Анкета № 3(для заключительного периода смены)
1. Некоторые спорят, жизнь в лагере обычная или необычная. Напиши, как думаешь ты?
2. Какие дела, проведенные в лагере, тебе больше всего запомнились?
3. Что нового ты узнал, чему научился?
4. Чем тебе больше всего твой отряд:
а) нравится?
б) не нравится?
5. Как ты оцениваешь работу актива своего отряда?
6. Ты жил в детском коллективе. Какие выводы ты сделал, живя с ребятами из разных районов?
7. За что ты ценишь своих друзей?
8. Произошли ли какие-либо изменения в твоём характере, поступках, отношении, к людям?
9. Твои пожелания людям, работающим с тобой в ДОЛе.
10.Если бы тебе еще раз посчастливилось побывать в нашем лагере, назови трех ребят своего отряда, с кем бы ты хотел еще раз встретиться.
Очень важно правильно организовать отъезд из лагеря. Дети чувствуют отъезд задолго до закрытия смены, обычно за 4-5 дней. Вожатому в эти дни нельзя потерять бдительность, нужно быть предельно внимательным. Это этап подведения итогов работы, анализа деятельности каждого ребенка.
Подведение итогов — это конкретные дела: демонстрация результатов работы кружков, творческие отчеты групп, откровенный разговор по душам о прожитой смене, друг о друге. Кроме того, это специальные дела-прощания с лесом, речкой, лагерем, последняя зарядка, последний матч.
Чувствуя приближение отъезда, дети начинают нарушать правила внутреннего распорядка; если вожатые ослабляют требовательность, то дети пытаются завершить все то, что не успели в «свободной жизни».
Вожатый, помни:
1. Работай по намеченному плану.
2. Стремись не нарушать режим дня.
3. Ограничивай неорганизованное свободное время детей.
4. Старайся организовать коллективные дела с привлечением каждого ребенка.
5. Не давай возможности скучать.
6. Не выпускай из поля зрения ни одного ребенка.
7. Продумай совместно с детьми программу прощального вечера.
8. За день до отъезда сориентируй детей на то, чтобы они сложили все свои вещи, нашли потерянное и отдали чужое;
9. В «королевскую ночь» (последнюю ночь смены) ни на минуту не оставляй своих детей, контролируй ситуацию.
В заключительный период смены не забудь!
1.Организуйте ритуалы прощания:
- Прощание с лесом (прогулка, костер);
- Прощание с озером (отправление бумажной флотилии корабликов в кругосветку с пожеланиями)
- Прощание со спортивной площадкой (дружеский матч)
2. Оставьте пожелания от вашего отряда для ребят следующей смены
3. Допишите всем отрядом последнюю страничку летописи жизни отряда
4. Предложите ребятам изготовить подарки на память, приятные сюрпризы, сердечки с пожеланиями, «Забор пожеланий» - каждая дощечка – имя ребенка вашего отряда и всех вожатых отряда, все желающие могут оставить пожелания на этой дощечке, которую ребенок заберет с собой на память и т. д.
5. Проведите прощальную «Свечку», «Огонек» или костер отряда, поговорите о прожитой жизни, подведите итоги смены, обменяйтесь памятными сувенирами, спойте любимые песни!
Прощальным аккордом пусть прозвучит звездное участие вашего отряда в общелагерном Гала-концерте. Это большой и красивый праздник, он должен быть ярким и запоминающимся для всех участников. Все дети вашего отряда участвуют в отдельных номерах и в общем выступлении отряда. Заканчивается Гала-концерт красочным выступлением вожатского отряда, кружководов, физруков и других представителей временного трудового коллектива лагеря.
План заключительных организационных действий:
- Договоритесь с библиотекарем о времени сдачи книг и проконтролируйте, чтобы ребята вернули книги в указанный срок (за 2 дня до окончания смены)
- В предпоследний день сдайте весь спортивный инвентарь
- Организуйте поиск «пропавших вещей»
- Определите время для сбора сумок и рюкзаков
- Соберите, пересчитайте и сдайте с ребятами постельное белье в день отъезда в указанное время
- Сделайте с отрядом генеральную уборку корпуса и закрепленной за отрядом территории
- Для отъезжающих детей заберите в медпункте медицинские документы для передачи родителям ребенка в городе
- Подготовьте первый список отъезжающих ребят с домашними адресами и телефонами родителей и родственников (для сверки в автобусе, и для получения подписи родителей о передачи ему ребенка) и второй список оставшихся в лагере детей вашего отряда на следующую смену.
«Огонек» в итоговый период
«Расскажи мне обо мне»
Задача: подвести итог жизни отряда, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания и самооценки. Схема проведения «огонька» такая же, но теперь говорит не тот, кто держит символ круга, а просят 2-3х человек, чтобы они рассказали о нем.
Завершить такой разговор можно необычным совместным действием: расставить свечки в сумерках на большой поляне, смастерить и отправить в плавание кораблики с зажженными свечами (романтическое завершение смены более интересно старшим подросткам), нарядить дерево или ель и устроить импровизированный
Глава 7