Особенности сбора информации о ребенке.

Обследование ребенка в отличии от обследования взрослого имеет свои особенности. Главное – это то, что ребенка, особенно грудного, раннего возраста при обследовании опекает кто-либо из родителей, чаще всего мать. Поэтому контакт с родителями играет важную роль для контакта с самим ребенком. С первых минут общения родители стараются составить себе представление о медицинской сестре (фельдшере или враче). Если это представление окажется положительным, то родители будут прислушиваться к данным советам, а авторитет медработника будет расти. Родители ценят аккуратность во всем: во внешнем виде, во внимательности к ним и к их ребенку. Высоко ценится мягкость медработника и его уважительное отношение к родителям и их детям, какими бы они ни были по поведению, внешности, возрасту, социальному положению, культуре, достатку. В начале обследования медработник незаметно изучает ребенка и его родителей, а они – медработника. Дети старше 8-10 лет могут сами рассказать о своих ощущениях, предъявить жалобы. А о состоянии здоровья детей раннего возраста рассказывают родители.

Анамнез жизниребенка начинают собирать с информации о первом периоде развития.

От какой по счету беременности, каких родов данный ребенок. Чем закончились предыдущие беременности и роды. Как протекала беременность у матери. Были ли признаки токсикоза, заболевания, воздействие вредных факторов и так далее. Как протекали роды. Оказывались ли какие – либо акушерские пособия. С какой массой тела и ростом родился ребенок, как закричал, когда приложили к груди, как сосал. Выполнена ли вакцинация против туберкулеза, на какой день ребенок был выписан из родильного дома. Как рос и развивался на первом году жизни. Когда начал держать голов, поворачиваться на бок, со спины на живот, когда начал сидеть, ползать, ходить. Сколько слов произносил в год.

Как долго ребенок вскармливался грудным молоком. Если искусственник, то какие смеси получал. Когда ввели прикорм и в виде чего. Когда и какие соки получал.

Аллергический анамнез. Все ли продукты, лекарственные вещества переносит. Если есть аллергические реакции, то в виде чего.

Генеалогический анамнез. Все ли в семье, близкие родственники здоровы.

Социальный анамнез.

Параметры Благополучный анамнез Неблагополучный анамнез
1. Характеристика семьи Семья полная Семья не полная
2. Образовательный уровень Высшее или среднее специальное Нет специального образования
3.Психологический климат Отношения между членами семьи дружные, нет вредных привычек Отношения грубые, бытуют вредные привычки
4.Жилищно- бытовые условия и материальная обеспеченность Отдельная благоустроенная квартира. На 1 члена семьи не менее 7 кв. м. Нет благоустроенных условий. Заработок на 1 члена семьи меньше прожиточного минимума
  В случае благополучного анамнеза записывается коротко: социальный анамнез благополучный. В противном случае указывают неблагополучные параметры.   Были ли какие – либо травмы, операции, переливание кров.  


Лекция №2

Антенатальный и неонатальный периоды.

План

1. Характеристика антенатального периода.

2. Значение дородовых патронажей и первичного патронажа к новорожденному.

3. Характеристика периода новорожденности.

4.Анатомо-физиологические особенности органов и систем доношенного и

недоношенного ребенка.

5. Признаки доношенности и признаки степени недоношенности.

6. Физиологические состояния новорожденных.

7. Правила вскармливания новорожденных.

Антенатальный период

Период внутриутробного развития длиться с момента имплантации оплодотворенной яйцеклетки до момента родов. Первые 3 месяца являются критическими, так как в это время происходит закладка органов и тканей ребенка, формируется плацента. Воздействие повреждающих факторов в этот период приводит к формированию пороков развития. Основные причины развития внутриутробной патологии: наследственность, торможение гестационной доминанты (стрессы, психологические травмы), нарушение иммунологических взаимоотношений матери и плода, соматические заболевания матери, недостаточная активность эндокринных желез, внутриутробные инфекции, лекарственные вещества, ионизирующая радиация, нерациональное питание беременной.

Профилактика нарушений антенатального развития должна быть комплексной и включает в себя: лечение хронической патологии матери до беременности, плановое диспансерное наблюдение, исключение приема лекарств и рентгенологического обследования, рациональный режим и питание.

Дородовый патронаж

Женская консультация 1 раз в 10 дней посылает в детскую поликлинику сигнальные талоны о взятых на учет беременных женщинах. Беременных женщин патронажная медсестра посещает до родов 2 раза.

Первый дородовый патронаж (бытовой) осуществляют на 22-23 неделе беременности. Выясняют условия труда и быта, состоянье здоровья, вредные привычки, обучают подготовке молочных желез к лактации, дают рекомендации по режиму дня, труда и отдыха, питанию.

Второй патронаж проводят на 32-40 неделе беременности. Цель его – забота о будущем ребенке, контроль за выполнением рекомендаций. Проводят беседы по организации уголка новорожденного, приобретения белья и предметов ухода. Уточняется адрес по которому будет жить мать с ребенком.

Период новорожденности.

Определяется с момента перевязки пуповины до 28 дня жизни. До 7 дня – ранний неонатальный период, с 7 по 28 день – поздний неонатальный период. Период новорожденности имеет свои специфические особенности и характеризуется рядом морфологических, функциональных, биохимических изменений, возникающих в организме ребенка в связи с переходом к внеутробной жизни.

Наши рекомендации