Роли психотерапевта. групповые ситуации
В. А. ТАШЛЫКОВ
Групповой психотерапевт должен обладать достаточно гибкими, пластичными формами поведения, а также диалектической двойственностью своих позиций в зависимости от задач и типа" группы, ее развития и конкретной групповой ситуации.
Представленные выше критерии иллюстрируют поведение психотерапевта в различных групповых ситуациях.
Директивность — недирективность
Пример 1. Группа находится в начальной фазе психотерапевтического процесса (3-е занятие). После знакомства друг с другом, обсуждения некоторых форм работы группы и выяснения ожиданий каждого пациента относительно его участия в работе группы ее участники ведут беседу на отвлеченные темы. Все чувствуют себя свободно и способствуют сохранению атмосферы псевдосплоченности. Пациент А. с удовлетворением заметил: «В нашей группе оказались очень хорошие люди, все мы относимся друг к другу с пониманием». Сидящая рядом с ним пациентка Р. поддержала его: «Да, мы активные, много говоримой нам легко общаться между собой в отличие от другой группы, где вчера молчали 30 минут, а С. выбежала оттуда в слезах». Спокойный, рассудительный пациент Б. сказал: «Стрессов у нас хватает в жизни, в группе они ни к чему». Остальные члены группы охотно, с удовольствием поддерживают эти высказывания. Психотерапевт в этот момент заявляет: «Я не понимаю, чему вы радуетесь. Проходит третье занятие, а вы бесполезно для себя проводите время». После некоторого молчания пациент А. сказал: «Давайте обсудим влияние стресса на человека». Психотерапевт: «Эта тема не имеет никакого смысла с точки зрения целей наших встреч». Члены группы выглядят уже несколько напряженными. Пациентка В. предлагает тему: «Давайте поговорим о воспитании детей, этот вопрос важен для всех». Психотерапевт обращается к ней: «Речь идет о Ваших трудностях с детьми?». Пациентка В.: «Почему же о моих, это вообще интересная проблема». Психотерапевт: «В таком случае я советую Вам пойти на лекцию о воспитании детей». Некоторое время пациенты еще пытались предлагать различные темы общего характера, но психотерапевт отклонял их. В группе возникло
напряженное молчание, после чего последовали высказывания, выражающие недовольство позицией психотерапевта. Последующий анализ этих высказываний и чувств членов группы по отношению к поведению психотерапевта способствовал переходу к обсуждению актуальных для группы проблем.
В описанном фрагменте занятия психотерапевт обосновал свое директивное поведение необходимостью ускорения перехода группы к обсуждению ее актуальных проблем.
Пример 2. Занятие (6-е от начала лечения) началось с продолжительного молчания, после чего пациент Ю., молодой человек с истерическим неврозом, сказал, что ему «очень трудно искренне говорить о себе и своих проблемах, так как очень искренний человек выглядит вообще необычным в глазах окружающих». Психотерапевт, обращаясь к нему, заметил: «Вас ведь в группе ни к чему не принуждают, Вы сами решаете, о чем Вы хотите и можете сейчас говорить». После некоторого молчания пациент Ю. продолжил разговор и, смущенно улыбаясь, сказал, что некоторые люди называют его искреннее поведение смешным. Психотерапевт обратился к членам группы с предложением высказаться о том, что они чувствуют по отношению к Ю. и как воспринимают его поведение. Пациентка И. сказала, что такое поведение Ю. она понимает как желание нравиться окружающим, привлечь к себе внимание. Другие члены группы включились в обсуждение особенностей поведения пациента Ю. К психотерапевту никто не обращался, сам он не вмешивался в ход дискуссии, иногда лишь давал более точные формулировки того, о чем говорили члены группы.
Использование лечебного потенциала группы
Для решения проблематики члена группы
И группы в целом
Пример 1. В начале занятия пациентка Р., с неврастенией, инженер по специальности, обратилась к группе с просьбой помочь ей разобраться в беспокоящих ее чувствах неуверенности и неполноценности, из-за которых она обычно, и<в жизни, и в группе, остается пассивной и незаметной. Члены группы расспрашивали ее о прошлой жизни, о ситуациях, где проявляется эта неуверенность. Пациентка И., с истерическим неврозом, музыкант по профессии, которая обычно концентрировала внимание членов группы на себе и к которой (как показал дальнейший анализ) Р. испытывала зависть, заявила: «Я очень многих вещей не знаю, а в технике, например, в отличие от тебя, Р., совсем не разбираюсь, однако не страдаю из-за этого». Психотерапевт: «Разве Р. страдает от незнания?». Одна из пациенток: «Наверное, она страдает от того, что ее мало ценят окружающие люди». Психотерапевт: «Здесь в группе ее тоже мало ценят?» На этот вопрос тотчас реагирует пациентка И.: «Р. сама решила, что ее не ценят, и ведет себя так, чтобы ее не ценили. Разве для меня музыка — это преимущество? Ведь немало людей считают занятие музыкой чем-то несерьезным». Сидящий рядом пациент С., улыбаясь, заметил: «Смотрите, какой довольной она выглядит!» Психотерапевт обратился к группе: «Чем же довольна И.?» Пациент С.
ответил: «И. ожидает, что мы се будем разубеждать и хвалить, говорить об ее увлечении, таланте». Психотерапевт: «Значит, И. ценит себя и считает, что окружающие ее ценят, а Р. себя не ценит и считает, что окружающие не ценят ее. Это различие как-то влияет на их отношения друг с другом?» Пациент А.: «Я думаю, что Р. хотела бы оставаться прежней, но пользоваться таким же вниманием окружающих к себе, какое, по ее мнению, имеет И. Напрасно она так считает. К ней в группе очень хороню относятся, и И. это немного задевает». Далее в группе развернулась дискуссия о взаимоотношениях Р. и И. и об отношениях членов группы к этому конфликту. Психотерапевт активно побуждал пациентов к вербализации чувств, которые они испытывали в ходе дискуссии.
В описанной групповой ситуации психотерапевт, используя лечебный потенциал группы и выступая в роли эксперта, сосредоточился на анализе трудностей межличностного общения, переживаемых членом группы. Это позволило прояснить не только проблему этого члена группы, но и разрешить длительно сохранявшуюся конфликтную ситуацию, которую группа опасалась раскрыть и поэтому ограничивалась на предыдущих занятиях обсуждением общих вопросов. Благодаря данно-й тактике психотерапевта группа в течение сеанса заметно продвинулась в понимании взаимосвязей между тем, что члены группы чувствуют, думают, говорят и делают.