Уттхан-эка-пада-ширшасана (поза – нога за головой стоя)
Примите позу эка-пада-ширшасана. Положите руки на колено свободной ноги и попытайтесь встать. Если это возможно, сложите ладони перед грудью пальцами вверх.
Удерживайте это положение в течение небольшого промежутка времени, затем сядьте, освободите ногу и вытяните обе ноги перед телом.
Повторите асану, поменяв положение ног.
Примечание: Эту асану могут практиковать только те, кто выполняют эка-па-да-ширшасану без малейших затруднений.
Сосредоточение: На поднятии тела в положение стоя.
Все остальные детали остаются такими же, как и в случае эка-пада-ширшасаны.
Дви-пада-ширшасана (поза – две ноги за головой)
Примите эка-пада-ширшасану. Медленно поместите за голову вторую ступню. Постарайтесь скрестить ноги за головой. Положите ладони рук на пол по бокам тела. Балансируйте на копчике. Ладони сложите перед грудью (стадия 1).
Задержитесь в этом положении на несколько секунд, затем положите ладони на пол и выпрямите руки, подняв тело вверх. Балансируйте на ладонях (стадия 2).
Оставайтесь в этом положении удобное для вас время. Затем медленно опуститесь на пол.
Осторожно освободите ноги, опустите их на пол и вытяните перед собой. Расслабьте все тело.
Примечание: Все прочие детали исполнения те же, что и в случае дви-пада-кандхарасаны.
Введение в пранаяму
Прана – это жизненная или эфирная сила, которая пронизывает собою все Мироздание. Она присутствует во всем: в камнях, насекомых, животных и людях.
Несмотря на тесную взаимосвязь между праной и воздухом, которым мы дышим, – эти понятия не идентичны. Прана имеет более тонкую структуру, и может быть определена как внутренняя энергия, находящаяся во всем, что есть во Вселенной.
"Яма " означает "управлять". Поэтому пранаяму можно определить как ряд стимулирующих и увеличивающих жизненную энергию техник, дающих, кроме того, полный контроль над течением праны в теле. Было бы ошибкой считать техники пранаямы обычными дыхательными упражнениями, назначение которых исчерпывается хотя и чрезвычайно целебным, но сугубо физиологическим действием – введением в легкие дополнительного количества кислорода. Дыхание используется в пранаяме для управления течением праны в нади (каналы праны) пранамайя-коши (энергетическое тело), очищения последних и достижения физического здоровья и психического равновесия.
Практика кумбхаки (задержки дыхания) развивает способность управлять праной и позволяет в совершенстве контролировать ум.
Традиционно прана в теле подразделяется на пять составных частей: прану, апану, саману, удану и въяну , имеющих общее название – панча-праны .
Прана Апана Самана Удана Вьяна Упа-праны Вайю
Прана
Это не та прана (космическая энергия), о которой мы говорили выше; речь идет об энергии, локализованной в определенной части тела, а именно в области, расположенной между гортанью и верхней частью диафрагмы. Прана связана с органами речи, дыхания и пищеводом, а также с мышцами и нервами, приводящими их в действие. Это сила, благодаря которой происходит вдох.
Апана
Апана расположена ниже пупочной области и обеспечивает энергией кишечник, почки, анус и половые органы. Она отвечает за выведение праны через задний проход, нос и рот.
Самана
Эта энергия связана с областью, расположенной между сердцем и пупком. Она контролирует функционирование органов системы пищеварения: печени, кишечника, поджелудочной железы, желудка. Самана также активирует сердце и систему кровообращения. Она отвечает за усвоение организмом питательных веществ.
Удана
Область тела, находящаяся выше гортани, активируется и контролируется уданой : глаза, нос, уши, а также вкусовые и тактильные органы чувств. Без уданы было бы невозможно ни мышление, ни осознание внешнего мира.
Вьяна
Эта жизненная сила пронизывает все тело. Она регулирует и контролирует все движения тела, а также координирует деятельность других панча-пран. Вьяна приводит в действие и согласовывает работу конечностей и связанных с ними мышц, суставов, нервов и сухожилий. Она также отвечает за осанку.
Упа-праны
Кроме панча-пран существует еще пять упа-пран: нага, курма, крикара, девадатта и дхананджайя , связанных с такими малыми проявлениями активности, как чихание, зевота, чесание, отрыжка (рвота), икота и чувство голода.
Вайю
Все упа – и панча-праны управляются посредством вайю . Каждая вайю связана с одной праной и имеет то же название, что и соответствующая ей прана. Например, апана-вайю управляет жизненной энергией апаны. Эти вайю порождаются процессом дыхания, и именно благодаря им пранаяма может воздействовать на жизненные силы организма.