Групповая и индивидуальная психотерапия
В ходе использования групповых и индивидуальных форм в комплексной терапии в Клинике неврозов в Варшаве возникали проблемы по специфике их воздействия. Проводимые в этом направлении исследования имели экспериментальный характер и продолжались полгода. Сравнения проводились параллельно в трех группах больных неврозами с использованием различных форм психотерапии. Первая группа (39 человек) проходила лечение методом групповой психотерапии в четырех закрытых группах. Вторую группу (39 человек) лечили с помощью индивидуальной психотерапии, третью (37 человек) — с помощью групповых и индивидуальных методов. Во всех трех формах психотерапевтического процесса участвовали одни и те же психотерапевты.
Исследования велись по следующим переменным:
1) эффективность используемых форм для симптоматического улучшения. Применялся следующий измерительный инструментарий:
а) клинический симптоматический опросник, разработанный J. Aleksandrowicz. Он содержит 94 вопроса, касающихся интенсивности различного рода
невротических симптомов. На основе клинической оценки содержания вопросов они были разделены на 15 симптомокомплексов. Был подсчитан общий показатель интенсивности всех симптомов. Клинический симптоматический опросник заполнялся пациентами за месяц до начала лечения, трижды во время лечения и год спустя после его окончания;
б) клиническая оценка симптоматического улуч
шения по 4-балльной шкале давалась психотерапев
тами в конце лечения;
в) шкала оценок Hock — Hess содержала, в част
ности, 3 вопроса оценки больным наблюдаемого общего
улучшения, уменьшения физических и психических
симптомов. Пятибалльную шкалу Hock пациенты,
оценивающие себя, заполняли в конце лечения; в слу
чае проведения групповой и комплексной психотера
пии ими производилась и оценка других участников
группы;
2) эффективность сравниваемых психотерапевти
ческих методов для достижения пациентами осозна
ния конфликтной проблематики. Измерительным
инструментарием для выявления степени осознания
служил опросник с вопросами о причинах возникно
вения невротических симптомов и актуального уси
ления их в настоящее время. В опроснике было
16 утверждений по конфликтной проблематике,
выраженных в категориях конфликта потребностей.
Пациенты оценивали каждое утверждение по 5-бал
льной шкале оценок (от «совершенно верно» до «со
вершенно неверно»), определяя тем самым у себя сте
пень проявления данного конфликта. Оценки давались
пациентами три раза в ходе лечения и один раз психо
терапевтом в конце лечения;
3) тот же опросник (с иной инструкцией) исполь
зовался для оценки пациентом его конфликтной проб
лематики в результате лечения. Он заполнялся психо
терапевтом один раз в конце лечения;
4) в конце лечения пациенты, используя шкалу
Hock — Hess, проводили оценку не только симптома
тического улучшения, но и по другим параметрам
указанной методики;
5) различия в поведении пациентов и групповых
психотерапевтов в зависимости от используемой фор
мы психотерапии. Измерительным инструментарием
служила карта наблюдения, заполняемая трижды в
ходе лечения психотерапевтом. Сведения, внесенные
в карту наблюдения, касались поведения пациента на занятиях по групповой и индивидуальной психотерапии и других форм групповой активности, а также используемых техник.
Подводя итоги исследований, можно сделать вывод, что сравниваемые формы психотерапии, в принципе, дают один и тот же результат. Достигнутые результаты можно считать положительными, они отражают уменьшение интенсивности невротических симптомов и повышение эффективности функционирования [Bigo В. et al., 1978; Czabala Cz. et al., 1979; Leder S. 1980]. Отсутствие специфических результатов при использовании отдельных форм психотерапии может свидетельствовать о том, что на специфику терапевтических результатов большее воздействие оказывает психотерапевтическая ориентация, чем технические способы ее реализации (при сравнении терапевтических форм использовались те же самые теоретические принципы Клиники неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве). Данные исследований свидетельствуют, что степень и тип результатов зависят не только от формы психотерапии, но и от использующего их группового психотерапевта и категории больных.
Подобные закономерности установлены в катам-нестических исследованиях [Kuliszkiewicz D. et al., 1981], проведенных год спустя (были получены данные от 86% обследованных). В группе были зафиксированы нарастающее симптоматическое улучшение и изменения в социальном функционировании, причем, если в ходе лечения отмечались положительные изменения, они возрастали в течение следующего года, если при выписке результат отсутствовал, то и далее наблюдался тот же эффект или даже ухудшение. Установлено, что диагноз влияет на степень улучшения. Более значительное улучшение чаще всего отмечалось у пациентов с депрессивным, фобическим и неврастеническим неврозами.
Проводился анализ поведения участников психотерапевтических групп на занятиях по групповой психотерапии [Bigo В. et al., 1979]. Установлено, что если групповая психотерапия используется в качестве единственного лечебного метода, в начале лечения члены группы легче проявляют эмоции (особенно отрицательные), чаще демонстрируют симптомы; они чаще бывают авторитетными для участников группы.
Пациенты, проходящие курс комплексного лечения (сочетание индивидуальной и групповой психотерапии), чаще сосредоточиваются на сборе и предоставлении информации.
Иные различия отмечаются в середине лечения. Группы, в которых не проводилась индивидуальная психотерапия, отличались более традиционными интеракциями, те же, которые ее получали, чаще работали над углублением обсуждаемой проблематики. В ходе комплексной психотерапии для взаимоотношений группового психотерапевта и пациента характерно более редкое проявление поведения типа «зависимости и поиска опеки», эмоций типа «симпатии» и поведения типа «афиляции» [Kosewska A., Pohorecka A., 1979]. При сочетании групповой психотерапии с индивидуальной в конце психотерапевтического процесса групповой психотерапевт реже дает указания и определенные задания пациентам [Bigo В. et al., 1979].