Третья должность врача есть познание самой болезни
4- должно исследовать настоящее положение болезни в больном
Истории болезней должно писать точно таким порядком, каковой я изложил в испытании больного, в определении болезни и в способе лечения. Вначале описывается самый больной. Его возраст, сложение, соразмерность частей, образ жизни, состояние, наследственные болезни, болезни прошедшие и пр. составляют предрасположение к болезни, первый и внутренний предмет больного. Второй и наружный предмет есть изыскание причин, воздействовавших на тело и на душу больного. Сии причины сказывает либо сам больной, например, о простуде, о бане, либо врач изведывает оные, вопрошая больного, например, о пище, питье, жилище, трудах, либо врач вопрошает сам себя о воздушных переменах, о свирепствующих повальных и заразительных болезнях; потому что больной часто не имеет о них никакого понятия. Третий предмет, происшедший из соединения двух первых, есть самая болезнь, изыскание перемен и припадков ее от начала до конца, и исследование настоящего состояния больного, с головы до ног. Сии три предмета извлекаются из испытания или экзамена больного. Четвертый предмет во врачебной истории есть определение болезни по ее натуре, виду, поприщу и величине и основывается на сем же испытании больного. Из сих четырех происходит пятый предмет, то-есть, лечение больного. Он состоит в трех предписаниях: в назначении пищи и пития, внутренних лекарств и наружных средств. Все сии предписания должны стремиться к одной цели. Шестойи последний предмет в истории болезни есть предведение исхода болезни. Оно основывается на выше сказанных пяти предметах, т. е, на познании больного, на изыскании причин, на ходе болезни, на определении натуры и формы оной и на успешном, либо безуспешном ее лечении. Исход болезни есть троякий: в жизнь, в смерть и в другую болезнь».
Вклад- Первый директор медицинского факультета Московского университета.
- Впервые в России ввел опрос больного и составление истории болезней, разработал схему клинического исследования больного.
- С его именем связана реорганизация преподавания медицинских наук: были введены практические занятия для студентов и преподавание патологической и сравнительной анатомии, усилено оснащение кафедр учебно-вспомогательными пособиями.
- Создал первую школу российских терапевтов, рассматривавших болезнь как страдание всего организма; подчеркивал, что основная задача врача — распознавание и определение причин заболевания, проведение комплексных лечебных мероприятий.
- Первым заявил о профилактической медицине.
- Один из основоположников русской военно-полевой хирургии и военно-полевой терапии.
РЕФОРМЫ КОНДОИДИ
Кондоиди Павел Захарович русский врач, один из организаторов медицинской службы русской армии,
Став во главе медицинской канцелярии (1753), П.З. Кондоиди провел реформу медицинского образования: были введены семилетнее обучение, экзаменационная система, клиническое изучение больных (составление истории болезни и пр.); в программу преподавания вошли физиология, женские и детские болезни, акушерство. Стремясь к тому, чтобы преподавание М. в русских школах не отставало от европейских унтов, П.З. Кондоиди в 1761 г. добился направления для усовершенствования в университеты Европы десяти лучших выпускников, которые вскоре защитили докторские диссертации и, возвратившись в Россию, стали воспитателями новых поколений отечественных врачей. С именем П.З. Кондоиди связаны также создание в 1756 г. первой русской медицинской библиотеки, организация школ повивального искусства, по его настоянию из-за границы начали выписывать учебные пособия и иностранные медицинские журналы.
В 1786 г. была проведена новая реформа медицинского образования. Госпитальные (медико-хирургические) школы были отделены от госпиталей, при которых они состояли, и преобразованы в самостоятельные учреждения — медико-хирургические училища. В этих училищах теоретическое обучение было усилено за счет практического, преобладавшего в госпитальных школах.
Создал первый в России подвижной (походный) госпиталь, ввёл специальное образование для акушерок, учредив школы "бабичьего дела" в Москве и Петербурге (1757), расширил и углубил программу обучения в госпитальных школах, регламентировал обязательное вскрытие трупов при обучении анатомии и усовершенствовал прозекторское дело; осуществил посылку для усовершенствования русских лекарей за границу, в результате чего были созданы отечественные кадры преподавателей высшей медицинской школы, составил первую русскую фармакопею для полевых аптек и военных врачей. Учредил учёные врачебные совещания (первое в России медицинское общество), организовал при Медицинской канцелярии первую публичную медицинскую библиотеку. установил их программы, точные сроки обучения и порядок экзаменов,запретил телесные наказания, издал первый русский список врачей, учредил акушерские школы (школы «бабичьего дела») в Петербурге и Москве (1757).
с 1758 г. в Москве существовала акушерская школа (впоследствии преобразованная в Повивальный институт при Московском императорском воспитательном доме), руководимая профессором-акушером Иоганном Фридрих Ом Эразмус с титулом "доктор бабичьего дела".
помимо анатомии обязательными предметами становятся физиология, акушерство и женские болезни. В 1786 г. госпитальные школы переименованы в медико-хирургические училища, затем в академии, к 1798 г. уже было выпущено 3000 врачей.
Добился установления профессорских должностей в госп.шк.
ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕГО МЕД.ОБРАЗОВАНИЯ-18 В.
Госпитальные школы. перваяМоск.госп шк-1707.Пример доктора Бидлоо. Решено было открыть в стране новые госпитальные школы - две в Петербурге, при сухопутном и адмиралтейском госпиталях и одну в Кронштадте, при адмиралтейском госпитале. В 1736-1737 гг. в этих госпиталях ра- ботал шотландский хирург Джон Кук.
В подготовке врачебных кадров и развитии практической медицины в России XVIII в. большую роль сыграли госпитальные школы (1707), открытые на базе госпиталей, и медицинский факультет Московского университета (1764).
Первая госпитальная школа была открыта при постоянном сухопутном госпитале в Москве (1707), руководить которой был назначен голландский врач Николай Бидлоо, «ближний доктор его царского величества»,2 ученик Г.Бургава, племянник анатома, атласом которого пользовался сам Петр I. Открытие госпиталя и школы является частью реформ первой четверти XVIII века, проводимых в России в области государственного управления, экономики и культуры. Такие школы были открыты на базе и других госпиталей.
В 1754 г. П. 3. Кондоиди был разработан и утвержден новый учебный план, по к-рому на 1-м и 2-м годах обучения в Г. ш. изучались анатомия (с элементами гистологии), фармация и рисование; на 3-м году к этим предметам прибавлялась физиология; на 4-м изучались физиология и патология (включая патологическую анатомию); на 5-м и 6-м— физиология, патология, оперативная хирургия и проводилась медикохирургическая практика. На 7-м учащиеся проходили клин, практику в госпитале и изучали в аптеке приготовление лекарств. Ученики в Г. ш. изучали также судебную медицину, а с 1763 г. акушерство, женские и детские болезни.
Учащиеся присутствовали на вскрытиях. В первые годы существования в школах остро чувствовался недостаток пособий. в русских госпитальных школах обучение носило практический характер, проводилось в значительной мере у постели больного, стали вестись прообразы истории болезни – «скорбные листы»
Для получения звания лекаря, после прохождения общеобразовательной подготовки (славяно-греко-латинская академия или духовное училище), в госпитальной школе необходимо было учиться 5-7, а иногда и 11 лет. В программу преподавания были включены все теоретические и практические медицинские дисциплины в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Через 3 года после сдачи экзаменов ученику присваивалось звание подлекарь (среднее между врачом и фельдшером), а по окончании седьмого года подлекаря производили в лекари. Обучение проводилось на практике, в больничных палатах.
В каждой госпитальной школе был анатомический театр с музеем, библиотека, ботанические огороды.Среди анатомических препаратов были препараты и с патологией зубочелюстной системы, а среди инструментов были инструменты для проведения зубоврачебных операций (на голове, губах, деснах, языке). В библиотеках госпиталей были книги и диссертации по вопросам зубоврачевания.
Учащиеся Г. ш. вели записи наблюдений у постели больных. проверки знаний учащихся проводились экзамены как в течение курса, так и при выпуске из школы. Требовалось показать не только достаточную теоретическую подготовку, но и усвоение практических навыков (демонстрация анатомических препаратов и хирургических инструментов, накладывание повязок на фантомах и больных, производство операций на трупах, прописывание рецептов, приготовление лекарств).
В 1710 году Н.Л.Бидлоо написал труд «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре», содержание которого позволяет судить о первой программе преподавания научной хирургии в России. «Наставления» состоят из 4-х частей: часть I названа в точном соответствии с оригиналом рукописи, состоит из нескольких глав и начинается с определения понятия «хирургия»: « это предмет, созданный опытом, на основе познания и изучения хорошо сложенного человеческого тела, для восстановления и сохранения неестественно измененного случайными болезнями тела и красоты его, что достигается приложением рук извне, применением внутрь лекарств, а также инструментов».
Н.Л.Бидлоо относит к хирургии анатомию, химию, ботанику и четыре вида оперативных вмешательств: соединение, разделение, удаление, протезирование. Заключительная часть этой главы представляет своеобразный свод хирургической деонтологии, значение которого трудно переоценить. Остальные главы - это перечисление приемов оперативной техники, в т. ч. и на сосудах. Часть II рукописи представляет описание хирургических операций «от головы до пят», а также показания и противопоказания к ним. Часть III состоит из глав, посвященных лечению болезней костей, в частности рахита, а также лечению сифилиса. Часть IV включает в себя индексы, или каталог анатомических предметов. По «Наставлениям» Н.Л.Бидлоо учащиеся обучались в госпитальной школе.
Характерными особенностями госпитальных школ XVIII века являлись: высокий общеобразовательный уровень учащихся, приходивших из учебных заведений духовного ведомства, знание латинского языка, философии, трудов греческих и римских писателей и философов, демократическое происхождение.
Врачи, получившие образование в госпитальных школах, занимали ведущее место в русской медицине, некоторые из них стали преподавателями в этих школах, а позднее в университете.
К концу XVIII в. в связи с возрастанием требований к подготовке врачебных кадров, госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические училища (1786), а затем в медико-хирургические академии (1798) в Петербурге и Москве с более обширными программами и новым учебным планом.
Медицинский факультет был открыт в 1764 ,не было клинического преопдавания,анатомии,вскрытия
МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА — высшие медицинские учебные заведения, существовавшие в России в конце 18 в. и готовившие врачей для армии, военно-морского флота и гражданской службы. М.-х. у. возникли в результате реорганизации госпитальных школ в 1786 г. и находились в ведении медицинской коллегии . Было создано три М.-х. у.— Московское, Петербургское и Кронштадтское. Существовавшее с 1783 г. в Петербурге Калинкинское М.-х. у., преподавание в к-ром велось на нем. языке, было ликвидировано в 1802 г., не сыграв существенной роли в развитии мед. образования и науки в России; учащиеся были переведены в медико-хирургическую академию
Каждое училище имело три кафедры: 1) анатомии, физиологии и хирургии; 2) патологии, терапии и мед. практики; 3) ботаники, materia medica (лекарствоведение) и химии. Имелись курсы рисования и латинского языка. В 1787 г. во всех М.-х. у. была организована четвертая кафедра — акушерства, женских и детских болезней, а с 1793 г. введено преподавание математики и физики. Учащихся в училища набирали гл. обр. из воспитанников духовных семинарий; после двух лет обучения им присваивалось звание подлекаря, а по окончании полного курса обучения (7 лет) — лекаря. В 1795 г. было утверждено разработанное С. С. Андреевским и Я. О. Саполовичем «Предварительное постановление о должностях учащих и учащихся», согласно к-рому был установлен пятилетний срок обучения. На первых трех курсах изучались математика, физика, химия, ботаника, анатомия, физиология, materia medica, рецептура, патология, терапия, хирургия и секционный курс. Окончание их давало право на звание подлекаря. На четвертом курсе изучались хирургия и акушерство. После сдачи экзаменов четвертого курса учащимся присваивалось звание кандидата хирургии. На пятом году обучения учащиеся обязаны были сделать четыре крупных операции на трупе и приготовить два анатомических препарата, кроме того, учащиеся дежурили в клинической палате, вели больных, имели под наблюдением учащихся третьего года обучения, представляли на рассмотрение профессора составленные самостоятельно истории болезни. По окончании полного курса выпускникам присваивалось звание лекаря (см.).
Наибольшее значение придавалось наглядности обучения. Так, профессору химии и ботаники предписывалось «производить перед глазами их учащихся действия на опытах, о котором говорил перед тем на словах»; профессору физиологии — «изъяснять физиологию во всей ее подробности, которая не только словами, но произведением физиологических опытов над живыми скотами сопровождаться долженствует». Профессора избирались «ученым собранием»; кандидат на должность профессора обязан был представить оригинальную научную работу, прочитать пробную лекцию на русском языке и ответить на вопросы по своей специальности. Для подготовки к профессорской должности при кафедрах устанавливались должности адъюнкта.
в медико – хирургических училищах устанавливался пятилетний срок обучения. Учащиеся первых трех курсов изучали общеобразовательные предмет, а также анатомию, рецептуру, физиологию, хирургию, окулистику и другие специальные дисциплины. На четвертом и пятом курсах были, в основном, практические занятия и дежурства в клинических палатах госпиталей. После успешной сдачи экзаменов выпускники училища получали звания лекарей.
В этих специализированных медицинских учебных заведениях была хорошая материальная база: анатомические театры, физические и химические лаборатории, ботанические сады, обширные библиотеки. Теоретическая подготовка учащихся сочеталась с медицинской практикой, что позволяло им сразу после окончания училищ выполнять обязанности лекарей и фармацевтов в полном объеме. Многие выпускники отправлялись на службу в русскую армию и на флот, которые в ходе почти постоянных войн и конфликтов несли людские потери.
Калинкинский унверситет. В Петербурге существовало еще одно медицинское учреждение, предназначенное для облегчения получения лекарских дипломов детьми иностранцев, проживавшими в России. Это был Калинкинский медико-хирургический институт. Он был организован в 1783 г., преподавание там велось на немецком языке, и только акушерство читалось параллельно на русском и немецком языках. Практику слушатели проходили в родильном отделении Калинкинской больницы на 20 коек, которое являлось по сути первой в России акушерской клиникой.
При царствовании Екатерины II, в 1789 году, был дан Устав повивальным бабкам, по которому к "бабьичему занятию" допускаемы были только испытанные в знаниях и принесшие особую Присягу. Требовались от них также доброе поведение, скромность, неболтливость и трезвость - "дабы во всякое время в состоянии были дело свое исполнять". Важно отметить, что присяжные бабки "недостаточным родильницам" должны были "услуживать безденежно"...