Проблемы детей среднего возраста
Прогнозируемые ситуации | Варианты решения |
Неуверенны всебе. | Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания. |
Привыкли есть медленно, всухомятку | Увидеть таких детей и принять все меры дл предупреждения конфликтных ситуаций. Посадить детей за отдельный стол. Следить за тем, чтобы съедали первое |
Готовы пробовать все на вкус | Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях |
Быстро теряют интерес к занятиям, внимание рассеянно | Рекомендуется частая смена видов деятельности, которые не должны быть продолжительными по времени |
Слезы и страхи в темноте | Не оставлять одного ребенка в темноте |
Проявляют желание играть с младшими детьми | Поддерживать, поощрять и направлять действия детей по опеке малышей |
Копируют привычки, манеры поведения, лексикон взрослых | Стремиться не подавать дурного примера ни в чем. |
Постоянно опаздывают | Не давать поручений, связанных с учетом времени. |
Впечатлительны | Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом» |
Постоянно рискуют, склонны к травматизму | Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением правил безопасности |
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости | Внимательное доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей |
Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртногоупотребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия. | Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня. Если невозможно полностью избежать ночных занятий, направлять их в приемлемое русло |
Замкнутость, одиночество Обостренное переживание своих недостатков | Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения |
Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры | Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними |
Проявление таинственности (укромные уголки леса, полянки, места рыбалки). Озорство, шалости | Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики |
Советы вожатому
· Поощряй детей и хвали;
· Используй такие виды деятельности, которые дают простор появлению мускульной активности;
· Организуй коллективные спортивные игры, занятия по интересам;
· Организуй разумное руководство;
· Пробуди в ребятах интерес к окружающему миру;
· Стремись обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей.
Развитие подростков (12-14 лет)
Физический рост и развитие
· Девочки обычно выше мальчиков;
· Половое созревание;
· Быстрый рост мускулатуры;
· Завершение роста скелета;
· Быстрый рост мускулатуры;
· Мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 год;.
· Различия среди детей усиливаются, так как некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть.
Характерные особенности
· Дети испытывают внутреннее беспокойство;
· Антагонизм (противостояние) между мальчиками и девочками, дразнят друг друга;
· Мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых;
· Дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета;
· Стремятся к соревновательности;
· Подчиняют свои интересы мнению команды;
· Сопротивляются критике;
· Появляется интерес к заработку;
· Возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности;
· Отчуждение от взрослых;
· Стремление утвердить свою самостоятельность;
· Остро ощущаемая потребность в активности;
· Горячий энтузиазм, но быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие.
· Формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, на моральные требования и оценки;
· Развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых;
· Не принимают на веру все, что слышат от взрослых;
· Способны противостоять влиянию окружающих;
· Могут воздействовать на сверстников.
Советы вожатому
· Проводи коллективные игры (различные для мальчиков и девочек);
· Отдавай предпочтение спортивным играм;
· Используй общий энтузиазм при выполнении порученных заданий;
· Воздействуй опосредованно — через друзей, рассказ о своих проблемах, демонстрацию различных вариантов поведения и его результатов.