Цели основных направлений психотерапии.
Наибольшее развитие и признание получили 3 психотерапевтических направления и возникшие на их основе методы.
Направления: 1) психоаналитическое (психодинамическое, динамическое) (динамическое направление в психотерапии), 2) бихевиористское (поведенческая психотерапия) и 3) гуманистическое (гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, опытное) направление в психотерапии).
В этих трех направлениях психотерапии, ориентированных на личностные изменения, а не на один лишь симптом, наличие определенной личностной концепции позволило создать психотерапевтическую систему, характеризующуюся логической последовательностью взглядов, которая присуща и другим областям медицины. Это представление о норме (в психотерапии – о личности), о патологии (в психотерапии – о личностных изменениях) и логически вытекающее из этого представление о задачах и способах лечения.
Так, психоанализ, рассматривающий в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения первичные влечения и потребности, а невроз – как следствие их вытеснения в бессознательное и конфликта с сознанием, логически понятно определяет и основную задачу психотерапии – осознание этого конфликта.
Для бихевиоризма личность есть поведение, а невроз – это неадаптивное поведение, возникшее в результате неправильного научения, поэтому основная задача психотерапии формулируется как обучение новым, адаптивным способам поведения.
Гуманистическая психология рассматривает в качестве основной потребность личности в самоактуализации, а невроз – как результат блокирования этой потребности. Из такого понимания следует и задача психотерапии, которая заключается в приобретении пациентом нового эмоционального опыта, способствующего становлению адекватного целостного образа «Я», и возможностей для самоактуализации личности.
Психоаналитическая психотерапияисходит из бессознательного механизма формирования психопатологической симптоматики (невротической, психосоматической) и вследствие этого направлена на перевод бессознательных влечений в сознание человека, их переработку и отреагирование. В классическом психоанализе выделяются такие психотерапевтические методики, как метод свободных ассоциаций, реакции переноса и сопротивления. При применении метода свободных ассоциаций человек продуцирует поток мыслей, воспоминаний детства, не поддающихся анализу и критике, а психотерапевт-психоаналитик оценивает их, рассортировывая в зависимости от значимости, стараясь выявить вытесненные из сознания патогенные детские переживания. Затем от пациента требуется отреагирование (катарсис) значимых переживаний с целью избавления от их негативного влияния на психическую деятельность. Сходным образом происходит процесс терапии при анализе сновидений, ошибочных действий (описок и оговорок) человека, за которыми, как считается в психоанализе, стоит символическое обозначение симптомов и проблем в связи с вытеснением их из сознания. Основным показанием для применения психоаналитической психотерапии является анализируемость пациента (феномен, сходный с гипнабельностью и внушаемостью в суггестивной психотерапии), зависящая от личностных особенностей пациента, в первую очередь, от интенсивности мотивации на длительный процесс терапии, а также от способности снять контроль над своими мыслями и чувствами и способности к идентификации с другими людьми. К противопоказаниям относят истерические личностные расстройства.
Поведенческая психотерапия.Суть поведенческой психотерапии не купирование, т. е. лечение психопатологической симптоматики, внедрение в процесс этиопатогенеза заболевания, но научение и тренинг. Когнитивную психотерапию справедливее отнести к методам консультирования, чем к терапии. Это связано с формированием личностной позиции в большей степени с помощью методов диалога и партнерства между пациентом (клиентом) и терапевтом.
Феноменологически-гуманистическое направление.Феноменологически-гуманистическое направление психотерапии близко к психологическому консультированию. Наиболее технически разработанной является гештальттерапия. К основным методикам гешальттерапии относятся: упражнения, направленные на расширение осознания с использованием принципа «здесь и теперь»; формирование завершенных гештальтов с помощью интеграции противоположностей; работа с мечтами и др. Через вегетативную систему осуществляется связь эндокринного аппарата с центральной нервной системой.
Основные формы Психотерапии
Психотерапия – комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через нее – на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.
Основные формы психотерапии:
а) психодинамическая индивидуальная психотерапия (психоанализ З.Фрейда) – метод лечения психических расстройств путем выяснения взаимодействия сознательных и бессознательных элементов психики и переведения вытесненных чувств и конфликтов в сознание.
Показания: невротические расстройства, зависимости, расстройства личности, парафилии.
б) когнитивно-бихевиоральная психотерапия (поведенческая терапия, Лазарус, Айзенк) – в поведенческой терапии главное – это изменение поведения пациента, регулятором которого будет служить позитивный стимул, в когнитивной основная роль отводится познавательным структурам психики. Наиболее распространенные методы: метод систематической десенсибилизации (сочетание стимулов, вызывающих негатив, с переживанием удовольствия), метод прогрессивной мышечной релаксации по Якобсону, метод активной аутосуггестивной релаксации по Шульцу.
Показания: нарушения умственного развития; неадекватные поступки; тревожно-фобические расстройства; навязчивые состояния; расстройства поведения.
в) игровая психотерапия – основана на приниципах динамики психического развития, направлена на облегчение эмоционального стресса у детей с помощью разнообразных игровых материалов.
Показания: при невротических и протекающих по типу соматических расстройствах у детей; для улучшения эмоционального состояния детей после развода родителей; для снижения тревоги у госпитализированных детей; для облегчения заболеваний при психосоматозах, для ослабления агрессивности в поведении и т.д.
г) недирективные методы гипносуггестии – лечебный метод, ставящий специфические лечебные цели и использующий специфические технические приемы во время нахождения пациента в состоянии гипноза.
Показания: человек адекватно реагирует на методы индукции транса; проблема может быть решена данным способом; между клиентом и психотерапевтом устанавливаются доверительные позитивные взаимоотношения; клиент имеет хотя бы минимальную мотивацию к разрешению проблемы
д) групповая психотерапия – применения искусственно созданных малых групп для решений проблем взаимоотношений.
Показания: нарушения социального поведения; страх перед контактами; специфические эмоциональные нарушения с повышенной чувствительностью, робостью; при трудностях во взаимоотношениях