Группы риска и признаки, свидетельствующие

О СУИЦИДАЛЬНОЙ УГРОЗЕ

Следующие группы: молодежь, по­жилые люди, сексуальные меньшинства, заключенные в тюрьмах, военнослужащие, ветераны войн и военных конфликтов, врачи и представители некоторых других профессий - должны считаться имеющими повышен­ный суицидальный риск.

Сексуальные меньшинства. Гомосексуалисты отличаются высоким риском самоубийств: геи совершают суицидаль­ные попытки в 6 раз, а лесбиянки в 2 раза чаще, чем их холостые гетеросексуальные сверстники. Наиболее уязви­мыми являются подростки и юноши, у которых идет поиск эго-идентичности. Ее формирование невозможно без осознания и принятия сексуально-ролевой идентификации. Современное общество дискриминирует людей с гомосексуальной ориентацией. Ее носители под влияни­ем этой дискриминации стигматизируются, у них возни­кает бессознательная ненависть к себе, способствующая изоляции от окружающих. У подростков и юношей воз­никает три выбора: а) принять гомосексуальную ори­ентацию, что из-за давления среды очень трудно или не­возможно; б) продолжать скрывать ее, поддерживая имидж гетеросексуала, что приводит к эмоциональному напряжению, снижающему личностную самооценку и в) трагический выбор самоубийства, поскольку страх, ненависть и страдание оказываются невыносимыми. Мно­гие кончают с собой, так и не зная, что значительное число сверстников имеет сходную ориентацию. Существу­ющие табу лишают их систем поддержки и затрудняют идентификацию с положительной ролью при решении кризиса идентичности. При гомосексуальной ориентации риск суицида усугубляется частотой СПИДа, злоупотребления алкоголем и т.д. Род­ственники и близкие после их кончины оказываются весь­ма уязвимой группой из-за давления тройной стигмы: сексуальной ориентации, самоубийства и СПИДа.

Заключенные в тюрьмах. Проведенные в США иссле­дования показали, что частота суицидов в местах зак­лючения зависит от типа пенитенциарного учреждения (следственный изолятор или тюрьма), строгости режи­ма и условий содержания заключенных. Суициды чаще встречаются в тюрьмах со строгим режимом. Совершив­шие преступления против личности более подвержены суицидам, чем наказанные за имущественные право­нарушения. Если в общих камерах преобладают суици­дальные попытки, то в одиночных - чаще предпринимаются завершенные самоубийства методом самопо­вешания. Как показывают исследования американских ученых, больше половины суицидентов не подают ни­каких сигналов о совершении грядущего действия и не находятся в состоянии депрессии.

Во всех странах мира, где предпринимались подоб­ные исследования, уровень аутоагрессивного поведения в тюрьмах оказался в 3-11 раз выше, чем

на свободе. Этому способствуют такие факторы лишения свободы в ходе следствия, как:

о) страх неизвестности;

б) авторитарная среда;

в) отсутствие контроля над будущи­ми событиями;

г) изоляция от близких и систем поддержки личности;

д) стыд перед лишением свободы;

е) антигуманные аспекты пребывания в следственном изоляторе;

ж) знакомство с материалами уголовного дела, предъявление обвинительного заключения, при­ближение даты суда или вынесение приговора.

У осуж­денных к совершению самоубийства ведут:

а) отчая­ние из-за длительного срока наказания;

б) реальная или воображаемая виктимизация другими заключенны­ми;

в) серьезные конфликты внутри пенитенциарно­го учреждения;

г) большая численность осужденных в отрядах (120-150 человек);

д) разрыв или утрата свя­зей с семьей и окружением;

е) удлинение срока на­казания или неудача поданной апелляции;

ж) харак­тер преступления (например, при убийстве жены или другого близкого человека);

з) страх и неопределен­ность в отношении своего места в обществе после выхода из мест лишения свободы;

и) низкое качество медико-психологической и социальной помощи.

При стече­нии обстоятельств все вышеперечисленные факторы влияют на принятие решения о само­убийстве. Риск суицидов в тюрьмах усугубляется злоупотреблением алкоголем и/или нарко­тиками, большой частотой психических расстройств и прецедентами покончить с собой в прошлом.

Военнослужащие. Риску аутоагрессивного поведения в армии наиболее подвержены военнослужащие срочной служ­бы при всеобщей воинской обязанности, характерной для постсоветских государств. Например, в украинской армии уровень самоубийств в настоящее время драматически рас­тет, превышая их частоту в общем по населению в 8-15 раз (1993-1994 гг.). В мирное время гибель от суицидов являет­ся главной причиной смерти, составляя от 18 до 50% всех смертей в армиях различных стран бывшего СССР. Обяза­тельность военной службы для некоторых юношей, неред­ко с доармейскими проблемами (здоровья, семьи и окружения), является существенным психотравмирующим фак­тором, вызывающим эмоциональное перенапряжение. Оно усугубляется рядом мотивов:

а) утратой привычных систем поддержки личности и жизнеобеспече­ния;

б) потерей чувства общности со значимым окруже­нием;

в) утратой надежд на положительные изменения в ближайшем будущем;

г) страхом потерять здоровье или жизнь;

д) состоянием подавленности в случае внеуставных отношений;

е) коллективной травмой, «негативной общ­ностью» с находящимися в

аналогичных условиях сослужив­цами, что впоследствии может привести к посттравматическим стрессовым расстройствам;

ж) участием в военных действиях. На фоне переживания утрат облегчается зарази­тельность аутоагрессивного поведения в виде частых имита­ционных самоповреждений. Некоторые из потерь оказываются существенными для офицерского состава, особенно в условиях сопутствующего социально-экономического кри­зиса в обществе, если под сомнение ставится смысл многих лет армейской службы или проявляется неспособность адап­тироваться к жизни в иных условиях.

Врачи.Особому суицидальному риску подвержены психиатры и анестезиологи. К фатальному исходу врачей при­водит сочетание предрасполагающих факторов, особен­но - финансовые проблемы, недостаточная самооценка, отсутствие систем поддержки личности, а также аддик-тивное поведение (у анестезиологов) и депрессия (у пси­хиатров). Возможно, в последних случаях играют роль особые условия работы и контингент больных.

Однако принадлежность к группе риска еще не озна­чает склонности к суициду, поскольку не существует одной причины самоубийства. Тем не менее, каждый из факторов должен быть принят во внимание, и особо бдительно следует относиться к их сочетанию или суще­ствованию в течение длительного времени.

Наши рекомендации