Наиболее распространенные пищевые добавки
В наших исследованиях установлено, что реакции на примеси, находящиеся в составе пищевых продуктов, отмечаются у 1% больных с ПА.
Необходимо отметить, что деление ПА на истинную и ложную условно. У пациента могут развиваться реакции на пищевые продукты, обусловленные и специфическими реакциями иммунитета, и псевдоаллергическими.
Перекрестные свойства между пищевыми и другими группами аллергенов. Одной из серьезных проблем ПА является наличие множественных перекрестно-реагирующих свойств между пищевыми и другими группами аллергенов (табл. 2, 3).
Перекрестные реакции между пищевыми, пыльцевыми и лекарственными аллергенами
Таблица 3. Перекрестные реакции между пищевыми и бытовыми аллергенами
Большое практическое значение в клинике имеет возможность развития перекрестных аллергических реакций на сывороточные и другие лекарственные препараты, полученные от животных, на мясо которых имеется аллергия. Так, например, при аллергии к конине возможны аллергические реакции на введение противодифтерийной сыворотки, полученной на основе лошадиной сыворотки. При аллергии к мясу животных возможно развитие аллергических реакций на ферментные препараты, полученные из поджелудочной железы и слизистых оболочек кишечника крупного рогатого скота, свиней и т. д. Имеется перекрестная реакция между различными видами молока, коровьего, козьего, овечьего. Сенсибилизация к белкам кобыльего молока может развиться у больных с сенсибилизацией к конскому волосу или перхоти лошади. Существует умеренно выраженная перекрестная реакция на мясо курицы, гуся, голубя, индюшки, перепела при аллергии на сыворотку крови говядины, лошади, мыши, крысы, собаки, кошки, кролика. Перекрестная реакция возможна у рыб разных видов.
Клинические проявления ПА разнообразны по форме, локализации, степени тяжести и прогнозу, при этом ни один из симптомов не является специфическим. Выделяют системные и локальные аллергические реакции после воздействия пищевого аллергена. Наиболее ранним и типичным проявлением истинной ПА является развитие орального аллергического синдрома (ОАС). ОАС характеризуется появлением периорального дерматита, зудом в полости рта, онемением и/или чувством «распирания» языка, твердого и/или мягкого неба, отечностью слизистой полости рта после употребления «виновного» пищевого аллергена.
Самое тяжелое проявление истинной ПА — это анафилактический шок, развивающийся после употребления пищевых продуктов, например рыбы, яйца, молока, земляного ореха (арахиса) и др. Анафилактический шок при ПА отличается скоростью развития (от нескольких секунд до 4 ч), тяжестью течения, плохим прогнозом (летальность при анафилактическом шоке колеблется от 20 до 40% и даже может достигать 70%).
При ПАР на пищевые продукты системные реакции проявляются в виде анафилактоидного шока, который по клиническим симптомам может напоминать анафилактический шок, но отличается от последнего отсутствием полисиндромности и благоприятным прогнозом.
К наиболее частым гастроинтестинальным клиническим проявлениям ПА относятся: рвота, колики, анорексия, запоры, диарея, аллергический энтероколит.
Кожные проявления, или аллергодерматозы, при ПА и ПАР — самые распространенные симптомы как у взрослых, так и у детей. У детей до года одним из первых признаков ПА служат упорные опрелости при тщательном уходе за кожей, перианальный дерматит и зуд, возникающие после кормления. В начале заболевания при ПА можно выявить четкую связь кожных обострений с приемом «виновного» пищевого аллергена, но со временем аллергические изменения со стороны кожи приобретают стойкий характер и постоянно рецидивирующее течение, что затрудняет выявление этиологического фактора.
Аллергический ринит при ПА характеризуется появлением обильных слизисто-водянистых выделений из носа, иногда заложенностью носа и затруднением носового дыхания. При риноскопии обнаруживается отечность слизистой оболочки носовых раковин, имеющих бледно-синюшную окраску. Нередко у больных отмечаются чихание, зуд кожи вокруг носа или в носу. Наиболее частой причиной развития аллергического ринита у больных с ПА являются рыба и рыбные продукты, крабы, молоко, яйца, мед.
Роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы, по мнению большинства исследователей, невелика.
В наших исследованиях клинические проявления ПА в виде приступов удушья наблюдались приблизительно в 3% случаев.
К более редким клиническим проявлениям ПА относятся изменения со стороны системы крови, мочевыделительной, нейроэндокринной и других систем.
Симптомы аллергической гранулоцитопении чаще наблюдаются у детей и четко связаны с приемом причиннозначимого пищевого аллергена. Клиническая картина аллергической гранулоцитопении, обусловленной сенсибилизацией к пищевым аллергенам, характеризуется быстрым началом, связанным с приемом пищи, при этом появляются озноб, резкая общая слабость, боль в горле. Позже присоединяется ангина с некротическими и язвенными поражениями миндалин, неба, слизистой полости рта и губ. У больных отмечаются бледность кожных покровов, лимфоаденопатия, увеличение селезенки. Эти симптомы исчезают на фоне элиминационной диеты.
Сенсибилизация к молоку, яйцам, рыбе и рыбным продуктам, морским панцирным животным может привести к аллергической тромбоцитопении. Описаны случаи развития аллергической тромбоцитопении у детей с сенсибилизацией к молоку и моркови после употребления в пищу морковного сока и творога (Т. С. Соколова, Л. В. Лусс, Н. И. Рошаль, 1974). Диагноз аллергической тромбоцитопении практически никогда не устанавливается сразу в связи с отсутствием специфических симптомов. Заболевание начинается с появления лихорадки, геморрагических высыпаний на коже, болей в животе, артралгии. В анализе мочи отмечается наличие белка, лейкоцитов, единичных эритроцитов. Изменения в составе периферической крови бывают неоднозначными. В одних случаях наблюдается резкое снижение содержания тромбоцитов, в других — показатели содержания тромбоцитов сохраняются нормальными, но на коже появляются геморрагические высыпания, а в анализах мочи отмечаются патологические изменения (белок, лейкоциты, эритроциты).
Описаны клинические проявления ПА в виде мигрени (Э. Ханингтен, 1986; и др.), лихорадки, невритов, болезни Меньера, нарушения сердечного ритма, развития депрессии и др. Однако роль пищевых аллергенов в развитии этих симптомов сомнительна, поскольку диагноз базировался лишь на основании наличия анамнестической причинно-следственной связи между приемом пищи и развитием симптомов, но не был подтвержден результатами специфического аллергологического обследования.