Слайд- картинка домашнее насилие в России

Зачастую, насилие над ребенком является одним из проявлений отсутствия привязанности к нему со стороны родителей, что приводит к тому, что дети для таких родителей становятся не более, чем раздражающим фактором. Это приводит к тому, что к насилию также примешиваются некоторые другие факторы, которые позволяют обратить внимание на ребенка и на возможные проблемы в его семье.

Слайд

К таким факторам относятся:

1. Его внешний вид (ребенок одет не по сезону, вещи грязные, заношенные, не по размеру).

2. Поведение (ребенок голодает и вынужден попрошайничать, сдавать пустые бутылки, искать еду в мусорном контейнере, воровать, самостоятельно зарабатывать себе на жизнь и т. д.).

3. Его лексика (употребление ребенком нецензурных слов, жаргона, перенятого от родителей).

4. Навыки, которыми владеет ребенок (например, умеет ли ребенок дошкольного возраста чистить зубы, завязывать шнурки – эти навыки должны прививать ребенку родители).

5. Состояние психич. и физич. здоровья (ребенок отстает в весе и росте от возрастной нормы, истощен и ослаблен, вследствие чего не ходит, отстает в умственном и психическом развитии и др.).

6. Делаются ли ребенку необходимые прививки.

7. Эмоциональное состояние ребенка (запуган, замкнут, агрессивен).

8. Успеваемость и дисциплина в школе.

9. Отношение ребенка к родителю.

В том случае, если жестокое обращение с несовершеннолетними выражается в нанесении ему побоев, причинении травм и приводит к ухудшению здоровья ребенка, телесные повреждения следует обязательно зафиксировать в медицинском учреждении и необходимо направить все имеющиеся материалы в ОВД или прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Для получения указанных сведений, необходимо опросить сравнительно большой круг лиц, которые смогут объяснить особенности поведения ребенка, подтвердить имевшие место факты неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

6 слайд Зарубежный опыт

В разных странах создана своя правовая система защиты детей от насилия, накоплен интересный опыт работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения.

Программа «Здоровый Старт» (США), которая применяет метод посещения семей для проверки, определения и работы с неблагополучными семьями, имеющими новорожденных, с целью предотвращения плохого обращения с детьми и содействия их развитию.

Соответственно, основным предметом внимания является:

· выявление «семей риска» путем рассмотрения и отбора медицинских записей беременных женщин или личные интервью;

· прием на работу профессионалов для периодических посещений, участвующих в программе семей для помощи родителям в воспитании своих детей в течение первых пяти лет;

· периодическое использование опросных листов для выявления необходимости и предложения услуг по корректировке отмеченных проблем развития детей.

Результат:

· число семей с фактами плохого обращения и пренебрежения по отношению к детям среди «неблагополучных» семей, участвующих в программе снизилось до 62%, чем среди «неблагополучных семей, не вовлеченных в программу;

· уменьшение фактов насилия и пренебрежения обеспечило экономию 1,26 млн. долларов в сфере службы по защите детей.

Программа «Здоровый Старт» Доказывает важность внедрения сервиса визитов в семьи в странах, где нет таких программ, и сохранение этого сервиса в странах, где он уже создан.

Слайд

Программа Йельского центра по изучению развития ребенка (США).

Программа предполагает услуги небольшим группам семей с низкими доходами и неполным семьям: услуги предоставляются в течение 2-х лет с момента рождения ребенка: педиатрическое наблюдение, посещение семей социальными работниками для оказания консультаций по планированию бюджета, организации питания, ежедневному уходу.

Результат: дети из этих семей в 13 лет учились в школе лучше и были менее склоны прогуливать занятия, чем дети из контрольной группы; было меньше жалоб на дисциплину дома.

Обучение и подготовка родителей к воспитанию детей. Проблемы - нежелание родителей посещать занятия. Меры: посещение на дому, напоминание, привлечение опытных родителей в качестве добровольных помощников. Система дошкольного воспитания для детей из неблагополучных семей, повышение познавательного интереса, социальная адаптация детей из семей мигрантов, а также из семей «ущербных» в экономических и социальных отношениях, детей с различными проблемами; совершенствование социальной коммуникабельности.

НО!Несмотря на то, что в США создано большое количество программ и стратегий, количество детей, подвергающихся насилию, не становятся меньше. Для оказания быстрой и своевременной помощи жертвам насилия, необходимо полная информация о ребенке, его окружении и семье, которая помогла бы восстановить его психическое равновесие. Эту информацию можно получить из бесед и интервью.

Слайд

Федеральная Стратегия по вопросам Насилия в СМИ, которая призвала ка СМИ, так и зрителей работать вместе в направлении регулирования доступа и влияния демонстрации насилия в Канаде (население примерно 19,9 млн.). Эта стратегия по взаимодействию направлена на:

· снижение демонстрации сцен насилия в СМИ путем регулирующих мер;

· использование СМИ как реальной силы для снижения общественной терпимости к агрессивному и сексистскому поведению;

· обеспечение создания высококачественных детских программ без насилия;

· поддержка значительного контроля через внедрение технологий «В-ЧИП», которая позволяет родителям программировать свои телевизоры с блокировкой каналов, которые они считают неподходящими для детей.

Долгосрочная стратегия потребует поддержки правительства других стран и международных СМИ. Южная Африка и Швеция поощряют программы телевидения без насилия и есть предположение о том, что такие программы внесли свой вклад в снижение уровня насилия среди зрителей.

9 слайд Предупреждение насилия

Основные принципы работы по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье:

· потребности ребенка находятся в приоритете при принятии решений и последующих действиях;

· соблюдение прав ребенка на некоторую автономию от родителей, защита его личной сферы;

· государство не компетентно присваивать себе роль родителей, поэтому следует принципиально разграничивать вмешательство государственных учреждений в дела семьи;

· решение должно быть основано на минимализации вреда для семьи.

«Группа риска»

В литературе часто указывается на то, что есть группа семей (группа риска), в которых с наибольшей вероятностью возможно насилие над детьми. Вместе с тем, есть мнение, что даже в самых благополучных семьях родители обращаются со своими детьми жестоко, а во многих семьях, попадающих по экономическим и социальным характеристикам в группу риска, насилие отсутствует. Даже в тех семьях, где родители имеют тяжелые формы психических и иных заболеваний, насилие против детей осуществляется не чаще, чем в нормальных семьях. Можно выделить предположительно также факторы риска:

1. родители сами испытали жестокость в детском или подростковом возрасте (родители, которые в детстве подвергались насилию, сами применяют в практике воспитания физическое наказание, а с другой стороны взрослых, которых не били в детстве, также используют физическое наказание);

2. прослеживается связь жестокого обращения с социальными факторами: бедность, очень раннее родительство, неполная семья, стрессы, проживание в окружении обнищавших и бедных людей;

Соответственно, со стороны государства необходимо усилить контроль за семьями, находящимися в так называемой «группе риска», что позволит предупреждать случаи насилия над детьми и оперативно пресекать его.

Выводы

Рассмотрев программы по защите от насилия в США и Канаде, можно сделать вывод, что уровень защиты детей, пострадавших от насилия в России очень низкий. Во-первых, это объясняется тем, что у нас в стране не разработана нормативно-правовая база защиты детей - жертв насилия, нет единого закона защищающего ребенка от жесткого обращения. Во-вторых, не разрабатываются программы и стратегии по оказанию помощи жертвам насилия, и семьям, где один из родителей избивает детей.

Наши рекомендации