Краткий обзор литературы по паранормальным
ИСЦЕЛЕНИЯМ
Под целительной силой подразумевается целая гамма особых методик, таких как наложение рук на тело больного, призывы к помощи духовных руководителей или усопших предков, молитвы, использование магических лекарственных средств, заряженных с помощью поля целителя или молитвы, изгнание болезней с помощью концентрации ума и построения образов, воздействия с помощью музыки и ритмических танцев (1—6).
Эту целительную силу называют паранормальной, шамани-ческой, духовной, экстрасенсорной, ментальной, месмерическим магнетизмом. Сюда же относятся случаи, когда ставится диагноз и предписывается лечение на расстоянии, например, в виде психического или медиумического послания. Иными словами, всякое исцеление, происходящее без помощи классического терапевтического действия, может считаться паранормальным.
Чтобы внести некоторую ясность в проблему биотерапии, приведем данные из литературных источников.
Задолго до того, как появилась наука, называемая теперь медициной, человек использовал для восстановления здоровья различные магические и религиозные приемы. Еще за 3000 лет до Рождества Христова такие практики были зарегистрированы в Сибири, в Южной Америке и в Египте (1). В древних рукописях упомянуты святые места со священнослужителями-целителями, такими как Тхрита в Персии, Дхан Вантари в Индии, Эскулап в Греции. Способ наложения рук восходит к Библейской эпохе (1).В1521г. швейцарский врач Теофраст Парацельс (2) писал: «Человек обладает скрытою силою, которую можно сравнить с магнитом... У человека есть нечто магнетическое... и это магнетическое нисходит со звезд».
Парацельс считал, что всякий человек обладает способностью воздействовать на других при помощи своей воли, через прикосновение или без него. В присутствии этой силы убеждается только тот, кто сам проводит опыты в этом направлении (2, 3).
Приемы лечения, используемые современными экстрасенсами, описаны еще в конце XVII века профессором Густавом Иегеромв книге «Открытие души» (2).
В 1775 г. венский врач Франц Антон Месмер (1 — 8) четко сформулировал и применил на практике концепцию «животного магнетизма», называемую сейчас экстрасенсорным лечением, целитель-ством, биотерапией и т. д. Он лечил пациентов с помощью пассов, заряженной воды, металлического бака с водой и прутьев, воздействуя одновременно на большие группы людей. У многих больных, лечившихся у Месмера, наблюдались необычное поведение, движения руками, прыжки, судороги тела, потеря сознания, состояние экстаза и т. д. Чаще всего, эти состояния оказывали благотворное действие на здоровье.
В конце семидесятых годов XVIII в. Месмера избрали членом Баварской Академии Наук. В 1784 г., благодаря его успехам (к тому времени Месмер уже переехал в Париж), медицинским факультетом Парижского Университета и Академией Наук была учреждена комиссия по исследованию животного магнетизма, которая пришла к следующему заключению: «Ничто не доказывает существования животно-магнетической жидкости..., болезненные последствия, наблюдаемые во время публичного лечения, происходят от прикосновений, от возбужденного воображения и от механической подражательности, заставляющей нас невольно повторять то, что нас поражает».
Однако, результаты исцелений Месмера имели такой грандиозный успех у публики, что в 1826 г. в Париже была вновь создана медицинская комиссия для исследования месмеризма. Она подтвердила эффект ясновидения и замечательных исцелений, достигнутых Месмером... В 1882 г. в Парижском Университете этот целитель был публично реабилитирован.
В 1843 г. английский хирургДж. Брайд в своей «Неврогипноло-гии» (3) описывает гипноз и первым прибегает к гипнотическому сну для обезболивания хирургических операций. Отметим, что наркоз стал применяться в медицинской практике лишь десять лет спустя.
Одним из самых известных центров «чудесных» исцелений является французский город Лурд, с 1858 г. ставший местом католического паломничества. С начала 50-х годов нашего века паломники проходят здесь медицинское обследование (1, 7, 9, 10). Заявивших об исцелении немедленно проверяют в Медицинском центре Лурда. Через год выздоровевшего человека там же обследует международная медицинская комиссия из 40 врачей. Если исцелившийся проходит через два этих барьера, консультативный совет, куда входят врачи и представители церкви, решает, действительно ли данный случай — «чудесный», т. е. необъяснимый с точки зрения медицины. Для признания исцеления «чудесным» оно должно быть мгновенным, полным и без рецидивов. Кроме того, болезнь должна быть не излечима методами традиционной медицины.
К 1954 году из зарегистрированных 1200 случаев исцеления 49 отвечали всем критериям проверки. Это позволило церкви рассматривать их как «чудесные».
В 1899 г. американский врач Годдар (11) обследовал значительное количество случаев «божественного исцеления» в Северной Америке и пришел к выводу, что психическая терапия способна облегчить страдания многих людей.
В 1955 г. английский психиатр Л. Роуз (12) опубликовал результаты обследования 95 случаев достоверных исцелений на расстоянии. Связь с целителями поддерживалась письменно. По опросу больных в 58 случаях наблюдалось улучшение, но отсутствовали официальные медицинские заключения. Лишь 16 случаев явного улучшения состояния больных подтверждались бесспорными свидетельствами медиков; среди них были такие заболевания, как катаракта, рак горла, грыжа, вывих хрусталика. Только в одном случае семейный врач зафиксировал ухудшение состояния.
В 1962 г. Штраух, совместно с двумя врачами, опубликовал клинический отчет (13) о результатах обследования 247 пациентов, лечившихся у известного немецкого целителя Курта Трамплера. У 26 больных (11 %) наблюдалось ярко выраженное улучшение сравнительно с течением их заболеваний при обычном клиническом лечении. У 34 больных (14 %) эффект от лечения целителя был менее выражен, чем ожидаемый результат от клинического лечения. В 8% случаев наблюдалось улучшение при органических заболеваниях.
Примерно в то же время Джойс и Уэллдон (14) провели исследования под строгим контролем в условиях больницы. Разбив больных на пары, они выбрали по жребию одного больного из каждой пары. Лечение проводилось с помощью заклинания, на расстоянии. Больные страдали психическими расстройствами и артикуляционными заболеваниями артритного происхождения. Был поставлен «двойной слепой» эксперимент. Ни врачи, ни больные не знали, кого целитель будет лечить, а кого — нет. На каждого пациента велся клинический отчет в течение 10 месяцев от начала эксперимента. Из 12 обследованных пар у семи больных, прошедших лечение на расстоянии, было отмечено явное улучшение самочувствия.
Коллип (15) исследовал результаты лечения 18 детей, больных лейкемией. Десять из них лечили заговорами на расстоянии. Дети не знали, что являются объектом эксперимента. Благодаря такому методу лечения, их жизнь удалось продлить на несколько месяцев.
Знаменитый американский целитель, фотограф по профессии Эдгар Кайс (1877 —1945) заочно оказал помощь более чем 8 тыс. больных (16). Кайс входил в необычное состояние сознания, в котором диагностировал и предписывал лечение. Диапазон его предписаний был широк: от психологических советов до лекарственных трав, диеты и хиропрактических манипуляций. В библиотеке Конгресса США сохранилось более 15 тыс. стенографических записей его «чтений»; существует международная программа по их изучению.
В 1971 —1976 гг. Д. Кригер (17, 18) провела исследования гемоглобина у пациентов, прошедших лечение наложением рук. У проходивших такое лечение результаты оказались значительно лучше, нежели в контрольной группе.
Национальный институт психического здоровья в США субсидировал ряд экспериментов по изучению нетрадиционной медицины. В первой работе Джон Дик и Роберт Бергман исследовали людей — медиумов у индейцев племени навахо (19). Методы лечения индейцев этого племени включали вхождение в транс, гадание, танцы, ритуальное пение, траволечение, семейную терапию и контакт с духами при помощи рисунков на песке.
В другом эксперименте Хорее Стюарт и его ассистенты исследовали 40 афро-американских целителей, использовавших наложение рук, молитву, внушение; были отмечены бесспорные случаи исцеления (20).
В третьей серии работ Ричард Кац изучал башиманцев из племени кунг в африканской пустыне Калахари (21). Среди молодых людей этого племени большинство обладало способностями к цели-тельству. Башиманцы утверждали, что во время соответствующих ритуальных танцев у них открывается доступ к энергиям, позволяющим проводить лечение.
В 1975 г. Хьюбэчер (22) исследовал эффект магических пассов, проводившихся целителем над 11 больными. Эти люди страдали различными заболеваниями: от дерматоза до патогенных процессов в их завершающей фазе. Медицинское заключение утверждало, что улучшения состояния ожидать здесь нельзя. Однако, после воздействия целителя у 7 больных лечащими врачами было отмечено значительное улучшение.
Аббель и Бланшер в 1977 г. описали случай, когда во время работы целителя навсегда исчезли женообразные груди у юноши. Обследования традиционными методами, проводившиеся до этого, признавали его девушкой и предписывали хирургическую операцию на половых органах (23).
Строгий терапевтический отчет об исцелении больных в «Мексиканском Спиритическом храме» опубликовал в 1981 г. Финклер (24). Реакции больных на лечение оценивались с помощью опросника из 95 вопросов. Методика позволила определить степень развития патологического заболевания путем опроса в момент лечения, а затем опросов через одну, две и пять недель. Финклер считает, что в 20 % случаев лечение оказалось эффективным, в 36 % — неэффективным. В остальных случаях эффект был неопределенным. Чаще всего полному излечению поддавались понос, доброкачественные гинекологические нарушения, синдромы симпатического характера и легкие психические расстройства. Зато серьезные нарушения психики поддавались лечению с большим трудом.
Тернер (25) описывал результаты исследования, в котором изучались впечатления нескольких сотен человек, проходивших лечение на расстоянии. Подавляющее большинство пациентов испытывало необычные ощущения тепла, холода, покалывания в момент лечения. Девяноста семи больным Тернер дал в руки запечатанные в конверт фотопластинки, и в 57-ми случаях на пластинках были обнаружены рисунки «радиации». Им были также зарегистрированы воздействия в момент лечения на расположенные вблизи больных цветы и зерна, отмечено влияние на коров, на беременных женщин. Со слов больных, улучшение наступило в 70 % случаев.
Следующий эксперимент та же группа лондонских целителей провела над больными, на которых первый сеанс не оказал никакого действия. Лечение проводилось заочно, по фотографиям. Больные во время сеанса читали 23-й псалом (один из Псалмов Давида; см. Новый Завет, Псалтырь) и рассматривали сельский пейзаж. Целители делали то же, но перед сеансом. Из двадцати испытуемых у 11 было отмечено улучшение состояния. Опыт повторили с другими двенадцатью «невосприимчивыми». Но на этот раз они не знали времени сеанса. Только у двоих больных, которым удалось точно определить время воздействия, наблюдалось заметное улучшение состояния... Такие опыты лишний раз подчеркивают необходимость сотрудничества пациента и целителя.
Во время опросов, проводившихся в 1981 г. в Нидерландах, Атте-вельт (26) собрал свидетельства трех тысяч пациентов обоих полов. После воздействия 65 % целителей (из общего числа зарегистрированных Нидерландской федерацией изучения паранормальных явлений) примерно две трети больных с различными заболеваниями отметили явное улучшение своего состояния. Была обнаружена четкая связь между мнением целителя о степени улучшения состояния больного и мнением самого больного.
В 1979—1980 гг. поч инициативе правительства Нидерландов специальной комиссией была установлена степень воздействия параллельных традиционной медицине практик на здоровье населения. В перечень таких практик входили: паранормальное лечение, акупунктура, натуротерапия, антропософическая медицина, гомеопатия, мануальная терапия. Обследование показало, что психическое лечение составляет существенную часть парамедицинской деятельности. Комиссия отметила благоприятную роль целителей в обществе. Кроме того, она выявила, что официальная медицина ревниво и настороженно воспринимает успехи парамедиков.
Харальдсон и Олафсон (27) в 1980 г. провели повторный опрос среди жителей Исландии, которые (по данным опроса предыдущего года) обращались к помощи целителей. Две трети опрошенных считали, что лечение принесло им значительное улучшение. Эта пропорция близка к данным, зафиксированным в 1981 г. Геддесом (28), который обследовал случаи исцеления, полученные четырьмя группами целителей, работавших медитативно на расстоянии. Из 79 обследованных случаев в 44 было замечено явное ускорение процесса выздоровления. Геддес отмечает улучшение в процессе лечения духовного и эмоционального состояния как у больного, так и у целителя.
Аналогичные результаты были зарегистрированы врачом Ноул-зом в 1959 и 1974 годах (29) после лечения больных, страдавших хроническими заболеваниями. Целитель не разговаривал с больными и держался вне поля их зрения. Ноулз предложил модель интерпретации ментальной терапии, подтвержденную последующими экспериментами Солфвина (30) в 1983 г. В этой модели он подчеркивал важность связи между пациентом и терапевтом, веры больного в ментальную терапию, мысленного намерения целителя помочь больному. Ноулз считал, что процессы «пси» при целитель-стве относятся к коммуникации (телепатии), а не к психокинезу. Он сравнивал между собой результаты лечения остео-артрических состояний с помощью аллопатии и его собственной ментальной терапии, основанной на желании исцелить больного. Согласно его выводам, ментальная терапия оказывается более эффективной, более надежной, чем все классические методы лечения (29). Концепцию Ноулза подтвердило появившееся в 70-х годах объяснение, согласно которому психическое лечение играет роль возбудителя, высвобождающего автотерапевтические возможности больного.
Совсем другой подход у Джойса Гудрича (Нью-Йорк), сделавшего в 1974 г. попытку объяснить механизм паранормального исцеления в условиях повседневной жизни. В том же году Гудрич разработал вопросник, который должен был уточнить впечатления, ощущения, состояние здоровья и расположение духа целителя и пациента (31).
Первый сеанс был очным, последующие несколько сеансов проводились заочно с активным участием целителя и больного (больной медитировал). Проводились сеансы по заранее установленному графику, неизвестному целителю и больному. Одна половина их проводилась синхронно (время, сообщенное целителю и больному, совпадало), другая — асинхронно. После каждого сеанса давались ответы на вопросы. Эти ответы предоставлялись нейтральным судьям. Тем было предложено разложить ответы целителей и больных по парам, которые соответствовали бы (по мнению судей) синхронному развитию обоих процессов. Число пар ответов, подобранных судьями, превышало средневероятностные величины. Исследование Гудрича также подтвердило важность связей между целителем и больным в терапевтическом процессе.
В 1975 г. Уинстон продолжил работы Гудрича по изучению лечения на расстоянии с использованием техники Лешена «Тип-1» (32). Этот автор исследовал влияние на результаты лечения связи между целителем и больным, проводя лечение через 4 ступени «контакта» (варьируя интенсивность коммуникаций). Разницы в результатах лечения обнаружено не было. Унистон предположил: чем в меньшей степени выражен физический контакт между целителем и больным, тем ярче проявляется лечебный эффект. Однако, эти пары прошли медицинское освидетельствование лишь год спустя после начала эксперимента. Общий эффект выразился в том, что из 16 пациентов, проходивших лечение, у пяти наблюдалось значительное клиническое улучшение. В контрольной группе улучшение имело место только у одного больного.
Миллер провел «двойной слепой» тест (33), поставив перед собой задачу проверить воздействие, производимое восьмью целителями на 96 пациентов, страдающих повышенным давлением крови. Экспериментальные результаты показали значительное уменьшение систолического давления больных, прошедших лечение, по сравнению с контрольной группой. Однако никакого воздействия на диастоли-ческую составляющую, сердечный ритм и вес больных не наблюдалось. Исследования проводились под строгим наблюдением, исключающим какое-либо внушение.
В 1980 г. в ЦНИИ рефлексотерапии проводились эксперименты, во время которых экстрасенс воздействовал своими руками на пациентов, страдающих расстройствами микроциркуляции крови. «Приборы показали, что после 7—8 сеансов у пациентов улучшалось состояние сосудистой системы головы и конечностей, наладилось кровоснабжение, нормализовался артериальный и венозный тонус»,— объявили специалисты (34).
В 1980 году, в Ленинграде Автор исследовал функциональное состояние диспетчеров УВД и летчиков на тренажерах методом пондеромоторного письма 1) (35). Исследователь находился в соседнем помещении. Результаты исследований подтвердили эффективность метода.
В том же году Автором выполнены исследования по проверке чувствительности к лечебному воздействию на расстоянии. Пациентам предлагалось определить, в какой из пяти интервалов (каждый длился 5 минут) проводилось воздействие целителя. Из 106 воздействий отмечено 86 правильных определений (вероятность случайности составила р = 3- 108) (36).
В 1986 г. сотрудниками лаборатории биодинамических измерений Ленинградского политехнического института совместно с работниками ЛИЭТИНа была проведена серия опытов по регистрации дистанционного воздействия ленинградских целителей В. Б. Полякова, Б. И. Голдовского, Ю. М. Вдовина и Е. И. Зуева на 30 больных. Заведующей лабораторией функциональной диагностики ЛИЭТИНа М. П. Галченко были подобраны такие больные, у которых в течение нескольких дней наблюдались отклонения артериального давления. Эти люди, естественно, ничего не знали об эксперименте. Целитель, находясь от них в нескольких десятках метров, в другом помещении, мысленно представлял пациента (которого до этого видел один раз).
1) Упражнения по обучению пондеромоторному письму даются в 5-й главе 1-й части.
Каждый сеанс продолжался пять минут. Целитель старался выровнять ощущаемую руками или фиксируемую на рисунке энергетическую структуру вокруг пациента. До сеанса, во время его, а также через час после сеанса измерялось артериальное давление. В ряде случаев оно измерялось методом механографии, без участия человека. У 28 больных из 30 наблюдалась нормализация артериального давления,, успокоение пульса и субъективное улучшение самочувствия. До воздействия и после него у больных регистрировались ЭЭГ, вазомоторная реакция, проводилась интегральная реография. Было отмечено, что целители на расстоянии, с помощью мысленного воздействия, могут влиять на кровенаполнение сосудов.
Воздействие целителей на кроветок было подтверждено опытами, проведенными в том же институте при дистанционном воздействии на глаз или зрительные центры больного. Обследование проводил заведующий лабораторией М. И. Разумовский. Глаз увеличивали в 60 раз, и проводилась видеосъемка с анализом размеров сосудов по специальной сетке на экране. При воздействии целителя, по его желанию усиливался или замедлялся кроветок, а русло сосудов расширялось или сужалось. Целитель попадал в определенный ритм колебаний крови и управлял им, находясь при этом на расстоянии около пяти метров, вне видимости пациента. Сотрудниками лаборатории биодинамических измерений проводились такие опыты по лечебному воздействию на больных с черепно-мозговой патологией до и после операции в Ленинградской Военно-медицинской академии. Многочисленными объективными анализами было подтверждено влияние целителя на больных.
Все эти опыты, проведенные под руководством Автора, подтверждают возможность дистанционного целебного воздействия на человека.
В лаборатории биодинамических измерений Б. Ю. Меликовским проводились также эксперименты по дистанционному воздействию на крыс. Крысам в различные участки мозга были вживлены электроды. При воздействии целителя у животных наблюдались значительно более частые фазы сна, чем обычно.
В 1989 году при ленинградском Гуманитарном Центре Л О общества «Знание» Автором были организованы курсы по обучению врачей экстрасенсорной диагностике и коррекции (около 600 человек уже прошли обучение). Почти одновременно при этом Центре был создан творческий коллектив врачей «Перспективная диагностика» (директор В. Б. Поляков).
Врачами лаборатории биодинамических измерений и «Перспективной диагностики» постоянно обследуются сотни больных. Расширяется банк статистических данных. Совпадение диагнозов с диагнозами по результатам подробных обследований составляет около 80 %. Гораздо выше процент совпадений с приборными методами при поиске врачом-экстрасенсом аномальных зон в организме больного. В этом случае производится также и количественная оценка расстояния, на которое притягивается или отталкивается рука целителя, и измеряется число колебаний руки за 5 сек. Здесь совпадения достигают примерно 90 %. Отмечена взаимосвязь точности экстрасенсорной диагностики с опытом врача.