорить с педагогом: если не захотела вас услышать — обращайтесь к классному руководителю, к директору, в комитет образования;

· любой зачёт или экзамен всегда можно пересдать комиссии;

· можно, в конце концов, перевести своего впавшего в опалу ученика в другую школу.

К сожалению, большинство родителей, посетовав и поохав, идут другим путём: заставляют ребёнка извиняться. Или попросту отмахиваются: «Сам виноват». Или наказывают, считая, что кто выше, тот и прав.

Не разберётесь, не поддержите — у человека появится и может даже закрепиться ощущение собственного бесправия и бессилия. Если раз за разом вы проводите политику невмешательства, если оставляете юного человека с проблемой один на один — он и почувствует себя бессильным, у него останется страх перед миром. А если это чувство бессилия станет привычным, войдёт в плоть и кровь, превратится в черту характера? Станет чертой характера — отсюда терпимость к беззаконию, собственные неудачи в жизни, покорность. Сколько тогда шансов, что такой человек будет счастлив в нашей неспокойной и очень непростой жизни. Ведь не-победители получаются именно так, жертвы всего на свете — мужа или жены, родственников, начальства, коллег, правительства.

Как поддержать ребёнка:

· просто послушайте всё, что вам говорят;

· выразите своё отношение к ситуации, не осуждая огульно (учительницу) и не вешая «бирочки» (ни на ребёнка, ни на неё);

·

· покажите, что поняли, почему ребёнок поступает так, а не иначе;

· вы можете осудить форму (зачем сказал именно эти слова, а не какие-то другие?), но не содержание (нельзя заставлять смиряться, тупо проглатывая обиды);

· если чувствуете, что ребёнок может решить проблему сам, — не вмешивайтесь, давайте советы, только если попросит, контролируйте, направляйте.

Некоторые «злые» проблемы дети могут решить самостоятельно, иные — не могут без вас. Вот тут-то и нужна ваша умная поддержка. Но в любом случае ребёнок должен знать, что вы на его стороне, что он под вашей защитой.

Знайте свои права как родителя и как потребителя (по закону о защите прав потребителей и по другим законам). Пусть ребёнок знает свои права и умеет за них постоять — это тоже обретение силы. А внутренняя сила он основа его безопасности.

Маленькое, но важное дополнение:

· прежде чем принимать меры, помогите ребёнку осмыс лить то, с чем он столкнулся. Помогите ему избавиться от гнева, не затаивать обиды, увидеть происходящее с другой точки зрения.

Например, почему ругается учительница? Потому что устала, потому что ты регулярно не готовишь уроки, потому что... Она, в конце концов, тоже человек, и терпение её не безгранично. Да, нельзя на других срываться, нельзя унижать человека (молодец, и ты прав, что не позволяешь), но: а) сначала пойми; б) потом прости; в) потом действуй.

И при этом не позволяй унижать себя. Скажи об этом твёрдо и чётко. Не бойся за себя постоять, я — на твоей стороне.

Через действие приходит внутренняя сила, и помогает преодолеть те страхи, которые живут в каждом из нас. И помогает не растеряться, выстоять, победить даже в самой трудной, даже в экстремальной ситуации.

Внутренняя сила приходит через действие и понимание, что ты не один.

Ребёнок, сталкиваясь с возмутительными случаями, справляясь с ситуациями, которые кажутся ему нерешаемыми, пользуясь или только зная о том, что он может воспользоваться вашей помощью, убеждается, что безопасность в его собственных руках. Он узнаёт, что может рассчитывать на себя. И на кого-то ещё — из друзей, из учителей, из родных. Так приходит внутренняя сила, так создаётся внутреннее пространство безопасности, так приобретается жизненный опыт — которые все вместе и есть страховкой от опасности.

Глава 6

ПОЙДЁМ ТУДА, НЕ ЗНАЮ КУДА

Изучение большого мира дошколёнок начинает с ближайших окрестностей. Сначала он пройдёт-пролазит их, потом, лет после шести-семи, эта зона начнёт расширяться — появится желание уйти из своего двора, уйти на чужую территорию. Лет после девяти ребёнка начинают интересовать мотивы человеческих поступков и к географическим открытиям присоединяются психологические. В это время дети могут ездить просто так — по кольцевому маршруту — и впечатлений хватит вполне. А потом наступает этап творческо-экспериментальный, вот тут и случаются самые дальние и неординарные путешествия. Один из самых чётких признаков того, что ваш наследник дорос до экспериментов: он идёт/едет, например, на занятия в кружок, но уже не одной дорогой, а каждый раз пытается найти новый путь: пешком, на автобусе, по прямой, в объезд и т. п.

Так что времени морально подготовиться к его путешествиям у вас достаточно, было бы желание да занятость (или лень) не помешала.

Охота к перемене мест настигнет вашего ребёнка обязательно. Это бывает со всеми детьми — и они готовы всё дальше отдаляться от дома (и знакомых маршрутов) в поисках неизведанных, неисхоженных мест. Конечно, найти такое, где не ступала нога человека, им вряд ли удастся, да это и не важно, главное, их собственная нога впервые туда влезла.

Это полезное желание: дети учатся ориентироваться в пространстве, освежают свои впечатления, развивают умение адаптироваться в другой (неизвестной!) среде. Когда ты попадаешь в неизведанное, чётче всматриваешься, замечаешь отличия и невольно сравниваешь знакомое и незнакомое — вдруг и в себе начинаешь открывать такие свойства, на которые раньше внимания не обращал. По сути, путешествующий ребёнок делает одновременно две вещи: открывает разнообразие, многогранность мира и открывает себя.

Но в таких самостоятельных путешествиях детей подстерегают и опасности. Что ему встретится по пути? С кем доведётся столкнуться? Как сумеет общаться? Найдёт ли дорогу обратно, а если заблудится, сумеет ли обратиться за помощью — спросить? Каким транспортом сможет воспользоваться? И т. д., и т. п.

Родители, конечно, волнуются, и многие стараются пресечь такую инициативу, запретить. Но, как правило, безрезультатно — ребёнок всё равно отправится в путь, просто вам не доложится, ну а поскольку школьники довольно самостоятельны в передвижении и у них много личного времени, вы просто окажетесь не в курсе. А значит, не сможете помочь — ни советом, ни делом.

Предлагаем вам подойти к этому вопросу не со стороны запрета или протеста, а со стороны понимания. Вы разрешаете ребёнку, удовлетворяете его инстинкт первооткрывателя, но — делаете всё возможное, чтобы эти путешествия стали безопасными. А возможно ли это? От случайностей и случайных сюрпризов никто (увы!) не застрахован, но ведь даже обычная ванная комната — место травмоопасное, если не соблюдаешь определённых правил (спросите травматологов).

Самое лучшее, что вы можете сделать, — подготовить ребёнка заранее.

Наши рекомендации