Определение степени суицидального риска
Оценивая степень суицидального риска в настоящий момент и в перспективе, необходимо анализировать информацию о человеке с учетом перечисленных выше Факторов и индикаторов.
Пример: Н. — мужчина 57 лет, вдовец, работает, образование среднее специальное, социальный статус —- рабочий, живет один, алкоголем не злоупотребляет, болен
диабетом, суицидальных попыток в прошлом ни у него, ни у значимых для него лиц не было.
У пациента восемь месяцев назад от онкологического заболевания умерла жена. Дети (два сына) живут со своими семьями в других городах, на большом расстоянии от Н. (обратим внимание на то, что в нашей культуре гораздо чаще забирают пожилых родителей к себе дочери, чем сыновья), у него есть друзья, с которыми он изредка ходит на рыбалку. Он по-прежнему работает, придерживается определенной диеты, принимает инсулин. Оценивает будущее как бесперспективное, боится ухудшения физического состояния, потери работы, не видит в дальнейшей жизни смысла, высказывает суицидальные мысли («порой хочется руки на себя наложить»), однако осуждает самоубийц («их за кладбищем раньше хоронили»). Предполагает, что его состояние могло бы улучшиться, если бы он жил рядом с детьми, которые сейчас не проявляют к нему интереса («после похорон раза три, может, звонил старший...»), мог бы общаться с внуками. Считает себя никому не нужным из-за болезни (диабет), небольших заработков. Преобладает подавленное настроение , долго не может заснуть, просыпается рано утром. Часто вспоминает умершую жену, видит ее в сновидениях, она «зовет» его, машет ему рукой.
/, Социально-демографические, медицинские и биографические факторы
Возраст (57 лет), семейное положение (вдовец), пр°~ живание в одиночестве, тяжелое прогрессирующее ХР0' ническое заболевание (диабет).
Ц. Ситуационные, поведенческие, когнитивные и эмоциональные индикаторы суицидального риска
1. Индикаторы, усиливающие риск суицидального поведения: недавняя смерть супруги, изоляция от родных, узкий круг обшения, мысли о собственной малоценное™, бесперспективности жизни, мысли о желании умереть, подавленное настроение, переживание горя.
2. Индикаторы, ослабляющие риск суицидального поведения: сохранение в общем прежнего образа жизни и привычек, нестойкая запретительная установка на суицид, связанная с христианскими традициями, отсутствие намерений и конкретных суицидальных планов.
III. Ресурсы пациента
Внутренние: он придерживается диеты и выполняет врачебные рекомендации, стремится сохранить работу. 'Узкий круг интересов и небольшой коммуникативный потенциал (всегда вел замкнутый образ жизни, каких-либо УДлечений, кроме рыбалки, не было). Брак продолжался Н года, таким образом, одиночество является для Н. но-вьщ опытом, отсутствует модель совладаюшего поведения.
Внешние: семья, как мы знаем, не поддерживает его, Друзья иногда приглашают на рыбалку. Н. боится потерять работу, так как по болезни он не должен работать: работа Ф1я него не только источник небольшого заработка, чо и место общения. Кроме зарплаты, у него есть пенсия "о II группе инвалидности. Он получает медицинскую помощь как диспансерный больной диабетом (и другими сопутствующими заболеваниями). Благодаря этому он и по- а консультацию к психотерапевту.
Следует сделать вывод, что ресурсы пациента весьма слабые: отсутствие опыта совпадающего поведения, поддержки родных, собственных интересов и долговременных целей, нестабильная ситуация на работе. Однако он получает медицинскую помощь. Ресурсы могут быть усилены благодаря индивидуальной психотерапевтической программе.
Обобщив результаты анализа факторов и индикаторов суицидального риска, а также ресурсов пациента, приходим к выводу, что в его состоянии имеются симптомы, характерные для депрессии: он переживает горе (следует выяснить, нет ли симптомов патологизации горя), испытывает существенные трудности в приспособлении к одинокой жизни, Однако в настоящее время риск суицидального поведения не является высоким*, на что указывает, прежде всего, отсутствие суицидальных намерений, негативное отношение к суициду, неизменность прежнего образа жизни.
В то же Бремя такие признаки, как возраст пациента, его физическое состояние, такой важный ситуационный фактор, как потеря супруги в недавнем прошлом, наличие суицидальных мыслей, компонентов «негативной триады», подавленное настроение, переживание горя, относительная слабость внутренних и внешних ресурсов, позволяют сделать вывод, что вероятность повышения суицидальной активности значительна. Например, пациент может потерять работу в связи с возрастными ограничениями и ухудшением здоровья. В таком случае он окажется в еще большей социальной изоляции, его экономическое положение также ухудшится. Суицидальные мысли же, как известно, по-
* По шкале оценки угрозы суицида (см. с 51) его состояние можно отнести ко второму уровню суицидального ряска.
степенно оформляются в намерения. Следовательно, пациент нуждается в профилактических мероприятиях: психологической помощи и социальной поддержке.
Анализ следующего отрывка из терапевтического интервью позволит начать с обобщения полученной от пациента информации и постепенно перейти к анализу факторов и индикаторов суицидального риска. Обратим внимание на то, что, проводя интервью, терапевт преследует несколько целей:
1) установить эмпатический контакт с пациентом;
2) вызвать надежду на улучшение, что, несомненно, является крайне важным в кризисной интервенции;
3) получить от него такую информацию, которая позволила бы сделать вывод о степени суицидального риска в настоящее время и в ближайшем будущем.
Эмпатический контакт предполагает, в первую очередь, безоценочное слушание, поддержку пациента в его пусть пока еще небольшом желании выговориться; поэтому терапевт не форсировал события и задал далеко не все необходимые вопросы, то есть полученная от пациента информация является весьма неполной. Попытаемся сделать предварительные выводы из имеющегося материала, к тому же, именно так обычно происходит в повседневной психологической и психотерапевтической практике.
Интервью 1 (первая встреча с психотерапевтом)
1. Терапевт (Т.): Чем я могу вам помочь?
2. Пациент (П.): Не знаю.
3. Т.: Ну, что-то же заставило вас прийти сюда?
Следует сделать вывод, что ресурсы пациента весьма слабые: отсутствие опыта совпадающего поведения, поддержки родных, собственных интересов и долговременных целей, нестабильная ситуация нараооте. Однако он получает медицинскую помощь. Ресурсы могут быть усилены благодаря индивидуальной психотерапевтической программе.
Обобщив результаты анализа факторов и индикаторов суицидального риска, а также ресурсов пациента, приходим к выводу, что в его состоянии имеются симптомы, характерные для депрессии: он переживает горе (следует выяснить, нет ли симптомов штологизации горя), испытывает существенные трудности в приспособлении к одинокой жизни. Однако в настоящее время риск суицидального поведения не является высоким*, на что указывает, прежде всего, отсутствие суицидальных намерений, негативное отношение к суициду, неизменность прежнего образа жизни.
В то же время такие признаки, как возраст пациента, его физическое состояние, такой важный ситуационный фактор, как потеря супруги в недавнем прошлом, наличие суицидальных мыслей, компонентов «негативной триады», подавленное настроение, переживание горя, относительная слабость внутренних и внешних ресурсов, позволяют сделать вывод, что вероятность повышения суицидальной активности значительна. Например, пациент может потерять работу в связи с возрастными ограничениями и ухудшением здоровья. В таком случае он окажется в еще большей социальной изоляции, его экономическое положение также ухудшится. Суицидальные мысли же, как известно, по-
* По шкале оценки угрозы суицида (см, с. 51) его состояние можно от нести ко втором;' уровню суицидального риска.
степенно оформляются в намерения. Следовательно, пациент нуждается в профилактических мероприятиях: психологической помощи и социальной поддержке.
Анализ следующего отрывка из терапевтического интервью позволит начать с обобщения полученной от пациента информации и постепенно перейти к анализу факторов и индикаторов суицидального риска. Обратим внимание на то, что, проводя интервью, терапевт преследует несколько целей:
1) установить эмпатический контакт с пациентом;
2) вызвать надежду на улучшение, что, несомненно, является крайне важным в кризисной интервенции;
3) получить от него такую информацию, которая позволила бы сделать вывод о степени суицидального риска в настоящее время и в ближайшем будущем.
, Эмпатический контакт предполагает, в первую очередь, безоценочное слушание, поддержку пациента в его пусть пока еще небольшом желании выговориться; поэтому терапевт не форсировал события и задал далеко не все необходимые вопросы, то есть полученная от пациента информация является весьма неполной. Попытаемся сделать предварительные выводы из имеющегося материала, к тому же, именно так обычно происходит в повседневной психологической и психотерапевтической практике. Интервью 1 (первая встреча с психотерапевтом)
1. Терапевт (Т.): Чем я могу вам помочь?
2. Пациент (П.): Не звяю.
3. Т.: Ну, что-то же заставило вас прийти сюда?
4. П.: Мои друзья посоветовали: они волнуются о моем состоянии.
5. Г.: Что же их волнует?
6. П.: Они заметили, что последние месяцы у меня очень плохое настроение... что я не живу, я дышу, хожу, но это не жизнь.
7. Г.: Вы не радуетесь жизни?
8. Я.: Так и есть.
9. Т.: Может быть, вы подробнее расскажете о своем состоянии?
10. П.: Когда я представляю, что могу прожить еще лет пятьдесят, то думаю, что такая жизнь мне не нужна.
11. Г.: Вы не хотите жить?
12. Я.:Да. Пожалуй, так.
13. Г.. Что-то можно предпринять, чтобы вы почувствовали себя лучше?
14. П.: Не знаю, может, само собой что-то изменится, хотя вряд ли.
15. Т.: То есть вы не надеетесь на изменения к лучшему?
16. Я.:Да, мне ведь уже скоро 25. В таком возрасте у всех есть кто-то, какие-то отношения. ...Но у меня никогда... и я думаю: «Для чего мне жить?»
17. Т.: Вы не женаты и ни с кем не встречаетесь?
18. Я: Да, можно еще сказать: никогда. Я и в работе уже не вижу смысла... Если так будет дальше, мне ничего не интересно.
19. Т.: Неинтересно жить?
20. П.: Это слово не передает мои ощущения. Возможно, неинтересно. Но лучше сказать: отвратительно. Есл бы я вдруг попал под машину, это было бы лучше всег Уже два года я в таком состоянии, и ничего не меняете
21. Т.: Хорошо, что вы все же пришли. Если мы как следует разберемся, то сможем найти способ выйти из этого состояния.
22. Я: Не знаю.
23. Т.: Давайте все же попробуем? Что вы думаете о самоубийстве?
24. П.: На самом деле мне неприятно об этом говорить, я не считаю, что это так уж хорошо. Многие думают, что самоубийцы сумасшедшие. А я теперь понимаю, что человек может просто оказаться загнанным в угол. Аможет, я сам сошел с ума. Вам лучше знать. Нояпред-почитаю своими мыслями ни с кем не делиться. Я только с одним другом говорил, просто чтобы выговориться.
25. Т.: Значит, я второй человек, я хочу сказать, что могу им быть... Вы давно думаете о самоубийстве?
26. П.: Мне пришло это в голову года два назад, а последние три месяца очень часто...
27. Т.: Как часто, каждую неделю или каждый день?
28. Я: Эти мысли у меня в голове почти все время.
29. Т.: Вы думаете только об этом?
30. П.: Иногда я понимаю, как хорошо я мог бы жить, но потом —как все на самом деле... и мне хочется побыстрее с этим покончить. Если бы я мог заболеть какой-нибудь опасной болезнью! Но в последнее время я даже Не простужаюсь.
31. Г-.-Аеще раньше, до этих двух лет, у вас возникали мысли о самоубийстве?
32. П.: В первый раз лет в пятнадцать, потом иногда °Ни приходили, но в последние годы чаще.
33. Т.: Это связано только с тем, что у вас нет девуш-1сИ, или с другими проблемами тоже?
34. Я..Да, девушки нет, но я понял, что я вообще людям противен, да и себе тоже.
35. Т.: Вы имеете в виду, что если вы никому не нравитесь, тогда зачем жить?
36. Я.: Да, это так.
37. Т.: А что-нибудь определенное выдумаете о том. как покончить с жизнью?
3S. Я.: Это необходимо сказать?
39. Т.: Конечно, вы можете не говорить, но если скажете, это поможет нам разобраться, что же с вами происходит,
40. Я.: Да, я думал о разных возможностях...
41. Т.: Можете ли сказать, о каких?
42. П.: Выпрыгну из окна или брошусь под поезд... но у меня не хватит смелости, потому что я трус.
43. Т.: Эти мысли слишком страшные?
44. П.: Да, так что теперь я думаю о более легких способах.
45. Г.; Например?
46. П.: Таблетки. У меня есть 50 таблеток аспирина, мне сказали, что этого хватит. Хотя я не уверен. Может быть, лучше выпрыгнуть из окна?
47. Г.: Вы хотите узнать у меня?
48. Я: Что ж, это было бы большой помошью с вашей стороны.
49. Г.: Ну, могу сказать, что вы не умрете от 50 таблеток аспирина. Хотя помочь вам я могу в другом: изменить настроение и мысли.
50. П.: Вы уверены, что это возможно? Просто взять и изменить?
51. Г.: Да, у меня есть опыт, а вообще люди давно У*£ серьезно занимаются такими проблемами. Есть масса книг, очень много знаний накоплено, и мы действитель-
но помогаем людям с похожими состояниями. Давайте выясним еще кое-что. Вы предполагали или, может быть, уже решили, когда покончить с жизнью?
52. Я: Я загадывал, что если шесть дней подряд я буду чувствовать себя плохо, то сделаю это. Но шести дней подряд еще не было.
53. Т.: И какие приготовления вы сделали бы, если бы этот срок наступил?
54. Я; Наверное, я бы просто выпил 50 таблеток и, конечно, перед этим я хотел что-то написать... как-то попрощаться...
55. Т.: Как давно вы установили для себя такой срок?
56. Л; Десять дней назад.
57. Т.: Как ваши близкие относятся к тому, что у вас такое состояние?
58. П.: Вот они-то переживают за меня. Друзья уговорили меня обратиться к вам.
59. Т.: То есть они заботятся о вас?
60. Я; Да, поэтому они и искали, кто может помочь.
61. Т.: Было ли похожее состояние у кого-нибудь из ваших друзей?
62. П.: Нет, у них не было такого: один уже женат, У Другого есть девушка.
63. Т.: А у кого-нибудь из родственников не было попыток покончить с собой?
64. Я.: Нет... хотя... не знаю.
65. Т.: В последнее время вы читали что-нибудь на эту Тему или, может быть, видели по телевизору?
66. Л.: Нет, но мне это все равно, что и где пишут, мне °Чень плохо. Это трудно понять. Вы действительно мо-
помочь?
67. Т.: Да, могу. Если будем с вами вместе. Сейчас мы обсудим возможную помощь. Но все же скажите, как получилось, что вы пришли через 10 дней после назначения срока, это случайность?
6S. П.: Когда я загадал про шесть дней, мне стало легче. И так более-менее было с неделю. Апотом снова... Вчера был третий день. Я подумал: друг будет винить себя, что не смог уговорить. Хотя иногда мне и это все равно. В какой-то момент я решил пойти, чтобы не быть свиньей.
Для определения степени суицидального риска вначале необходимо выбрать из текста интервью соответствующую информацию и упорядочить ее. Целесообразно использовать таблицы, в которые можно внести сведения, представленные пациентом*. Конечно, во время консультации вряд ли уместно рисовать таблицы**, однако соответствующие столбцы и колонки так или иначе представлены в мысленной схеме, которую использует терапевт. Следует отметить, что на практике могут при-
* См. таблицы 1-8.
* Хотя возможно, а иногда и необходимо использовать готовые фор" мы для записей. Пометки делаются открыто, их можно показать пациенту, объяснить ему их смысл. Подобное информирование пациента о том. как вы понимаете его состояние, помогает быстрее прийти к отношениям с°" трудничества. В телефонном консультировании принято непосредственно во время беседы делать пометки в таблице из трех колонок: (1) ресурсы собеседника, (2) негативный прошлый опыт (биографические факторы суицидальной активности), (3) суицидальные мысли, намерения, план. Те" лефонный консультант должен очень быстро делать предварительные выводы, поэтому он пытается, прежде всего, выявить «горячие» сигнал" суицидального риска, такие как суицидальный план и суицидальные п°' пытки в прошлом, а также любые жизненные ресурсы собеседника, за W70 рые мог бы «зацепиться».
меняться специально разработанные шкалы и вопросники, позволяющие оценить риск суицида, однако пока мы не обнаружили каких-либо качественных диагностических инструментов, сконструированных или адаптированных для русскоязычного контингента.
Делая предположение о степени суицидального риска, опытный практик пользуется и своей интуицией, основанной на опыте. Однако любой начинающий неопытный консультант или психотерапевт не может и не должен полагаться на интуицию, а обязан научиться проводить тщательный анализ интервью.