Сплоченность в психотерапевтических группах

Сплоченность является особенностью психотера­певтической группы. Проводился ее обстоятельный анализ с учетом последствий наличия или отсутствия сплоченности для хода и эффективности психотера­певтического процесса.

В работе A. Kosewska (1978) сплоченность пони­малась как привлекательность психотерапевтической группы для участников в сферах межличностной привлекательности; привлекательности норм, форм и целей группы; привлекательности группового психо­терапевта. В работе анализировалась динамика спло­ченности и ее связи с отдельными переменными психо­терапевтического процесса. Были обследованы 119 че­ловек, в том числе 70 больных неврозами, члены двух открытых психотерапевтических групп в Клинике нев­розов ~в Варшаве и 49 студентов, больных неврозами, члены пяти открытых групп, проходивших курс лечения в реабилитационно-лечебном лагере. Выяснилось, что если группа привлекательна для пациентов, у них чаще наблюдались положительные результаты в улучше­нии самочувствия, инсайта и реориентации (которые измерялись 4-балльной шкалой оценок, описанной выше).

Сплоченность тесно связана с изменением устано­вок относительно положительных интеракций и мето­дов лечения (измеряемым семантическим дифферен­циалом Osgood).

В упомянутой работе подчеркивалось, что спло­ченность группы не означает единодушия в суждениях и мнениях участников и не ведет к появлению в груп­пе атмосферы давления, подчинения и зависимости. Группа, где сталкиваются различные точк:-1. зрения,

в которой возникает напряженность, а иногда и борь­ба, не перестает быть привлекательной для ее членов. Учитывая полученные в работе данные, можно ска­зать, что привлекательность группового психотера­певта очень важна, поскольку он является моделью проблемной активности на психотерапевтических заня­тиях (измеряется IPA Bales) и представителем приня­тых в данном заведении норм. Кроме того, в начале процесса психотерапии психотерапевт воспринимается группой как единственный авторитетный человек, способный им помочь. Поэтому, если психотерапевт является привлекательным для участников группы, в первой фазе лечения отмечается улучшение самочув­ствия больных, они охотнее принимают участие в заня­тиях по групповой психотерапии и чувствуют себя на них в безопасности.

Групповой психотерапевт

A. Kosewska и A. Pohorecka в своих исследованиях поставили своей задачей определение связи между некоторыми особенностями группового психотерапев­та и характером его ролевого участия в работе груп­пы, установление способов восприятия психотерапев­та больными неврозами. Были обследованы 20 груп­повых психотерапевтов из трех психотерапевтических центров в Варшаве и Кракове и 279 пациентов с нев­ротическими нарушениями и расстройствами личнос­ти, члены 29 открытых и закрытых групп. В исследо­ваниях использовались:

— тест прилагательных Gough для определения
индивидуальных особенностей и идеального психо­
терапевта (в восприятии групового психотерапевта
и пациентов);

— анкета с вопросами и ответами относительно по­
ведения (цели, техники, способы руководства группой)
и эмоций группового психотералевта при работе с
группой на занятиях по групповой психотерапии. На
основе анкеты была определена степень открытости
и директивности группового психотерапевта (в вос­
приятии последнего и пациентов);

— социометрический выбор для определения пози­
ций психотерапевта в группе и сравниваемой с нею
позицией его в профессиональном коллективе;

— опросник сплоченности для определения прив-

лекательности психотерапевта для пациента и степе­ни привлекательности для него группы;

— список прилагательных и шкала оценок для
определения степени однозначности группового пси­
хотерапевта и степени позитивности образа пациен­
тов из его группы;

— анкета для определения теоретической ориента­
ции обследуемых психотерапевтов (цели психотерапии,
лечебные факторы, эффективность, характер ролево­
го участия).

Исследования проводились дважды — в начале и в конце психотерапевтического процесса. В принципе, установлено совпадение восприятия пациентами пове­дения группового психотерапевта на занятиях с вос­приятием этого поведения самим психотерапевтом. Обследуемые групповые психотерапевты на занятиях по групповой психотерапии чаще всего ставили сле­дующие цели: выражение пациентами эмоций и дос­тижение инсайта, а также попытки реориентации (как в первой, так и в заключительной фазе). На за­нятиях использовались следующие техники: вопросы об эмоциях, интерпретации и предложения выполне­ния задач (в заключительной фазе).

Установлены совпадения в восприятии психотера­певтов, как относительно мало открытых, так и мало директивных.

Образ идеального группового психотерапевта был у исследуемых психотерапевтов и пациентов иденти­чен по интеллектуальным характеристикам, межлич­ностным контактам и руководству, т. е. обе обследуе­мые группы видели психотерапевта в роли доброжела­тельного лидера-эксперта. Обследуемые психотерапев­ты отличались однозначностью образа в восприятии пациентов и соответствием собственного описания описаниям их личности пациентами.

Из проведенных обследований следует, что в изу­чаемых группах существует положительный климат для психотерапевтического отношения; это находит выражение в большом количестве положительных социометрических выборов, полученных психотера­певтом. Более открытые и директивные психотерапев­ты получали большее число положительных выборов. Групповые психотерапевты воспринимались пациен­тами преимущественно в роли эксперта, опекуна и модели поведения, что совпадает с теоретической установкой психотерапевтов. Психотерапевты, зани-

мающие высокую социометрическую позицию в про­фессиональной среде, имели такую же позицию в груп­пе, низкая позиция в профессиональной среде не имела соответствующей оценки в группе.

Незначительные различия в восприятии психотера­певта на начальном и заключительном этапах выра­жаются:

— в изменении восприятия его роли в группе (на­
чиная с роли эксперта и опекуна и кончая ролью лю­
бимого человека),

— в изменении целей и техник, используемых на
занятиях, направленных на попытки реориентации
пациентов, т. е. изменение поведения. Эти изменения
отражают ориентацию обследованных групповых пси­
хотерапевтов, стремление к самостоятельности от­
дельных пациентов и группы в целом, работу группы
по изменению поведения в заключительной фазе пси­
хотерапии.

На последующих этапах обработки результатов исследования будет проанализирована зависимость между вышеперечисленными переменными.

Наши рекомендации