Факторы, оказывающие воздействие на рост, развитие, возникновение заболеваний у детей.

План

1. Периоды детского возраста и их характеристика.

2. Универсальные потребности ребенка.

3. Факторы, оказывающие воздействие на рост и развитие, возникновение заболеваний у детей.

4. Особенности сбора информации о ребенке.

Периоды детского возраста.

Организм ребенка отличается от организма взрослого человека, прежде всего быстрым ростом и развитием. Каждому возрастному периоду характерны определенные анатомо-физиологические особенности, исходя из которых, следует решать вопрос организации ухода, питания, воспитания, проведения мероприятий по специфической профилактике инфекционных заболеваний. В настоящее время большинство педиатров и врачей других специальностей, обслуживающих детей, пользуются несколько видоизмененной схемой периодизации детского возраста, предложенной Н. П. Гундобиным. В 1906 году. Согласно этой схеме выделяется 6 периодов в развитии ребенка от зачатия до наступления половой и социальной зрелости.

1 период - внутриутробного развития (антенатальный). Он длится 270-280 дней или 9 календарных месяцев или 10 лунных месяцев.

Первая фаза эмбрионального развития от 0 до 3-х месяцев. Вторая фаза плацентарного развития от 3-х месяцев до рождения.

2 период – новорожденности. Он длится с момента перевязки пуповины до 28 дня жизни.

3 период – грудного возраста. Он длится до 1 года жизни.

4 период – молочных зубов. Он длится с 1 года до 7 лет. В нем выделяют подпериоды:

· Преддошкольный (от 1 года до 4 лет)

· Дошкольный (от 4 лет до 7 лет)

5 период – отрочества (препубертатный). Он длится от 7 до 15 лет. В нем выделяют подпериоды:

· Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет)

· Средней школьный возраст (от 12 до 1 5 лет)

6 период – полового созревания (пубертатный). У девочек он длится с 13 до 18 лет, у мальчиков с 15 до 20 лет.

Первый периодантенатального развития отличается особенно быстрыми темпами роста и развития плода и питанием его за счет материнского организма. Он характеризуется быстрым размножением и дифферецировкой клеток. В результате из единственной оплодотворенной яйцеклетки развивается эмбрион, в общих черта напоминающий младенца и имеющий закладки всех органов (фаза эмбрионального развития).

В фетальной фазе (плацентарного развития) происходят рост и созревание органов плода до той стадии функционального развития, которая необходима для выживания вне тела матери после родов.

Второй период новорожденности характеризуется новыми условиями внеутробной жизни и приспосабливанием организма ребенка к ним. Для организма ребенка характерна незрелость всех органов и систем, особенно центральной нервной системы. Ребенок в этом периоде требует тщательного постоянного ухода.

Третий период отличается быстрым ростом и увеличением массы тела, совершенствуется ЦНС, появляются координированные движения рук, развиваются стато-моторные функции. В это время большое внимание придается рациональному вскармливанию.

Четвертый период характеризуется совершенствованием всех органов и систем, развитием речи, психики, дети подвижны, любознательны, познают мир, повышается интеллектуальный уровень развития, к концу этого периода начинается смена молочных зубов.

Пятый период характеризуется бурным развитием мышления, появлением тонких координированных движений (навыки письма), молочные зубы заменяются на постоянные.

Шестой период характеризуется значительной перестройкой эндокринной системы, усилением функций половых желез, щитовидной железы, гипофиза.

Ускоренное физическое и половое созревание не всегда параллельно с интеллектуальным развитием, и это вызывает проблемы с воспитанием подростка. Этот период сложен и в психологическом отношении. Дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми, формируется характер и личность. Этот процесс часто труден как для самого подростка так и для родителей, учителей, сверстников. Пубертатный период называют переходным.

2. Универсальные потребности ребенка.

Дышать, есть, пить, выделять – выживание.

Спать, быть чистым, одеваться и раздеваться, поддерживать температуру, быть здоровым, избегать опасности, двигаться – безопасность.

Общаться – принадлежность.

Иметь жизненные ценности – достижение гармонии и успеха.

Играть, учиться, работать – служение.

Социальный анамнез.

Параметры Благополучный анамнез Неблагополучный анамнез
1. Характеристика семьи Семья полная Семья не полная
2. Образовательный уровень Высшее или среднее специальное Нет специального образования
3.Психологический климат Отношения между членами семьи дружные, нет вредных привычек Отношения грубые, бытуют вредные привычки
4.Жилищно- бытовые условия и материальная обеспеченность Отдельная благоустроенная квартира. На 1 члена семьи не менее 7 кв. м. Нет благоустроенных условий. Заработок на 1 члена семьи меньше прожиточного минимума
  В случае благополучного анамнеза записывается коротко: социальный анамнез благополучный. В противном случае указывают неблагополучные параметры.   Были ли какие – либо травмы, операции, переливание кров.  


Лекция №2

План

1. Характеристика антенатального периода.

2. Значение дородовых патронажей и первичного патронажа к новорожденному.

3. Характеристика периода новорожденности.

4.Анатомо-физиологические особенности органов и систем доношенного и

недоношенного ребенка.

5. Признаки доношенности и признаки степени недоношенности.

6. Физиологические состояния новорожденных.

7. Правила вскармливания новорожденных.

Антенатальный период

Период внутриутробного развития длиться с момента имплантации оплодотворенной яйцеклетки до момента родов. Первые 3 месяца являются критическими, так как в это время происходит закладка органов и тканей ребенка, формируется плацента. Воздействие повреждающих факторов в этот период приводит к формированию пороков развития. Основные причины развития внутриутробной патологии: наследственность, торможение гестационной доминанты (стрессы, психологические травмы), нарушение иммунологических взаимоотношений матери и плода, соматические заболевания матери, недостаточная активность эндокринных желез, внутриутробные инфекции, лекарственные вещества, ионизирующая радиация, нерациональное питание беременной.

Профилактика нарушений антенатального развития должна быть комплексной и включает в себя: лечение хронической патологии матери до беременности, плановое диспансерное наблюдение, исключение приема лекарств и рентгенологического обследования, рациональный режим и питание.

Дородовый патронаж

Женская консультация 1 раз в 10 дней посылает в детскую поликлинику сигнальные талоны о взятых на учет беременных женщинах. Беременных женщин патронажная медсестра посещает до родов 2 раза.

Первый дородовый патронаж (бытовой) осуществляют на 22-23 неделе беременности. Выясняют условия труда и быта, состоянье здоровья, вредные привычки, обучают подготовке молочных желез к лактации, дают рекомендации по режиму дня, труда и отдыха, питанию.

Второй патронаж проводят на 32-40 неделе беременности. Цель его – забота о будущем ребенке, контроль за выполнением рекомендаций. Проводят беседы по организации уголка новорожденного, приобретения белья и предметов ухода. Уточняется адрес по которому будет жить мать с ребенком.

Период новорожденности.

Определяется с момента перевязки пуповины до 28 дня жизни. До 7 дня – ранний неонатальный период, с 7 по 28 день – поздний неонатальный период. Период новорожденности имеет свои специфические особенности и характеризуется рядом морфологических, функциональных, биохимических изменений, возникающих в организме ребенка в связи с переходом к внеутробной жизни.

План

1. Характеристика периода грудного возраста.

2. Закономерности физического развития.

3. Закономерности нервно-психического развития.

4. Основы рационального вскармливания.

5. Основные правила и средства закаливания.

План

1. Характеристика преддошкольного периода.

2.Характеристика дошкольного периода.

3. Особенности развития и питания детей этого периода.

. Период молочных зубов длиться с 1 года до 7 лет. В нем выделяют подпериоды. Преддошкольный период длится с 1 года до 3 лет. Преддошкольный период с 1года до 3 лет. Отличается динамикой прибавки массы тела и длины, по сравнению с предыдущим периодом, созреванием нервной системы, расширением условно-рефлекторных связей, становлением второй сигнальной системы, формированием лимфоидной ткани носоглотки, увеличением мышечной массы. К 2 годам завершается прорезывание молочных зубов. В этот период дети активны с окружающим миром, подвижны, любознательны. При общении со взрослыми у них совершенствуется речь. К концу 3 года жизни дети говорят длинные фразы, могут заучивать стихи, рассуждают. Расширяются двигательные возможности от ходьбы до бега, лазанья и прыжков. Начиная с 1,5 лет, дети спят днем около 3 часов, ночью – 11 часов. В этот период дети через игру наблюдают за действиями взрослых, идет обучение трудовым и бытовым навыкам. У ребенка выделяются индивидуальные черты характера, поэтому воспитание становится главным элементом ухода. Основные физиологические системы обладают большей степенью зрелости: частота дыхания урежается, становится 35-25 дых. движений в мин., частота пульса – 120-100 уд. в мин.. Мочеиспускание произвольное, стул 1-2 раза в сутки. В преддошкольном периоде необходимо правильно организовать режим дня, чтобы не перегрузить ребенка впечатлениями.

Дошкольный период 3-7 лет. Характеризуется расширением контактов ребенка с окружающим миром. Наиболее часто дети к этому времени посещают детский сад. Нарастание массы тела замедляется, происходит первое физиологическое вытяжение. Заметно увеличивается длина конечностей. С 5-6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Ребенок переходит на режим питания взрослого человека. Иммунная защита достигает степени зрелости. В этот период развивается интеллект, усложняются двигательные и трудовые навыки. К 5 годам дети обычно правильно говорят на родном языке, запоминают стихи, пересказывают сказки. Появляются тонкие координированные движения, рисуют, катаются на велосипеде, коньках, появляются различия в поведении и увлечениях мальчиков и девочек. Ребенок готовится к поступлению в школу.

Особенности физического развития. Масса тела с 1 года до 6 лет увеличивается с 10 до 25 кг. Увеличивается ежегодно на 2 кг.

Масса тела = вес в 1 год + 2n, где n - число лет.

Длина тела с 1 года до 6 лет увеличивается на 35 – 40 см. За 1 год ребенок вырастает на 4-6 см.

Рост = рост в 1 год + 6 ń, где ń – число лет.

С 1 года до 4 лет – период округления.

С 5 до 7 лет – период вытяжения.

До 7 лет окружность груди больше окружности головы на столько см , сколько лет ребенку. Окружность головы к 6 годам 51 см.

Окружность груди к 5 годам 55 см, к 10 годам 63 см.

Подготовка ребенка к детскому дошкольному учреждению.

Задача поликлиники и медицинской сестры подготовить ребенка к посещению ДДУ. Различают общую подготовку к ДДУ, которая включает в себя проведение общепринятых мероприятий и правильное воспитание ребенка, начиная с периода новорожденности и специальную подготовку, которая включает в себя санитарно-просветительскую работу медицинской сестры с родителями и за 2-3 месяца осмотр ребенка специалистами и проведения лабораторных исследований, оздоровления и лечения детей в зависимости от уровня их здоровья. Весной и осенью на 2-3 недели назначают курс лечения травами (фитотерапия) или интерферон.

Особенности питания. Анатомо-физиологические особенности по учебнику (Святкина).

Питание детей данного периода имеет свои особенности:

ü Повышается способность ЖКТ;

ü Ребенок начинает разжевывать пищу, самостоятельно начинает есть, дифференцированно подходит к качеству пищи.;

Соотношение отдельных ингредиентов пищи на 1 кг: ребенок должен получать белка 4 гр., жира 4гр., углеводов – 15-16 гр. И все это должно составлять 90 ккал. 75% белков должно быть животного происхождения. В рацион должны входить полноценные продукты: сыр, сливки, масло, рыбий жир. Должен получать 35 млгр. Витамина С. для организации правильного питания В ДДУ составляется 2-х недельное примерное меню.

Лекция № 5

План

1. Характеристика препубертатного периода.

2. Характеристика пубертатного периода.

Младший школьный период длится с 7 до 11 лет. В этот период завершается структурная дифференцировка тканей, идет дальнейшее увеличение массы органов и тела, появляются половые различия в физическом развитии между мальчиками и девочками. Мальчики отличаются от девочек по типу роста созревания и телосложения. В этом возрасте происходит полная замена молочных зубов на постоянные. Развивается ловкость, быстрота, выносливость, осваиваются тонкие умения: письма, рукоделия. К 12 годам заканчивается формирование периферического иннервационного аппарата. Кора головного мозга по строению становится схожей с корой взрослого человека. Физиологические параметры дыхательной и сердечно сосудистой систем приближаются к таковым у взрослых. Характерно дальнейшее развитие высшей нервной деятельности, улучшается память, интеллект, волевые качества. Обучение в школе дисциплинирует детей, приучает их к самостоятельности.

Старший школьный возраст длится с 12 до 17-18 лет. Период полового созревания отрочество. Этот период характеризуется резким изменением функции эндокринной системы, быстрым увеличением размера тела. Для девочек этот период бурного полового созревания, для мальчиков – его начало. У девочек вторичные половые признаки развиваются на 1- 1,5 года раньше, чем у мальчиков. Увеличение длины тела выражено, поэтому в 12-14 лет девочки нередко обгоняют мальчиков. В течение росткового скачка в возрасте около 12 лет девочки вырастают примерно на 8 см в год. У мальчиков такой скачок в возрасте около 1 4 лет. В среднем 10 см в год. К концу полового созревания четко определяется низкорослость и избыточно высокий рост. В этом возрасте повышается мышечная сила и трудоспособность.

Нередко пубертатный период называется переходным. Особенно сложен переход в психологическом отношении. Дети перестают быть детьми, но и не становятся взрослыми, поэтому процесс формирования личности труден как для него, так и для окружающих. Возрастают двигательная активность и нервно-психическая активность, интенсивное нарастание массы тела и длины ведут к напряженной работе эндокринных желез, нервной системы, обменных процессов, что требует повышенного введения питательных веществ (белков, жиров и углеводов, микроэлементов и витаминов). Ускоренное физическое и половое развитие не всегда идет параллельно с развитием интеллекта. Физическое развитие идет быстрее и заканчивается раньше. В подростковом возрасте нередко выбирают профессию. Это время утверждения половой принадлежности и развития чувств полового соответствия, развития личности. К концу этого периода тело приобретает размер молодого взрослого человека. Развитие вторичных половых признаков заканчивается при распространении лобковых волос на медиальной поверхности бедер у лиц обоего пола, достижения размера половых органов взрослого человека и полной репродуктивной способности у юношей и у девушек молочных желез, свойственной зрелой женщине (менархе - 1 менструация) Менархе начинается обычно раньше в среднем в 12,5 лет.

Несмотря на то, что подростки часто остаются категоричными в суждениях, они в этот период охотнее вступают в диалог с родителями. Появляется способность к самопожертвованию, преданности, и доверию. Для каждого ребенка характерен темп биологического развития. Для определения биологического возраста используют признаки, которые отражают процесс биологического созревания. Во всех периодах детства отличительными являются пропорции тела и характеристика физического и психомоторного развития.

У детей грудного возраста о биологическом возрасте можно судить по исчезновению основных рефлексов новорожденного, развитию условных рефлексов, появлению молочных зубов и ядер окостенения в запястьях, формированию двигательных навыков и речи.

В дошкольном возрасте важным признаком зрелости считают появление постоянных зубов, а у детей младшего и старшего возраста – развитие вторичных половых признаков, интеллекта, физической работоспособности.

Развитие - это постепенная дифференцировка органов и тканей, а также функциональное изменение, происходящее вследствие биологического совершенствования строения организма под воздействием различных факторов.

К таким факторам относятся – генетический код ребенка, его питание, эмоции, заболевания, социальные условия, уровень развития общества в целом.

ЧДД

Год - 30 - 35

Лет – 20 - 25

Лет – 18 - 20

Взрослый – 16 - 18

ЧСС

Год – 125 - 130

Лет – 80 - 90

Лет – 70 - 80

АД

Новорожденный – систолическое - 60, диастолическое составляет 1\2 или 1\3 во всех возрастах

Год - 60-84

Лет – 100

Лет – 110

Лет - 120

ВОЗРАСТНАЯ ПАТОЛОГИЯ

В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА

Педиатрия имеет дело с развивающимся организмом, постоянно меняющимся и совершенствующимся. Все внешние вредности и болезнетворные агенты вызывают в детском организме различные реакции вследствие его морфологического, функционального, биохимического своеобразия, при этом, чем моложе ребенок, тем выраженнее следующие особенности:

ü Незрелость всех органов и систем.

ü Недостаточность нейроэндокринной регуляции.

ü Быстрые темпы физического и психического развития, что требует более напряженных энергетических и обменных процессов.

ü Снижение специфической и неспецифической защиты в связи с физиологической недостаточностью иммунитета и функциональной незрелостью кожи, слизистых оболочек, ЖКТ, ферментативных систем. В связи с этим патологические процессы у детей нередко приобретают генерализованные характер и своеобразное течение, развиваются заболевания, не встречающиеся у взрослых (диспепсии, рахит, диатезы). Отмечается высокая инфекционная заболеваемость.

План

1. Периоды детского возраста и их характеристика.

2. Универсальные потребности ребенка.

3. Факторы, оказывающие воздействие на рост и развитие, возникновение заболеваний у детей.

4. Особенности сбора информации о ребенке.

Периоды детского возраста.

Организм ребенка отличается от организма взрослого человека, прежде всего быстрым ростом и развитием. Каждому возрастному периоду характерны определенные анатомо-физиологические особенности, исходя из которых, следует решать вопрос организации ухода, питания, воспитания, проведения мероприятий по специфической профилактике инфекционных заболеваний. В настоящее время большинство педиатров и врачей других специальностей, обслуживающих детей, пользуются несколько видоизмененной схемой периодизации детского возраста, предложенной Н. П. Гундобиным. В 1906 году. Согласно этой схеме выделяется 6 периодов в развитии ребенка от зачатия до наступления половой и социальной зрелости.

1 период - внутриутробного развития (антенатальный). Он длится 270-280 дней или 9 календарных месяцев или 10 лунных месяцев.

Первая фаза эмбрионального развития от 0 до 3-х месяцев. Вторая фаза плацентарного развития от 3-х месяцев до рождения.

2 период – новорожденности. Он длится с момента перевязки пуповины до 28 дня жизни.

3 период – грудного возраста. Он длится до 1 года жизни.

4 период – молочных зубов. Он длится с 1 года до 7 лет. В нем выделяют подпериоды:

· Преддошкольный (от 1 года до 4 лет)

· Дошкольный (от 4 лет до 7 лет)

5 период – отрочества (препубертатный). Он длится от 7 до 15 лет. В нем выделяют подпериоды:

· Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет)

· Средней школьный возраст (от 12 до 1 5 лет)

6 период – полового созревания (пубертатный). У девочек он длится с 13 до 18 лет, у мальчиков с 15 до 20 лет.

Первый периодантенатального развития отличается особенно быстрыми темпами роста и развития плода и питанием его за счет материнского организма. Он характеризуется быстрым размножением и дифферецировкой клеток. В результате из единственной оплодотворенной яйцеклетки развивается эмбрион, в общих черта напоминающий младенца и имеющий закладки всех органов (фаза эмбрионального развития).

В фетальной фазе (плацентарного развития) происходят рост и созревание органов плода до той стадии функционального развития, которая необходима для выживания вне тела матери после родов.

Второй период новорожденности характеризуется новыми условиями внеутробной жизни и приспосабливанием организма ребенка к ним. Для организма ребенка характерна незрелость всех органов и систем, особенно центральной нервной системы. Ребенок в этом периоде требует тщательного постоянного ухода.

Третий период отличается быстрым ростом и увеличением массы тела, совершенствуется ЦНС, появляются координированные движения рук, развиваются стато-моторные функции. В это время большое внимание придается рациональному вскармливанию.

Четвертый период характеризуется совершенствованием всех органов и систем, развитием речи, психики, дети подвижны, любознательны, познают мир, повышается интеллектуальный уровень развития, к концу этого периода начинается смена молочных зубов.

Пятый период характеризуется бурным развитием мышления, появлением тонких координированных движений (навыки письма), молочные зубы заменяются на постоянные.

Шестой период характеризуется значительной перестройкой эндокринной системы, усилением функций половых желез, щитовидной железы, гипофиза.

Ускоренное физическое и половое созревание не всегда параллельно с интеллектуальным развитием, и это вызывает проблемы с воспитанием подростка. Этот период сложен и в психологическом отношении. Дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми, формируется характер и личность. Этот процесс часто труден как для самого подростка так и для родителей, учителей, сверстников. Пубертатный период называют переходным.

2. Универсальные потребности ребенка.

Дышать, есть, пить, выделять – выживание.

Спать, быть чистым, одеваться и раздеваться, поддерживать температуру, быть здоровым, избегать опасности, двигаться – безопасность.

Общаться – принадлежность.

Иметь жизненные ценности – достижение гармонии и успеха.

Играть, учиться, работать – служение.

Факторы, оказывающие воздействие на рост, развитие, возникновение заболеваний у детей.

Состояние здоровья ребенка сильно зависит от факторов среды, тогда как с достижением зрелости большинство людей адаптируется к ним. Оценить сравнительную важность отдельных факторов довольно трудно, однако неблагополучная среда обычно характеризуется рядом очевидных отрицательных признаков, на пример, низкий экономический уровень семьи увеличивает вероятность неполноценного питания, скученность проживания, отсутствия чистоты, солнечного света в жилище, часто сочетается с чрезмерной трудовой деятельностью матери, их невежеством и как следствие отсутствием хорошего ухода за ребенком. В таком случае многократно возрастают детская, особенно младенческая заболеваемость и смертность. Состояние здоровья детей младшего возраста может меняться в зависимости от времени года, так не смотря на борьбу с кишечными инфекциями заболеваемость ими летом, выше, чем зимой. Заболеваемость болезнями органов дыхания гораздо выше в январе, чем в июле.

Окружение ребенка имеет большое значение в развитии детских психических расстройств, наиболее важный фактор здесь – нестабильность в семье.

Наши рекомендации